В качестве примера в сфере искусства рассмотрим фильм «Матрица».
В 1999 году все люди ждали конца света по-разному. Кто-то закупал соль и спички, кто-то рыл бункер, а братья Вачовски сняли первый фильм трилогии «Матрица». Им удалось сплавить воедино эстетику комиксов и философию серьёзной научно-фантастической антиутопии, внедрить моду на стиль «кибер-панк» и создать одного из самых известных кино-персонажей в мире – Нео.
Просматривая экранизированную версию мысленного эксперимента, зритель может погрузиться в вымышленный мир и получить хорошее представление о философских идеях.
Во время просмотра мы узнаем, что главный герой Нео открывает для себя, что его мир — компьютерная симуляция, а его тело на самом деле болтается в чане с поддерживающей жизнь жидкостью. Хотя мы не можем быть абсолютно уверены в том, что мир именно таков, каким кажется, мы можем быть уверены в том, что существуем. Потому что каждый раз, когда мы сомневаемся, должно быть некое «Я», которое сомневается. В результате размышления Рене Декарта приводят к знаменитому выражению: «Я мыслю, следовательно, я существую».
В трилогии «Матрица» намеренно поставлена с ног на голову главная мечта человечества, ради которой совершалось столько подвигов и преступлений: надежда на светлое будущее. Конец света уже случился, и надо с этим жить. Главный вопрос, который стоит перед героями – нужно ли покидать уютный, удобный мир Матрицы ради страшной реальности?
В 2021 году вышла в прокат четвертая часть «Матрица: Воскрешение». Но она, в основном, набрала негативные комментарии, по сравнению с основной Трилогией. Зрителям не понравился сюжет, идея и даже юмор. По отзывам можно сказать, что люди нуждались в качественном, долгожданном продолжении. Но после просмотра сделали вывод, что трилогию и вовсе не нужно было продолжать.