Найти тему
Свет Философии_pH

Про сказки, жизнь и не только….

https://fullhdoboi.ru/wp-content/uploads/_ph/20/907174124.jpg
https://fullhdoboi.ru/wp-content/uploads/_ph/20/907174124.jpg

(в рубрике будут публиковаться

короткие, но фактически достоверные, заметки

о разных моментах мозаики

называемой в этом мире жизнью)

Путешествие через сказку в Свой мир

Если я спрошу вас знаете ли вы сказки, то это вызовет удивление, поскольку, a priori, сказки знают все. А вот что вы знаете О сказках? Ну, вероятно, что их придумывают. Сейчас – писатели, раньше – сказители, ещё раньше – это, фактически, был основной способ передачи знаний.

https://artfile.me/download/goroda-disnejlend-noch-skazka-zamok-985825/1920x1080
https://artfile.me/download/goroda-disnejlend-noch-skazka-zamok-985825/1920x1080

Однако! У сказок есть и ещё одна чудесная функция: психотерапевтическая. В психотерапии даже есть такое направление – сказкотерапия. Как, впрочем, есть там и библиотерапия, и музыкотерапия, и терапия творческим самовыражением, и проч., и проч., и прочее. Кроме того, по структуре и фабуле любимых сказок можно определить не только «слабые» места в алгоритмах поведения, но и особенности убеждений и ценностей.

Наиболее эффективным «руководством» в этом может стать книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Вот такой парадокс: его произведение «Люди, которые играю в игры» знают практически все, а эту, которую можно читать как увлекательнейший приключенческий роман – нет. Но и это ещё не всё! Двигаясь по уровням любимых сказок – данный метод носит название глубинная сказотерапия - можно дойти до первоосновы (https://www.kolesnikova.red/2012/08/blog-post_6379.html). И не факт, что там что-то нужно менять (https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271485).

Если вас всё устраивает – наслаждайтесь этим увлекательным путешествием. Остаётся выяснить как его организовать. И, главное, не понадобиться ни палатка, ни рюкзак, ни запас провизии. И, поскольку, как мне кажется, что те, кто исповедуют максиму «долог путь рассказа, краток путь показа», в большинстве случаев, правы, я и покажу на примере, а те, кто захочет – присоединяться.

Итак. Путешествие по личному миру сказок начинается. Но, вначале, чуть-чуть теории. Дело в том, что усвоение видов сказок (сказки о животных, социальные сказки (в которых дается представление о правилах поведения при решении социальных конфликтов без гендерного разделения ролей), полоролевые сказки) отражает уровни социальной стандартизации личности, и, соответственно, последовательное движение в обратном направлении по выявлению «любимой сказки» на каждом из этих этапов будет способствовать проявлению психологических проблем, если они есть, конечно, а, значит, и их разрешению.

А теперь вот вам ниточка от путеводного клубочка, который Баба-Яга (и я совсем не против этой роли) даёт добрым-молодцам и красным девицам чтобы те не сбились с пути-дороги.

https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/baba-jaga/
https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/baba-jaga/

И представим, что по дорожке побежала девочка подросток (случай и психологической практики) (https://www.kolesnikova.red/2012/08/blog-post_6379.html) и на развилке на вопрос о её любимой сказке и любимом герое из неё она ответила, что это сказка «О спящей красавице» и ей нравится сама спящая царевна. Вы спросите: что это значит? А значит это, други мои, следующее: проблема – ожидание, бездействие, контроль и ответственность над ситуацией отдается другим.

Но дальше катится клубочек и снова задаёт вопрос какая-нибудь зверушка или зверуш: а ты помнишь какая любимая сказка тебе нравилась до того, как ты прочла эту историю? (то есть, выявляется средний (социальный) уровень. И, допустим, девчушка говорит, что сказка «О стойком оловянном солдатике» и в ней она отожествляла себя с солдатиком и балериной в момент их слияния в пламени.

https://kartinki.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1682368565_kartinki-pibig-info-p-kartinki-olovyannii-soldatik-arti-vkontakt-3.jpg
https://kartinki.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1682368565_kartinki-pibig-info-p-kartinki-olovyannii-soldatik-arti-vkontakt-3.jpg

И это, скорее, показывает уникальное слияние в единое целое (интеграцию) качеств, традиционно преподносимых как мужские - стойкость, мужественность и женские - нежность, изысканность.

И вот закатывается наш путеводный клубочек в самые первозданные лесные дебри и снова вопрошают: а когда ты была маленькая-премаленькая из какой сказки о животных у тебя был самый - пресамый любимый герой? И открывается, что это Рикки-Тики-Тави

https://deti-online.com/skazki/skazki-kiplinga/rikki-tikki-tavi/
https://deti-online.com/skazki/skazki-kiplinga/rikki-tikki-tavi/

(и, если вы помните, то это мангуст, который, несмотря на то, что был лёгким и изящным, обладал умом и ловкостью что позволило ему всех победить (архетип героя) и его, не только любили, но уважали и восхищались (вспоминаем интеграцию мужских и женских качеств в предшествующем эпизоде).

И вернулась девчушка к Бабе-Яге и сказала та ей: «Сильный у тебя от природы характер и высокий творческий потенциал, но твоё развитие блокировано в результате искажённо воспринятого образа какой должна быть женщина (роль спящей царевны)».

- Что же мне делать? – спросила девчушка.

- Всё просто – ответила Баба-Яга – придумай продолжение сказки.

И девчушка начала: «Однажды спящей красавице надоело спать и она проснулась. Осмотрев спящее царство, она решила, что пора брать правление в свои руки. Разбудив своих подданных, она взяла их под своё покровительство став мудрой, сильной и справедливой королевой».

А если перевести всё со сказочной метафоры на литературный язык, то никто, кроме вас самих не мешает вам придумать продолжение сказки своей жизни так, как вам захочется. Если захочется, конечно…

© Г.И. Колесникова, 2023

www.kolesnikova.red

Продолжение следует (структуры сказки и структура жизни)