Найти тему
Аглая К.

Билет в один конец // Трагическая история пассажиров батискафа «Титан»

Оглавление

Последние дни наполнены чередой шокирующих и печальных событий. Одним из таких стал взрыв батискафа «Титан», на котором 18 июня группа туристов-миллиардеров отправилась к обломкам легендарного Титаника, затонувшего еще в 1912 году. Уже спустя 1 час 45 минут экипаж перестал выходить на связь. А после стали известны шокирующие подробности этого опасного погружения.

Но прежде чем поговорить о них более детально, думаю, стоит сказать несколько слов о самом батискафе и о том, что же представляли собой эти глубоководные погружения к «Титанику».

«Титан» – это небольшой глубоководный аппарат класса «Циклоп» весом в 10 тон. Он сделан из углеродного волокна и титана. Максимальная глубина погружения – до 4 км. На борту вмещает не более пяти человек, включая пилота. Общий запас кислорода для поддержания полного состава из пяти человек составляет 96 часов. Как только пассажиры находятся на борту, люк закрывается и запирается снаружи; возможности открыть его изнутри – нет.

Технические характеристики "Титана"
Технические характеристики "Титана"

О туристических экспедициях на батискафе «Титан» к затонувшему лайнеру было объявлено впервые в 2017 году. Первая вылазка была запланирована на 2018 год. Тогда каждое туристическое место стоило 105 тысяч долларов, что соответствовало цене билета в люкс на «Титанике» в 1912 году с поправкой на инфляцию. Однако запланированной поездки в тот год так и не произошло.

Директор по морским операциям OceanGate Дэвид Локридж в отчете о контроле качества в январе 2018 года раскритиковал процесс исследований и разработок глубоководного аппарата. В частности, Локриджа беспокоили использованные при изготовлении корпуса материалы и отсутствие испытаний этого корпуса, позволяющих измерить его способность выдерживать сильное давление на глубине. Он заявил, что не сможет одобрить проектные решения компании без дополнительных испытаний.

Вскоре Локридж был уволен со своей должности. В июне того же года OceanGate подала против него иск, обвинив в обсуждении конфиденциальной корпоративной информации с посторонними людьми. Вскоре последовал ответный иск от Локриджа, в котором он заявив, что бывший работодатель пытается запугать его и не допустить разоблачения своих проблем с контролем качества и безопасности подводного аппарата, «угрожающих жизням невинных пассажиров». Однако до суда дело так и не дошло. Иск был урегулирован сторонами в ноябре того же года.

К началу 2019 года стоимость билета на «Титан» для погружения к «Титанику» выросла до 125 тысяч долларов, туристы начали записываться на рейсы – но экспедицию отложили до 2020 года, поскольку не удавалось получить разрешения на надводное вспомогательное судно. Но с наступлением нового года появился и ряд новых проблем. Так были выявлены признаки усталости корпуса батискафа, в связи с чем, глубина погружения была снижена до 3 км, тогда как обломки затонувшего лайнера находятся на глубине практически 4 км. Чтобы эту проблему устранить, требовалась закупка нити из углеродного волокна, но, в этот год во всю бушевал вирус COVID-19 и из-за пандемии закупка нити, необходимая для создания замены, задержалась, а само погружение к «Титанику» пришлось отложить еще на неопределенный срок.

Батискаф "Титан" (внешний вид)
Батискаф "Титан" (внешний вид)

Несмотря на то, что спустя время все недочеты, казалось, удалось устранить, Стоктону Рашу так и не удавалось получить сертификацию на свое детище. Профессиональное сообщество предупреждало компанию OceanGate о своих опасениях из-за х экспериментального подхода к делу. Один из комитетов Общества морских технологий, куда входят инженеры-океанологи и технологи, еще в 2018 году направил письмо Стоктону Рашу, в котором выражал обеспокоенность тем, что компания в своих разработках не оценивает риски и не консультируется с экспертами из профильных агентств.

