Жарким летним днем особенно хочется поговорить о морских воротах города, тем более что 26 июня исполняется 55 лет со дня ввода в эксплуатацию здания Севастопольского морского вокзала.
До 60-х годов прошлого века все гражданские суда вынуждены были останавливаться на внешнем рейде, а пассажиров до берега или с берега доставляли катерами или паромами. Затем оборудовали причал, а морской вокзал разместили в небольшом одноэтажном здании возле Графской пристани – бывшем караульном домике, построенном в 1840-е годы.
Бурное развитие экономики города, строительство новых промышленных предприятий, рост населения и кратное увеличение туристического потока после открытия Севастополя в 1959 г. выявили острую необходимость в строительстве нового морского вокзала.
Его расположили на месте старых мастерских Военпорта на берегу Южной бухты, рядом с Графской пристанью. Современное двухэтажное здание из бетона, стекла и металла было возведено по проекту архитектора Н.М. Фоминой специалистами строительных управлений 44 и 45 треста «Севастопольстрой» под руководством мастера Владимира Федосеевича Танцуры.
Огромные стеклянные фасады открывали интерьеры внутренних помещений, их стены украшали панно севастопольских художников Игоря Белицкого, Владимира Озерникова, Натальи Василенко, Геннадия Арефьева. В здании были оборудованы кассовый зал, справочное бюро, комната отдыха, камеры хранения, отделение почтовой и телеграфной связи. С веранды второго этажа посетители ресторана могли любоваться картиной вечернего порта. Первыми гостями вокзала стали пассажиры теплохода «Украина», который мелькнул в кадре культовой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».
Ю.В. Стогний