Найти тему
ПоУшиВКино

Архив GQ Style Magazine: Когда Джейк Джилленхол встретил Тома Форда…

Джейк Джилленхол (Jake Gyllenhaal) – симпатичный и сильный, умный и взрослый, он готов к любым испытаниям, какие бы мир ни подготовил для него. Он "сколотил" образы голливудского титана, футбольной легенды, чемпиона по боксу, исследователя, мощного дизайнера и предпринимателя. Том Форд взял интервью у актёра, чтобы разузнать, как ему удалось всего этого достичь.

19 сентября 2016

***

Джейк Джилленхол – это не просто номинант на премию "Оскар", актёр с легендарной трудовой этикой и сногсшибательной улыбкой. Он также и еврейский мальчик из Лос-Анджелеса, обладатель благородных шведских корней, крестник актёра Пола Ньюмана (Paul Newman), изучал буддизм в Колумбийском университете (Columbia University) у Роберта Турмана и известен тем, что преображает себя физически и эмоционально для своих ролей.

Том Форд (Tom Ford) – это не просто модельер и кинорежиссёр; он человек эпохи Возрождения 21 века. Совершив революцию в моде, он без особых усилий перешёл в кино с беспрецедентным успехом: его первый фильм "Одинокий мужчина" (2009, A Single Man) получил множество номинаций и наград, включая номинацию на премию "Оскар" за лучшую мужскую роль для Колина Ферта (Colin Firth).

Том Форд (Tom Ford)
Том Форд (Tom Ford)

Актёр и модельер объединились для второго полнометражного фильма мистера Форда "Под покровом ночи" (Nocturnal Animals), где у Джейка Джилленхола двойная роль – писателя Эдварда Шеффилда и Тони Хастингса, главного героя книги Эдварда, которого постигла печальная участь вместе с семьёй во время летних каникул.

Здесь, в эксклюзивном трансатлантическом телефонном разговоре, мистер Форд берёт интервью у мистера Джилленхола об искусстве снимать фильмы, писать сценарии и быть уязвимым.

***

Джейк Джилленхол (Дж.Дж.): Здравствуйте, мистер Форд.

Том Форд (Т.Ф.): Здравствуйте, мистер Джилленхол. Как твои дела? Где ты?

Дж.Дж.: Я нахожусь в Нью-Йорке. Я в порядке. Я как раз заканчиваю фильм здесь. Я был в Корее, а потом вернулся сюда, чтобы поработать неделю, а потом уезжаю в Лондон. Ты в Лондоне?

Т.Ф.: Нет, я в Лос-Анджелесе. Я был в Лондоне всего три дня назад, пробуду здесь неделю, а потом поеду в Санта-Фе, где бываю каждое лето.

Дж.Дж.: Ах.

Т.Ф.:...Я собираюсь прожить в Лос-Анджелесе целый год, и по этому поводу немного волнуюсь. У меня здесь есть дом, и вот уже несколько лет я думаю, что нам следует переехать в Лос-Анджелес на год и посмотреть, понравится ли нам тут жить. Теперь, конечно, я в панике из-за того, что мы должны бежать обратно в Лондон. Это такой замечательный город, и я уже скучаю по нему.

Дж.Дж.: Я испытываю то же самое по отношению к Лондону. Я только что был там, и всего за одну неделю поучаствовал во множестве интересных бесед и увидел много интересных вещей, я подумал, что это то место, где нужно быть.

Т.Ф.: Мне любопытно узнать о твоём следующем фильме. Над чем ты будешь работать в Лондоне?

Дж.Дж.: Как и во всех фильмах, я никогда по-настоящему не знаю, во что ввязываюсь, пока не окажусь на месте, но этот фильм* об инопланетной форме жизни, которая атакует Международную космическую станцию. На самом деле всё это в некотором роде плод воображения каждого, поскольку форма жизни существует в зависимости от того, как вы на это реагируете, так что в действительности это психологический триллер, разворачивающийся в космосе.

***

*Речь идёт о триллере “Живое” (Life). В нём снимались также Райан Рейнольдс (Ryan Reynolds) и Ребекка Фергюсон (Rebecca Ferguson). Премьера состоялась 18 марта 2017 года на фестивале SXSW (South by Southwest) в Остине (Техас).

Постер к фильму "Живое", режиссёр: Даниэль Эспиноса (Daniel Espinosa)
Постер к фильму "Живое", режиссёр: Даниэль Эспиноса (Daniel Espinosa)

***

Т.Ф.: Ты сказал, что, когда принимаешься за фильм, не знаешь, во что ввязываешься. Когда ты начал работу над ролью в “Под покровом ночи”, было ли это то же чувство?

Дж.Дж.: Да. Я имею в виду, что это всегда то же ощущение. Как актёр, я пытаюсь интерпретировать что-то, что исходит из чужого сознания, интерпретировать чьи-то слова и видение. Я знаком с тобой некоторое время, но не знал тебя по-настоящему, и до этого я не проводил с тобой достаточно времени в работе над чем-то, и поэтому мне было очень любопытно и, честно говоря, я был напуган и не мог предугадать, на что это будет похоже. Ты производишь впечатление очень сильного человека, таким же остаёшься и при близком знакомстве. Но в то же время, я думаю, из-за сценария, который ты создал, я был просто шокирован тем, насколько уязвимые и сокровенные отношения ты открыл в истории и что ты попытался сказать этим фильмом, и это стало для меня неожиданностью. Это не значит, что я не думал, что ты уязвим, но я был действительно тронут открытием в сценарии. История была о близости, взаимоотношениях, и я был приятно удивлён, на что ты готов в работе – мало, кто хочет так делать.

Т.Ф.: Разве не интересно, что восприятие нас людьми часто сильно отличается от того, что ты сам о себе думаешь? На самом деле люди говорили мне: "О, Боже мой. Знаете, я посмотрела ваш первый фильм и не думала, что в вас есть такая глубина!” Интересно, как люди воспринимают кого-то известного, который часто далёк от того, кто он есть на самом деле. Как ты думаешь, о тебе какое мнение у большинства людей?

Дж.Дж.: Вау. Какой я на самом деле?

Т.Ф.: Да. Что люди могут упустить о тебе, опираясь только на твой публичный имидж? Как ты думаешь, чему люди удивились бы, узнав о тебе?

Дж.Дж.: Интересная вещь, связанная с работой в кино и с тем, что люди видят меня и имеют собственное представление о том, кто я такой, заключается в том, что в начале своей карьеры, например, когда мне было за двадцать или даже моложе, я отчаянно беспокоился о постороннем мнении. Теперь, я думаю, безрассудное беспокойство ушло, как артист я стал больше интересоваться аудиторией, теперь я чувствую ответственность перед ними. Я хочу давать ей фильмы, которые бросают вызов. Но, что касается моей личности, меня бы очень тронуло, если бы ты, Том, как человек невероятно отзывчивый – очень отзывчивый – сказал бы, какой я.

Т.Ф.: Ты цельная натура, честный, восприимчивый человек. Вот что я бы сказал. Но что мне больше всего нравится в тебе в профессиональном плане, так это целеустремлённость и перфекционизм. Мне понравилось, что ты написал мне по электронной почте несколько недель назад о той сцене, которая тебе не понравилась. Я был невероятно впечатлён, потому что это подтолкнуло меня вернуться и по-настоящему взглянуть на это. Мне нравится тот факт, что ты так серьёзно относишься к тому, что делаешь, и размышляешь об этом, и это вселило в меня ещё большее уважение к тебе как к актёру.

Дж.Дж.: Спасибо вам. Ну, я имею в виду, что создание чего-либо – очень деликатная вещь. В некотором роде, у меня был достаточный опыт. Я знал, что, будучи актёром, делающим замечание режиссёру, нужно быть вдумчивым, учитывать все шаги, которые были предприняты, и, прежде чем критиковать [смеётся], нужно оценить исполнение своей собственной роли, потому у меня, конечно, есть свой собственный ответ, собственный иррациональный, странный ответ! [смеётся]

Т.Ф.: О, Боже. Конечно, потому что ты следишь за собой. И как можно не откликнуться!?

Дж.Дж.: Да.

Т.Ф.: Я думаю, что у всех вас, актёров, самая худшая работа в мире. Я просто даже представить себе не могу, как ты это делаешь. Это... это невероятно.

Дж.Дж.: Это странно [смеётся].

Т.Ф.: Правда странно, а потом ты..... отдаёшь себя в чужие руки, потому что далее они могут взять твою работу и разложить её таким образом, что получится либо так, как ты задумывал, либо абсолютно противоположным образом. Как актёр, ты уязвим в своей игре, также ты уязвим из-за стороннего вторжения в твою игру. Кстати, из тебя получился бы хороший режиссёр. Режиссура – это то, чем бы ты хотел заниматься?

Дж.Дж.: Да, я надеюсь на это.

Т.Ф.: Я знаю, что у тебя есть собственная продюсерская компания*.

***

* Nine Stories Productions. Компания по производству фильмов, театральных постановок и телевизионных передач. Джилленхол основал её совместно с кинопродюсером Ривой Маркер (Riva Marker) в 2015 году. До основания компании актёр получил положительный продюсерский опыт, выступив продюсером криминального триллера Дэна Гилроя “Стрингер” (2014, Nightcrawler) и полицейской драмы Дэвида Эйера “Конец смены” (2012, End of Watch). За продюсирование “Стрингера” он получил премию Independent Spirit Award.

***

Дж.Дж.: Да. По-настоящему мы начали готовиться к запуску работы только в прошлом году, и мы только что закончили фильм, который спродюсировали этой осенью.

Т.Ф.: Который называется…

Дж.Дж.: Он называется "Сильнее" (Stronger) и выйдет в следующем году. История о человеке по имени Джефф Бауман, который потерял ноги из-за терракта в Бостоне, но, на самом деле, это история его любви с его нынешней женой. Это прекрасная история, и мы это сделали. Сейчас мы работаем над "режиссёрской версией", должны закончить где-то в конце августа.

Т.Ф.: “Режиссёрская версия”? Итак, после этого ты возьмёшь всё на себя и переделаешь это в "Продюсерскую версию”!

Дж.Дж.: Нет, нет, нет! Режиссёром фильма выступил Дэвид Гордон Грин (David Gordon Green), и это был действительно интересный процесс. Особенность “Под покровом ночи” в том, что они вымышленные, так что... в результате твоё творение на самом деле исходит от тебя, тогда как в "Сильнее", основанном на реальном событии, стойко ощущение, что ты должен оставаться верен тому, что существовало. Само событие, взрыв, настолько разрушительно, и оно всё ещё живо в сознании многих людей, что просто пройти через это было захватывающим путешествием, очень интересным.

Т.Ф.: Что привлекает тебя в роли, когда ты решаешь взяться за неё? Я имею в виду, что ты читаешь много-много сценариев, и как из них ты выбираешь свой?

Дж.Дж.: Позволь мне использовать твой сценарий в качестве примера. Когда я его читал, я помню, как почувствовал вибрации этой истории. Это потрясло меня в том смысле, потому что повлияло на мой разум так, как мне нравилось. Я хочу исследовать чувства, хочу, чтобы история вызывала чувства или сценарий вызывал во мне чувства, к которым я не привык или которых я боюсь в себе. И тогда я говорю этому "Вау". Это то, что нужно исследовать. Словно это новая территория.

Т.Ф.: Мужественность, идея мужественности присутствует в этом фильме, и твой герой Тони/Эдвард – это тот, с кем я себя соотношу, потому что, на первый взгляд, он не является сильным и властным мужским стереотипом в привычном плане, но, в конце концов, он самый сильный герой из всех. Он побеждает. В романе он, наконец, выслеживает убийцу, и в жизни он тоже победитель, потому что проявил настойчивость и в конце концов одержал победу. То, что воспринималось как слабость, было своего рода силой, которая была больше физической. Как ты интерпретировал это как актёр?

Дж.Дж.: Я бы сказал, что это стало исследованием моего собственного вопроса о том, что значит быть мужчиной, любовником или отцом. За последние несколько лет большая часть моей жизни заключалась в том, чтобы через творчество задавать себе эти вопросы или создавать себе вымышленную встречу лицом к лицу, чтобы задать эти вопросы. Есть фильм о боксе, где я был в своём теле, осязаемым, и я смог выразить это чувство защиты через физическое ощущение и мой страх был осязаемым. Я должен был задать себе эти вопросы, и у меня была возможность ответить на них в "Левше" (2015, Southpaw). А когда я пришёл в твой проект, было любопытно спросить себя, откуда берётся настоящая защита и что такое физическая или эмоциональная уязвимость? Оба героя, которых я играю в "Под покровом ночи", ставят себя в положение, в котором они невероятно уязвимы. И потом, как и в случае с Тони, героем романа, ему очень трудно физически защищать свою семью, что было действительно тяжело и для меня. Я должен сказать, что я действительно боролся с этим, особенно в той большой, длинной, страшной сцене, которая находится в начале фильма. Я не знал, что делать, потому что ты почти ничего не позволял мне делать физически, кроме как получать удары [смеётся].