Сам же соучредитель Ocean Gate считал, что «Титан» – это уникальное творение, которое не имеет никаких нареканий в работе и способно без проблем справляться с поставленной задачей. Раш заявлял, что это «единственная субмарина с пятью пассажирами, способная погрузиться на глубину, которая составляет половину глубины океана». Практически в каждом своем интервью он не упускал возможности похвастаться, что в аппарате нет никаких переключателей и предметов, на которые можно наткнуться. Лишь одна кнопка. Всё остальное делается с помощью сенсорных экранов и компьютеров. Еще одной гордостью Стоктона Раша стал туалет на борту «Титана».

«Титан» – единственная субмарина для глубоководных погружений, в которой есть туалет, что обычно является большой проблемой для многих людей, когда они собираются провести 10 часов в подводной лодке с четырьмя людьми, которых они едва знают, – отмечал Раш.
«Титан» – единственная субмарина для глубоководных погружений, в которой есть туалет
«Титан» – единственная субмарина для глубоководных погружений, в которой есть туалет

Учитывая, что в Соединенных Штатах, где зарегистрирована компания OceanGate, нет закона, согласно которому подводные аппараты должны получать обязательную сертификацию, в середине июля 2021 года, минуя все опасения по поводу безопасности пребывания пассажиров внутри батискафа во время его спуска на глубину, состоялось первое погружение на «Титане» к легендарному лайнеру. После в этот год батискаф спускался к обломкам «Титаника» еще 6 раз.

К 2022 году стоимость билета а «Титан» увеличилась вдвое и составила 250 000 долларов. Согласно документам OceanGate, в 2022 году к «Титанику» было совершено семь погружений.

Журналист Дэвид Пог, который находился на борту «Титана» в 2022 году, отметил, что аппарат не был оборудован аварийным радиомаяком; во время его экспедиции надводное судно поддержки потеряло след батискафа примерно на пять часов, после чего обсуждалось добавление такого маяка.

Пог также отметил, что перед тем, как отправиться к «Титанику» ему пришлось подписать документ, что он осведомлен в том, что аппарат является экспериментальным и не был одобрен каким-либо классифицирующим агентством.

Пог вспоминает: «По сути, это был список из восьми абзацев, описывающих способы, которыми вы можете стать навсегда инвалидом или быть убиты. Все учтено. Вы мало что можете сделать, если что-то пойдет не так».

На сайте OceanGate сообщается, что опыт погружений для путешествий на «Титане» не нужен. Чтобы стать членом миссии, кандидатам должно быть не менее 18 лет на момент начала поездки и они должны заплатить 250 000 долларов. При этом кандидаты должны «быть в состоянии прожить на борту экспедиционного судна в течение недели» и «продемонстрировать базовую силу, равновесие и гибкость».

В июле 2023 года настала очередь отправиться в экспедицию к «Титанику» новой группе туристов. Так на борту «Титана» оказались 2 члена экипажа – основатель компании OceanGate 61-летний Стоктон Раш и исследователь морских глубин он же эксперт по «Титанику» 77-летний француз Поль-Анри Наржоле, который на батискафе был пилотом. Кроме Раша и Наржоле на борту «Титана» находилось три туриста: британский миллиардер и исследователь 58-летний Хэмиш Хардинг, который летал в космос и погружался на дно Марианской впадины, а также пакистано-британский бизнесмен 48-летний Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Каждый из них заплатил за свой билет в один конец 250 тысяч долларов.

Корабль-база «Polar Prince» вышел из порта канадского остова Ньюфаунленд ранним утром в воскресенье 18 июня. С батискафом на борту он проследовал около семисот км к району, где покоится «Титаник».

В 8 часов утра по восточному времени, то есть в 15 часов по Москве батискаф опустился под воду.

Батискаф "Титан" перед спуском
Батискаф "Титан" перед спуском

Спустя 1 час 45 минут после спуска экипаж подводного аппарата потерял связь с кораблем-базой.

Экспертами по глубоководным аппаратам было предложено несколько вариантов случившегося:

  1. Вариант первый: случилась авария, судно сбросило балласт и поднЯлось на поверхность. В таком случае подводный аппарат будет дрейфовать на поверхности, ожидая, когда его найдут.
  2. Вариант второй: аппарат опустился на морское дно и не может подняться на поверхность собственными силами.
  3. Вариант третий: корпус субмарины получил повреждение и начал наполняться водой. Этот прогноз был самым неблагоприятным.

В этот же день береговой охраной США совместно с Канадой начинается поисково-спасательная операция. При этом сама компания OceanGate, которая и была разработчиком «Титана», признает его пропажу лишь на утро понедельника.

К сожалению, поиски потерявшего связь судна оказались сопряжены с рядом различных трудностей.

  • Во-первых, это удаленность места пропажи батискафа. Ни у одной из стран, участвующих в поисках, нет подводных аппаратов, способных опуститься на нужную глубину. А дистанционно управляемые аппараты, которыми располагают ВМС США, не могут прибыть на место в столь краткие сроки.
  • Во-вторых, поиск усложняют погодные условия, отсутствие света в ночное время, состояние моря и температура воды.

Тем не менее, на поиски «Титана» немедленно отправились экипажи Береговой охраны США, были задействованы самолеты Королевских канадских военно-воздушных сил «Aurora» и «Herculese». Площадь поисков пропавшего батискафа составляла 27 тысяч километров.

К середине дня 21 июня Береговая охрана США сообщила, что к поисковой операции присоединились еще восемь кораблей, включая канадское судно «Джон Кэбот», на котором установлено гидролокационное оборудование, и французский исследовательский корабль «Аталант», на борту которого находится подводный роботизированный аппарат.

В этот же день телеканал CNN сообщил, что спасатели слышали «акустическую обратную связь»: звук, похожий на стук, который раздавался каждые 30 минут в течение как минимум четырех часов.

-6

Днем в четверг, 22 июня в район Атлантического океана, где пропал «Титан», был отправлен дистанционно управляемый глубоководный аппарат британской компании «Magellan».

На место катастрофы он прибудет лишь через 48 часов. Учитывая, что судно располагает достаточным количеством кислорода для поддержания полного состава из пяти человек в течение 96 часов, к моменту, когда глубоководный аппарат прибудет в назначенное место, кислород на пропавшем батискафе уже закончится и спасать будет некого.

Этим же днем, 22 июня, OceanGate сообщила, что экипаж и пассажиры батискафа «Титан» считаются погибшими, поскольку у них к этому времени должен был закончиться кислород.

Вечером в районе поисков были найдены пять крупных обломков, которые удалось обнаружить с помощью автоматических глубоководных роботов.

Так, приблизительно в двухстах метрах от носовой части «Титаника» был обнаружен хвостовой обтекатель батискафа. Другие обломки, в том числе посадочную раму и заднюю крышку аппарата, нашли в пятистах метрах от затонувшего лайнера.

Специалист поисково-спасательной службы Дэвид Мирнс после обнаружения этих обломков заявил:

«Если нет обшивки и нет рамы – значит, со всей конструкцией случилось что-то очень плохое».

После того, как обломки были изучены представитель Береговой охраны США, контр-адмирал Джо Могер, который возглавляет поиски батискафа, заявил, что сомнений в том, что найденные обломки соответствуют частям барокамеры пропавшего аппарата, нет. Также экспертами был сделан вывод о том, что во время погружения судна на глубину произошла так называемая имплозия. Иными словами – батискаф сжало давлением воды. Обломки, которые нашли в Атлантическом океане, имеют следы повреждений, которые характерны для «катастрофического взрыва, направленного внутрь» судна. Тем не менее, для установления точных причин и хронологии катастрофы понадобится время.

По мнению экспертов, находившийся на борту «Титана» экипаж, скорее всего, погиб мгновенно и не успел осознать случившееся.

