Найти в Дзене
Hélène Fourment

Святой Николай Чудотворец

Следующий цикл статей будет посвящен реставрации иконы Святителя Николая. Решила на этот раз предварить его исторической справкой, так, как это принято делать в музейной реставрации. Заодно и напишу то новое для меня, о чём узнала и чем хочу поделиться.

С давних времён Николай Чудотворец, Угодник Божий, на Руси почитался особо, едва ли не наравне с Иисусом Христом и Богородицей. Среди простого народа ходила молва, что Николай должен был стать Богом, но отказался. Люди твердо верили, что святитель Николай есть первый их помощник во всех делах и защитник от всех бед. «Господи Владыко свет помилует, и Пресвятая Мать Богородица заступится, и сохранит да ведь Микола Многомилостивый» - говорится в одной из былин.

Поясной портрет святителя Николая Мирликийского.                                                         Первая половина 13 века. 82 х 56,9 см.       Монастырь Святой Екатерины, Синай (Египет)
Поясной портрет святителя Николая Мирликийского. Первая половина 13 века. 82 х 56,9 см. Монастырь Святой Екатерины, Синай (Египет)

В старинной французской книге 1682 года выпуска «Nouve au voyage du nort» («Новые путешествия на Север») неизвестный автор описывает свои впечатления от своей встречи с архангельцами: «Те, кто живут на Севере, в Архангельске, Коле на Кольском полуострове и т. д., не знают никакого иного бога, кроме святителя Николая, который, по мнению их, управляет всем миром. Они утверждают, что он приплыл на мельничном жернове от самой Италии до гавани, носящей его имя, близ Архангельска. И если кто выскажет недоверие к этой истории, он по меньшей мере рискует жизнью».

Французский путешественник заметил главное: на Руси Николая Чудотворца почитали как «главного заступника Русской земли». Средневековый польский писатель Ян Лисовский также отмечает: «Никола - бог-покровитель всех русских». Еще один французский путешественник семнадцатого века, Пьер-Мартин де ла Мартиньер пишет, что русские почитают святителя Николая как бога.

Обложка и титульный лист книги
Обложка и титульный лист книги

Про татар он тоже интересно пишет: татары как мусульмане, сами почитания икон не признают, а все русские иконы зовут «Николаями». А австрийский дипломат Герберштейн рассказывает, что и татары, бывает, обращаются с молитвами к святителю Николаю.

Святитель Николай жил на рубеже третьего и четвертого веков, был архиепископом города Миры в Ликии - провинции Римской империи (территория современной Турции). Во время гонений на христиан, организованных императором Диоклетианом, святитель Николай был заключен в тюрьму и пробыл там долгое время, «перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду, и тюремную тесноту». Когда после язычника Диоклетиана и его преемников в Риме к власти пришёл христианин Константин Великий, Николай вышел на свободу и продолжил свою церковную деятельность.

Святитель Николай не случайно почитается как чудотворец. Еще при жизни своей он прославился как умиротворитель враждующих и избавитель от напрасной смерти. В житии рассказывается о том, как святитель Николай словом успокаивал морские бури и спасал тонущие корабли, поэтому его почитали как покровителя всех плавающих и путешествующих.

"Спасение корабля и моряков".                         Джентиле да Фабриано  (1370–1427)
"Спасение корабля и моряков". Джентиле да Фабриано (1370–1427)

Неоднократно он являлся во сне сильным мира сего, чтобы восстановить справедливость и спасти невинно осужденных. Существует предание о том, как он оживил трех юношей, убитых разбойниками, а трем девицам бедного неимущего отца приподнес приданое.

Приданое для трёх девиц. Джентиле да Фабриано
Приданое для трёх девиц. Джентиле да Фабриано

Но часто помощь святителя Николая не носила чудесного характера, а была обычным человеческим милосердием, которое он оказывал со стеснением и скромностью и просил никому об этом не рассказывать.

На Руси святитель Николай известен очень давно. Князь Аскольд еще в 860 году крестился под именем Николая, однако настоящий культ святого угодника стал складываться только с конца одиннадцатого века. Когда в 1087 году итальянские купцы перевезли мощи святителя Николая, архиепископа Мирликийского, из Мир в итальянский город Бари, объяснив свой поступок стремлением спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, Киевский князь Всеволод Ярославич учредил на Руси праздник в честь этого события. Это - праздник, который сейчас называется «Николой Вешним» (т. е. «весенним») и приходится на 22 мая (9 мая по юлианскому календарю).

В Бари мощи святителя упокоены в крипте базилики, носящей его имя.

Базилика Святого Николая в Бари, была специально построенав 1089 году для хранения реликвии. Итальянцы тайно вывезли мощи Святителя из турецкого городе Демре, из церкви Николая Чудотворца. После этого храм подвергался нападениям, а в дальнейшем был затоплен грязными водами реки Мирос. Но мощи святого уже находились в безопасности - таким чудесным образом они уцелели.
Базилика Святого Николая в Бари, была специально построенав 1089 году для хранения реликвии. Итальянцы тайно вывезли мощи Святителя из турецкого городе Демре, из церкви Николая Чудотворца. После этого храм подвергался нападениям, а в дальнейшем был затоплен грязными водами реки Мирос. Но мощи святого уже находились в безопасности - таким чудесным образом они уцелели.

Однако, только на Руси почитание святителя Николая, причем всеми слоями общества, стало беспрецедентным. Так случилось потому, что на Руси образ святителя Николая, печальника о людских бедах, полностью заслонил образ Николая - церковного иерарха. В народном сознании Николай превратился в крестьянского – «мужицкого» - святого, мудрого и справедливого, понимающего повседневные человеческие нужды, всегда готового помочь. Впрочем, такие представления присущи не только крестьянам: Никола Угодник сыздавна считается и покровителем ратных людей, а с появлением русского флота – и его моряков.

Николай Угодник, Никола Милостивый стал героем множества русских народных легенд, причем в них Николай зачастую противопоставляется другим святым - гордым и неприступным. Одно из преданий гласит, что шли как-то по земле святой Касьян и Никола Угодник, увидели мужика, пытавшегося вытащить увязнувший в грязи воз. Касьян прошел мимо - не захотел марать райского платья, а Никола помог мужику.

Когда узнал об этом Господь Бог, то положил Николе два праздника в году - весной и осенью. Это соответственно вышеупомянутый «Никола Вешний», называемый также «Никола с кормом» (это означает, что для скота созрели травы), и «Никола Зимний», отмечаемый 19 декабря (6 декабря по юлианскому календарю). А Касьянов день (в народе его называют также Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян) отмечается один раз в 4 года – 29 февраля.

В следующей статье: начало реставрации иконы Святого Николая Чудотворца, описание сохранности, фотографии до реставрации.

Фото обложки. Николай Чудотворец. Дионисий.    1502 г. Фреска Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Фото обложки. Николай Чудотворец. Дионисий. 1502 г. Фреска Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к реставрации и моей профессии, спасибо за "лайки"! Ваша подписка на канал придаст мне вдохновение создавать новые статьи и видео.