Найти тему

О супружеской жизни, изменах, старении и о любви, которая "сильна как смерть"

События последних дней создают ощущения прострации, страха, апатии, бессилия... Но поддаваться этому состоянию нельзя. Надо продолжать вести обычную жизнь. И для меня это не "прятать голову в песок", а осознавать, что от моих эмоций в данной ситуации ничего не зависит в мировом масштабе, но всё зависит в моей повседневной жизни.

Поэтому я буду говорить о любви.

Любви мне не хватило ни у Шекспира, ни у Оруэлла. И я решила обратиться за ней к французам. Благо, несколько томиков Мопассана давно дожидались на моих полках своей очереди. И только дочитав один из них, и погрузившись в размышления, я поняла, что и этот выбор был несколько необдуманным:

Если бы Флоберу или Золя, свидетелям молодости Мопассана, сказали, что его книга будет когда-нибудь названа среди лучших романов того времени о любви, они бы посмеялись над этим. Роман о любви? Но кто более, чем крепкий унтер-офицер с его покоряющими усами, презирал романтическую любовь? Любовь с большой буквы, как сказал бы Флобер. Мопассан предпочитал удовольствия грубые и сильные, которые он разделял со служанками и уличными девицами...
И все же нельзя отрицать, что "Сильна как смерть" - роман о любви.
© Андре Моруа

Разрешите представить вашему вниманию роман Ги де Мопассана "Сильна как смерть".

Ги де Мопассан. Сильна как смерть
Ги де Мопассан. Сильна как смерть

Перед нами история отношений художника Оливье Бертена и графини Анны де Гильруа. Их роман продолжается уже 12 лет и несмотря на периоды сближения и расхождения, они уже давно смирились со своими ролями (любовника и неверной жены) и продолжают любить друг друга. Все меняется, когда в Париж из деревни, где она воспитывалась у бабушки, возвращается дочь Анны, 18-летняя Аннета. На контрасте с молодостью дочери графиня де Гильруа начинает очень остро переживать наступление собственной старости, а Оливье Бертен, вновь увидев перед глазами тот образ, который пленил его 12 лет назад, переживает "вторую молодость". Не буду говорить, чем всё заканчивается. Но думаю, вы и сами догадываетесь, что ничем хорошим.

Вообще я в затруднительном положении. Это канал про семейные отношения. И мне интереснее было бы рассмотреть отношения графини с ее законным мужем. Но проблема в том, что графу де Гильруа в романе уделяется не больше внимания, чем обстановке в гостиной их дома.

Граф де Гильруа, депутат от департамента Эры, избрал своей специальностью вопросы сельского хозяйства.

Вот, собственно, и все, что нам сообщается о нем. Если не считать нескольких реплик о его "скучной" деятельности и наших догадок о том, что человек этот, по всей видимости, не очень внимательный, раз за 12 лет ни разу не заподозрил жену в измене.

Ги де Мопассан. Сильна как смерть
Ги де Мопассан. Сильна как смерть

Честно говоря, во всей этой истории мне больше всех жалко Оливье Бертена. Но не из-за того, чем закончился роман. А из-за того, что он изначально не имел шансов на спокойную жизнь и мирную старость.

В молодые годы он, конечно, радовался свободе, которую дает жизнь холостяка. Но, становясь старше, все отчетливее понимал, что свобода и одиночество - почти синонимы, что он всю жизнь питался объедками с чужого стола:

Я в том возрасте, когда жизнь холостяка становится невыносимой, ибо для меня уже нет ничего нового под солнцем. Холостяк должен быть молодым, любопытным, жадным. А перестанешь быть таким - и оставаться свободным становится опасно... Для старого холостяка, вроде меня, свобода - это пустота, повсюду пустота, это путь к смерти, свободный от всего, что мешало бы видеть конец, это беспрестанно встающий вопрос: "Что мне делать, куда бы пойти, чтобы не быть одному?"

Может показаться, что Оливье жесток по отношению к Анне в последних главах романа, потому что жестоко говорить женщине, что любишь другую больше чем ее, больше, чем когда-либо любил ее:

-Я люблю ее!
-А меня? Меня вы никогда так не любили?
-Нет, я был тогда слишком молод!.. Я любил вас, как только можно любить женщину. А ее я люблю, как вас, потому что она - это вы; но любовь эта стала чем-то неотразимым, губительным, чем-то таким, что сильнее смерти. Я объят ею, как горящий дом пламенем!

Он жесток, но честен.

А была ли Анна честна с ним?

Она держала его при себе, хитростью и манипуляциями добиваясь его внимания, зная, что никогда не уйдет от мужа, что никогда не разделит свою жизнь с ним.

И не разделила.

Она смотрела на эти маленькие четырехугольники, в них было всё, что она сумела сказать о своей любви, всё, что она могла оторвать от себя и отдать ему в нескольких каплях чернил, на белой бумаге.
-3