Кадр из фильма "Левша", режиссёр:  Антуан Фукуа  (Antoine Fuqua). Главную женскую роль исполнила Рейчел МакАдамс (Rachel McAdams)
Кадр из фильма "Левша", режиссёр: Антуан Фукуа (Antoine Fuqua). Главную женскую роль исполнила Рейчел МакАдамс (Rachel McAdams)

Т.Ф.: И это идеально сработало для меня как режиссёра, потому что герой должен был застыть, просто без осознания, что на самом деле нужно сделать.

Дж.Дж.: Как олень в свете фар.

Т.Ф.: Именно так.

Дж.Дж.: И буквально в свете фар! Мы говорили об этом во время съёмок, но, знаешь, мне постоянно нужно было находить что-то за рамками рабочего порядка, чтобы как-то выразить себя. Как ты знаешь, я всё время бежал. Я пытался сделать так, чтобы выразить то или иное состояние. Тогда этого я даже не осознавал, пока не оценил со стороны, что отчаянно хотел почувствовать, что у меня есть какая-то сила. Я понял, что сила героя проявлялась в его эмоциональном выражении. На самом деле, он не скрывал своих чувств по поводу того, что с ним произошло.

Т.Ф.: Это правда.

Дж.Дж.: Они были прямо там. И это было очень полезно... для меня…

Т.Ф.: ...должен сказать, идеально подошло для этой роли. Это было очень тонко выражено, ты сыграл это прекрасно.

Дж.Дж.: Спасибо.

Т.Ф.: Я хочу спросить тебя о театре. Недавно я прочитал, что ты собираешься играть в спектакле "Сожги это" (Burn This) Лэнфорда Уилсона (Lanford Wilson) на Бродвее*.

***

* Бродвейское возрождение спектакля "Burn This" планировалось на февраль 2017 года, с торжественным открытием 6 марта 2017 года в обновлённом Hudson Theatre. Главную роль должен был сыграть Джейк Джилленхол. Но 21 октября 2016 года было объявлено, что производство отложили до сезона 2017-18 из-за конфликта с расписанием актёра. Премьера состоялась 15 марта 2019 года, но главную роль исполнил Адама Драйвер (Adam Driver).

***

Дж.Дж.: Да.

Т.Ф.: Я впервые увидел его в восьмидесятых годах.

Дж.Дж.: Круто.

Т.Ф.: С Джоном Малковичем и Джоан Аллен. За исполнение роли она получила премию "Тони". Да, я стар [смеётся].

Дж.Дж.: В восьмидесятых было много людей, которые не видели "Burn This", так что я был ещё больше взволнован тем, что ты его видел.

Т.Ф.: Актёрская игра в театре по сравнению с актёрской игрой в кино: в чём для тебя разница? Что ты предпочитаешь?

Дж.Дж.: Я люблю играть на сцене, наверное, больше кино, но в то же время могу отметить, что это просто другая среда, понимаешь. Театр – это плодотворная среда для писателя, а кино – это среда для режиссёра. В театре актёр имеет возможность живого обмена мнениями. И я думаю, что способность как бы оседлать волны всего, что обрушивается на тебя в такие моменты, – это скорее основа для обучения. В театре мне нравится делать выбор. Там есть время на репетицию. Ты создаёшь образ в течение длительного периода времени в одиночестве в... иногда в изолированной комнате…

Т.Ф.: Верно.

Дж.Дж.: ... Хм, очень похоже на то, как бы ты сам что-нибудь написал. И тогда ты действительно можешь раскрыть это, и каждый вечер у тебя есть история, над которой ты властен. Однако было бы упущением не рассказать о важном нюансе: бывали моменты, когда я чувствовал себя особенным, считая, что именно я, к примеру, вызвал смех зрителя. Но потом это мог сделать другой актёр, и зрители смеялись на том же месте. Я понимал, что да, это действительно зона драматурга [смеётся].

Т.Ф.: А ты когда-нибудь.....написал что-нибудь? Я имею в виду пьесу или сценарий.

Дж.Дж.: Да, сценарий. Знаешь, что я дитя сценариста, и поэтому пытался написать сценарий. Но у меня получалось скверно, и потому я восхищаюсь людьми, которые делают это хорошо, например...как ты. Я имею в виду, ты невероятно хорошо пишешь. Многие люди могли не знать, что ты умеешь. Особенно в сфере кино, а ты – невероятный сценарист.

Т.Ф.: Спасибо.

Дж.Дж.: Честно. Есть примерно три или четыре разных сценария, которые я выбрал, над которыми я работал, и я очень горжусь тем, что был частью этих проектов. Например, "Горбатая гора" – это один из них, или "Стрингер" – второй, а “Под покровом ночи” – третий. Я имею в виду, что это просто невероятный сценарий.

Т.Ф.: Спасибо.

Дж.Дж.: Но знает ли кто-нибудь секретную пищу, которую ты ешь... для того, чтобы творить?

Т.Ф.: Какая секретная еда?

Дж.Дж.: Oreo Thins! Мой герой был создан тобой, когда ты ел ту единственную секретную еду, о которой люди не знают!

Т.Ф.: Да, ну, они точно не помогли мне стать стройнее, это правда. Я живу на сахаре. И, знаешь, я только что съел горсть Oreo Thins, прежде чем позвонить тебе.

Дж.Дж.: [смеётся]

Т.Ф.:...но я должен остановиться. Я набрал четыре с половиной килограмма, работая над фильмом, а я должен быть в форме, чтобы скоро появиться на красной дорожке рядом с тобой, одним из самых красивых мужчин в мире.

Режиссёр и актёры на красной дорожке на 73rd annual Venice International Film Festival
Режиссёр и актёры на красной дорожке на 73rd annual Venice International Film Festival

Дж.Дж.: О, пожалуйста.

Т.Ф.: Теперь я собираюсь задать тебе вопрос, на который нам обоим придётся ответить [смеётся].

Дж.Дж.: О, хорошо.

Т.Ф.: Ты бы снова стал работать со мной?

Дж.Дж.: Безусловно. Это односложные ответы или мне продолжать?

Т.Ф.: Можно поподробнее.

Дж.Дж.: Да, но единственное, в чём я бы усомнился, так это в том, возможно ли для тебя написать что-то и создать что-то так же хорошо, как есть. Это будет трудно сопоставить, но абсолютно точно. Знаешь, у меня такой опыт небогат. Я думаю, что это из-за того, кто ты есть. И твой талант, и люди, которые тебя окружают, экстраординарны, и поэтому у тебя есть эта невероятная команда, работающая с тобой, она является источником вдохновения. И потом, опять же, один на один, как я уже сказал, я понятия не имел, как тепло ты будешь относиться к своим актёрам, и как сильно тебе понравится процесс работы с нами, и насколько бесстрашным ты будешь с нами. Так часто мне кажется, что режиссёры не понимают, каким странным существом является актёр, а ты просто понимаешь. Помню, как ты показал мне пример сцены, и я был впечатлён тобой как актёром. Сцена была действительно эмоциональная – ты упал на землю, кричал и плакал. Единственные два человека, которые когда-либо делали это для меня, – это ты и Джим Шеридан*. И это было невероятно. Так что ответ на этот вопрос – да, безусловно. До тех пор, пока ты будешь в этом деле [смеётся]

***

*Режиссёр Джим Шеридан (Jim Sheridan). Джейк Джилленхол работал с ним над фильмом “Братья” (2009, Brothers). В нём также снимались Тоби Магуайр (Tobey Maguire) и Натали Портман (Natalie Portman).

Постер к фильму "Братья"
Постер к фильму "Братья"

***

Т.Ф.: Я думаю, что останусь по другую сторону камеры, но я был бы рад возможности снова поработать с тобой. Я думал, что ты был абсолютно великолепен, и мне понравилась каждая минута на съёмочной площадке.

Оригинальное название: When Jake Gyllenhaal met Tom Ford...

Ссылка на статью:

When Jake Gyllenhaal met Tom Ford...