От имени Береговой охраны США и всего объединенного командования Могер выразил глубочайшие соболезнования семьям погибших.

OceanGate, компания-оператор пропавшего батискафа «Титан», также присоединилась к словам Могера. В их заявлении сказано, что «эти люди были настоящими исследователями, которые разделяли особый дух приключений и глубокую страсть к исследованию и защите Мирового океана».

«Наши сердца – с этими пятью душами и каждым членом их семей в это трагическое время. Мы скорбим о гибели людей. Это чрезвычайно печальное время для наших сотрудников, преданных своему делу, которые измучены и глубоко скорбят об этой потере», - заявили в OceanGate.

Вскоре после трагедии американский бизнесмен Джей Блум в своем профиле в фейсбуке признался в том, что на месте Сулеймана и его отца Шахзада Давуда мог оказаться он сам вместе с сыном Шоном.

Американский бизнесмен Джей Блум вместе с сыном Шоном
Американский бизнесмен Джей Блум вместе с сыном Шоном

Блум признался, что очень хотел отправиться в это экстремальное погружение и даже попал в список, согласно которому в мае этого года должен был попасть на легендарный «Титаник», однако из-за неблагоприятных погодных условий экспедицию отложили до июня. Блум также признался, что неоднократно выражал сомнения в безопасности экспедиции, однако Раш заявлял, что она безопаснее, чем полет на вертолете или подводное плавание. Тем не менее, когда час икс настал, бизнесмен сказал Рашу, что не сможет принять участие в погружении из-за плотного графика. В ответ на это, Раш даже предложил Блуму скидку: 150 тысяч долларов за посадочное место. Однако тот был непреклонен и в конечном итоге их места достались пакистанскому бизнесмену Шахзаде Давуду и его сыну Сулейману.

Впрочем, как рассказала в интервью для ВВС тетя погибшего парня, он не был настолько счастлив от предстоящего погружения на «Титане», как его отец и даже испугался перед тем, как объявили посадку на борт. Тем не менее, Сулейман не осмелился признаться в этом отцу, поскольку не хотел расстроить его и показаться трусом.

Семья Давуд не единственные, кто мог бы избежать гибели. Накануне стало известно, что американский предприниматель Виктор Весково накануне погружения к «Титанику» разговаривал со своим другом-миллиардером Хэмишем Хардином и сказал ему не садиться на эту «чертову подлодку», поскольку у него есть серьезные опасения из-за конструкции «Титана», безопасности и манеры работы компании OceanGate. По словам предпринимателя, Хардинг не стал слушать совет товарища и решил испытать свою судьбу. Теперь Весково жалеет, что не нашел нужных слов, чтобы отговорить друга от погружения к «Титанику».

Руководитель лаборатории научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Анатолий Сагалевич, также жалеет, что не смог найти тех самых нужных слов и отговорить своего давнего товарища, французского исследователя морских глубин Поля-Анри Наржоле от этого сомнительного погружения.

26 июня на пресс-конференции контр-адмирал Береговой охраны США Джон Могер заявил, что они приступили к официальному расследованию трагедии с пропавшим в Атлантическом океане батискафом «Титан», а также причин гибели его экипажа. В настоящее время Береговая охрана США совместно с канадскими коллегами собирает свидетельства. После этого этапа будут опрошены причастные к случившемуся люди.

Контр-адмирал Береговой охраны США Джон Могер. Возглавляет поиски пропавшего батискафа "Титан" и его пассажиров
Контр-адмирал Береговой охраны США Джон Могер. Возглавляет поиски пропавшего батискафа "Титан" и его пассажиров

Поскольку среда на дне океана достаточно «суровая», невозможно предсказать, удастся ли найти останки погибших на «Титане» пассажиров, однако Джон Могер уверяет, что поиск будет продолжен и они сделают все возможное, чтобы это сделать.

#титан #погружение #поисклюдей #батискафтитан #последниеновости #общество