Найти тему
Свободная Пресса

Пекин победил в еще одной железнодорожной битве. Поднебесная построила поезд, который быстрее самолета.

Оглавление

Тысяча километров — для китайцев не расстояние. И самолет запускать не нужно — проще построить скоростную железную дорогу. Даже за несколько миллиардов долларов.

Строители железных дорог в Китае оставили далеко позади все другие страны. Высокоскоростных дорог в Поднебесной уже 42 тысячи (!) километров. Ближайший конкурент — Япония. А западные страны отстали абсолютно безнадежно: например, во Франции чуть больше 3000 километров скоростных железных дорог, в Испании — около 2000, а Германии — всего-навсего тысяча.

Первые высокоскоростные линии создали Тайвань и Саудовская Аравия. А в Африке за право открыть первую такую линию борются Марокко и Египет — оба сейчас строятся наперегонки.

Отдельные скоростные линии есть в Турции (из Анкары в Стамбул), Великобритании (на подъезду к тоннелю под Ла-Маншем). В России до сих пор одна-единственная такая дорога — из Москвы в Санкт-Петербург. Другие только в планах, причем крайне отдаленных.

Китайцы, видимо, смотрят на потуги других стран и посмеиваются. Прямо сейчас у них строится еще 28 тысяч км высокоскоростных железных дорог. Да еще создаются все более скоростные поезда, которые вот-вот начнут обгонять самолеты.

Илон Маск в сторонке плачет: Hyperloop уже не нужен

Авиарейсы на короткие расстояния — до 1100 км — становятся все менее популярны. Сказывается повальное увлечение экологией, которое зародилось в Скандинавии. Теперь «ответственные» западные туристы не летают, а ездят.

  • Железнодорожный транспорт значительно эффективнее экспериментальных проектов малой вместимости, таких как Hyperloop Илона Маска. Ведь поезда могут быстро перевозить огромное количество людей. Высокоскоростные поезда — соблазнительнейшее сочетание доступности и скорости. Поезда уже давно взяли скоростную «планку» в 300 км/час.
  • И даже эта скорость для китайских дорожников — сущие пустяки. Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности (CASIC) разработала первый в мире проект сверхпроводящего поезда на сверхвысокой скорости с магнитной левитацией (маглев). Инженеры уже провели испытательный запуск: маглев способен развивать колоссальную скорость — 1000 км/час.

Правда, в идеальных условиях: поезд должен передвигаться в специальном вакуумном тоннеле. Вакуум нужен, чтобы избавиться от сопротивления воздуха. Такой же поезд, но без вакуумной трубы, способен развить 625 км/час.

Ожидается, что в будущем маглев станут использовать для поездок на работу между кластерами мегаполисов на побережье Китая. Испытательная линия для нового экспресса была построена в городе Датун в северной провинции Шаньси.

Японские инженеры проиграли китайским, даже не начав испытания

Китай ставит один железнодорожный рекорд за другим. Шанхайский скоростной поезд на магнитной подвеске — самый быстрый коммерческий экспресс в мире, занесен даже в книгу Гиннесса. С китайцами хотят соперничать японцы: поезд SСmaglev компании Central Japan Railway развивает максимальную скорость в 600 км/час. Правда, пока японцы лишь ведут испытания, в Датуне уже представили еще более скоростную модель.

Поскольку скоростных поездов в Китае все больше, поездки на них дешевеют. Билет стандартного класса в один конец на шанхайский маглев стоит 50 юаней ($7), а поездка в два конца обойдется в 80 юаней ($11,5). Билеты продаются в торговых автоматах как в аэропорту, так и на станции Longyang Road.

  • Маглев использует технологию магнитной левитации. Вместо того чтобы двигаться по рельсам, как обычные поезда, они парят над специально построенной направляющей благодаря магнитам.

Существует два типа поездов на магнитной подвеске: те, которые используют электромагнитную и электродинамическую подвеску. В первом случае электромагниты вмонтированы под поездом и на специальной направляющей, по которой движется маглев. Во втором случае электромагниты стоят по бокам от поезда и в стенах бетонной направляющей.

Когда поезд движется на высокой скорости, катушки генерируют магнитную силу, которая позволяет поездку левитировать и оставаться на стабильной высоте и расстоянии от направляющей.

Ранее для поездов на магнитной подушке использовали обычные электромагниты, а сейчас — сверхпроводящие. Они создают гораздо более сильные магнитные поля. Только так можно обеспечить гигантскую скорость даже в вакууме.

Китайский маглев — дешево, технологично и безопасно

Поезда на магнитной подвеске считаются более безопасными, чем обычные. Создаваемая магнитная сила постоянно удерживает поезд на направляющей, даже на самых крутых поворотах.

На поезде есть тормозные панели — они установлены спереди от маглева. А, скажем, у японского SCmaglev есть даже колеса (они убираются после старта) с тормозными колодками.

Правда, имеются и недостатки. Поезда на магнитной подвеске дороги в строительстве и требуют специальной инфраструктуры (направляющие для поездов, туннели и т. д.), которая стоит миллиарды долларов. Поэтому даже те страны, которые имеют развитую сеть железных дорог, вряд ли в ближайшее время перейдут на поезда на магнитной подвеске. А в Китае не нужно ничего перестраивать — они просто создают всю инфраструктуру с нуля.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков