"На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там." (Ин. 2:1)
Так начинается рассказ о событии, коих потом будет происходить великое множество, и по свидетельству самого Иоанна, автора одноименного Евангелия, не хватит никаких книг, чтобы описать все в подробностях Ин.21:25). Свадебное торжество в Кане Галилейской является отправной точкой чудесных деяний Господа Иисуса Христа и евангельский текст так и заявляет, чудо, совершенное на свадьбе, было самым первым из остальных (Ин.2:11). Но обо всем по порядку.
Матерь Господа по мнению исследователей имела отношение к браку. Она, как утверждают коптские евангелия и другие апокрифические источники могла приходиться сестрой матери жениха. Вот что по этому поводу говорит Уильям Баркли: "В одном из коптских евангелий говорится о том, что Мария приходилась сестрой матери жениха. Существует очень старое собрание предисловий к книгам Нового Завета, так называемые Монархические предисловия, в которых говорится, что женихом был никто иной, как сам Иоанн, и что мать его Саломия приходилась сестрой Марии. Мы не можем судить о достоверности этих дополнительных деталей, но история рассказана нам так ярко, что это, несомненно, рассказ очевидца."
(От Иоанна 2 глава, Баркли)
Так или иначе, Мария играет определенную роль и роль эта не последняя, судя по тому, что она в разгар пира беспокойно обращается к своему Сыну и говорит о нехватке вина. Вот тут наступает самое интересное.
Ответ Иисуса ни в коем случае не был резким и не носил негативных характеристик. Судя по всему, такой оборот речи был вполне приемлем для тех времен, хотя в современном русском языке аналогов практически нет.
"Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой." (Ин.2:4)
Библия опускает подробности разговора, но Мария, ободренная словами Иисуса обращается к слугам и советует слушать, что скажет Господь.
"что скажет Он вам, то сделайте." (Ин. 2:5)
Продолжение этой истории думаю многие знают. Шесть каменных водоносов, емкостью около ста литров каждый были наполнены водой и когда воду, ставшую вином понесли распорядителю пира, тот с удивлением отметил его качество. "Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе." (Ин. 2:10)
Каждый верующий человек, читая эту историю усматривает что-то такое, что близко ему в данный момент. Черпая надежду и подобно гостям на этом пиру, также вкушает от нового вина, которое появилось благодаря чудесному вмешательству Господа Иисуса Христа.
Я, в свою очередь обратившись недавно вновь к этой умиляющей истории обратил внимание на ряд аспектов, которые до сих пор ускользали из поля зрения. Хочу поделиться двумя, на мой взгляд интересными замечаниями.
Первое, что бросается в глаза, предназначение водоносов, или каменных емкостей для воды. В краях, где выпадение осадков было само по себе редкостью, иметь специальные емкости являлось делом первой необходимости. Дождевая вода, вода из колодцев, и другим источников, собиралась и применялась для всякого рода нужд. Ко всему прочему вода требовалась и для оправления ритуальных действий, что отражено в тексте Евангелия.
"Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры." (Ин. 2:6)
Именно это факт, долгое время ускользал от меня, и только на днях я обнаружил потрясающий по своей значимости духовный урок из всей этой истории. Шесть огромных водоносов, изготовленных из известняка, служили прежде всего для очищения и использовались в культовом смысле. Вода носила очистительный смысл, и с помощью её, живущие правоверные иудеи очищались от разного рода скверны и выражали своего рода надежду на непорочность перед Богом.
И вот в эти емкости, культовые емкости Господь повелевает налить воды и тут же делает ее вином, причем вином отменного качества и это вино пьют жених, невеста и все гости свадебного пира. Пьют и радуются, не подозревая, что минуту назад назревала неприятная ситуация, грозящая скандалом и позором. Все участники свадебного пира пьют вино, из емкостей, предназначенных для ритуальных очищений. Сам факт, что теперь в этих водоносах не вода, а вино самым прямым текстом говорит о прекращении эры ритуального очищения, и наступлении эры нового вина, о котором сам Господь однажды скажет:
"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." (Мат. 9:17)
Второй урок, который также долгое время ускользал из поля зрения, кроется в ответе Христа Марии. Вторая часть Его слов намекает на нечто большее, чем простое нежелание привлекать к Себе излишнее внимание чудесами и знамениями.
"...еще не пришел час Мой." (Ин. 2:4)
Интересно отметить, что в самом Евангелии от Иоанна, упоминание о часе позже звучит в похожих тонах, и мы можем проследить, как развивается эта мысль. В текстах, начиная с 2:4, где впервые говорится о том, что час еще не наступил, подобная идея звучит еще два раза: Ин. 7:30, и 8:20. Мы вновь читаем о том, что час еще не пробил. И только в Ин.12:23, утверждение о наступлении часа достигает своего апогея, и апогей этот напрямую связан с осуждением и распятием нашего Господа.
"Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел." (Ин.12:23-27)
Вот когда по словам Иисуса наступает Его час, и час этот не в совершении чудес, не в явлении сил и покорении природы и человеческих страстей. Час этот несет с собой более глубокие значения, целиком восполняющий истинную нужду каждого человеческого дитя и дарующего надежду на вечную жизнь в Царстве Христа.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243