В данной статье разговор пойдет не об истории записи альбомов или их музыкальном содержании, а об оформлении легендарных обложек, которые остаются культовыми до сих пор.
1. «Все братья — сёстры», 1978 г.
Во первых, данный альбом является первым законченным рок-альбомом в России. Он записывался музыкантами на поляне рядом с набережной реки Невы, БГ и Майк Науменко поочередно пели песни. Фотографию для обложки как и всегда делал Андрей «Вилли» Усов. Вилли очень мешал нос Майка, он казался ему очень несуразным в кадре и он решил надеть на Майка свою кепку, тем самым уравновесив композицию. Также фотографом были запечатлены стоящие рядом Борис и Майк под мостом, у которого как раз они все и записывали.
2. "Синий альбом", 1981 г.
Первым официальным или «естественным» альбомом группы Аквариум становиться «Синий альбом». Он был записан в Ленинграде в 1981 году. Летом 1980 года Борис Гребенщиков знакомится с ленинградским звукорежиссёром Андреем Тропилло, который обещает помочь ребятам сделать полноценный альбом.
История обложки делится на две версии. Первая версия заключается в том, что музыканты часто ходили к своему знакомому звукорежиссеру Марату Айрапетяну на Литейный проспект и в лифтовой шахте этого дома они и сфотографировались. Вторая версия намного более интересная и забавная. На Литейном проспекте д. 50-52 жила Лидовская, она была известной феминисткой и подругой одного из музыкантов. Забавный факт: через четыре дня после фотосессии в ее парадной, она свалилась с четвертого этажа на место, где как раз таки фотографировались ребята. К великому ее везению, она осталась жива.
Фото было сделано одним из главных фотографов всего рок-клуба и Аквариума в особенности, Андреем «Вилли» Усовым.
3. "Треугольник", 1981 г.
«Треугольник» – альбом группы «Аквариум», записанный в 1981 году. Является одной из известнейших студийных работ в русской рок-музыке. Изначально новую работу планировалось назвать «Инцест», но в процессе записи, которая проходила в студии Андрея Тропилло, располагавшейся в Доме Юного Техника на Охте, появился термин «Треугольник», в дальнейшем давший название пластинке.
Фотография для обложки данного альбома была также сделана Андреем «Вилли» Усовым. Она была произведена на фотоаппарат «Любитель». Сделана она была в том самом культовом Доме пионеров на Охте на подоконнике в одном из коридоров. Борис Гребенщиков одел на голову сломанный рефлектор и двигался к окну, а на самом подоконнике за занавеской стоял Всеволод Гаккель. Надпись на эльфийской языке, находящуюся на одной из сторон альбома так и не удалось разобрать.
4. "Электричество. История Аквариума, Том 2", 1981 г.
Основой концертной части альбома группы «Аквариум» «Электричество» послужила запись выступления коллектива на фестивале «Весенние ритмы» в городе Гори, которое состоялось в 1980 году. Данный концерт произвел огромный фурор и стал культовым в истории группы Аквариум. Повеселились музыканты тогда на славу. Гаккель пытался убить виолончелью катающегося по полу Гребенщикова, который в ответ пытался укусить струны у инструмента.
Не менее интересной является и обложка данного альбома. Однажды летом Андрей «Вилли» Усов собирал грибы на Карельском перешейке и увидел на одной из полян выброшенную газовую плиту. Получившаяся в итоге фотография, является отсылкой одновременно к творчеству тогдашних фотохудожников, Б. Смелова и Б. Кудрякова, а одновренно отсылкой и к творчеству Тарковского, в своем сюрреалистическом виде.
Снимок для задней стороны пластинки был сделан незадолго до самого фестиваля «Тбилиси - 80». Условия для создания данной фотографии были ужасные, на улице стоял жуткий мороз и вся аппаратура для создания фото промерзла. Забавный факт, который в нынешнее время кажется довольно непривычным. Сейчас удаление заднего фона на фотографии кажется довольно простым занятием. Открыл Photoshop, кликнул пару раз и готово. Тогда все приходилось делать руками и для того чтобы убрать зимний фон за музыкантами, Вилли Усов вычищал его скальпелем. Также забавная история связана и с фразой на задней стороне обложки. Гребенщиков попросил его написать: «Спасибо всем, кто помогал делать эту музыку». Вилли предложил расширить текст следующим образом: «Спасибо всем, кто помогал и кто не мешал делать эту музыку». Таковая ситуация впринципе неплохо описывает то время.
Кстати, второй том архива «Аквариума» вышел раньше первого – альбома «Акустика» в том числе и из-за того, что фотограф не успел сделать оформление к первому тому.
5. "Акустика. История Аквариума, Том 1", 1982 г.
БГ: То есть, человек, имеющий «Акустику» уже может говорить, что он АКВАРИУМ более-менее знает.
Оформление обложки Вилли Усовым было как всегда занимательным и странным. На передней стороне обложки разместился Елагин дворец, фотография в негативе. Разрушенный дворец, стоявший на маленьком островке напротив Каменного острова. В то время Гребенщиков занимался кунг-фу и бегал в глубину парка к дворцу вместе со своим учителем, чтобы их не могли загрести менты. Это место стало важным для БГ.
История с задней стороной обложки еще более странная. Вилли Усов очень часто использовал прием выделения и увеличения малозаметного объекта. В качестве исходника для обложки он взял фотографию с одного из первых концертов «Поп-механики», в которой принимал участие БГ. Лидер группы был с подаренными губами, тенями вокруг глаз и выбеленным школьным мелом лицом. По воспоминаниям Усова, двигаясь, словно получеловек-полуробот, БГ изображал нечто, отдаленно напоминающее брейк. Периодически он брякал по струнам специально расстроенной гитары. Застывшее выражение глаз и механичность позы Гребенщикова показались Усову необычными, и он решил сконцентрировать на этом фрагменте основное внимание. Впоследствии Вилли любил называть эту фотографию не иначе как «Козлодоев».
6. "Табу", 1982 г.
Основу «Табу» составили песни, написанные Гребенщиковым в конце 81-го года и ставшие базисом той электрической программы, с которой Аквариум, несмотря на всевозможные запреты, выступал на подпольных концертах в Москве и Ленинграде. Неоценимую роль в формировании саунда «Табу» сыграл Сергей Курёхин… С приходом Курёхина в Аквариум автоматически возросли музыкальные требования — как к членам группы, так и к уровню предполагаемых аранжировок.
Фотография для лицевой стороны обложки была выполнена в саду Строгановского дворца. Изначально на исходнике итоговой обложке Борис Гребенщиков стоял на фоне статуи Нептуна. Сейчас этого сада уже не существует, он был разобран и уничтожен, ради того, чтобы на его месте поставили ресторан. Андрей «Вилли» Усов сделал эту фотографию при помощи древнего фотоаппарата Rolleiflex производства 1932 г. Съемка была очень сложной, из-за старой непроветренной оптики вокруг БГ образовался специфический ореол. Именно поэтому на задней стороне обложки альбома тень - светлая.
Для лицевой стороны БГ попросил у Вилли выделить лицо, увеличить и разместить на абсолютно белом фоне. Для заполнения возникшей пустоты, фотограф дорисовал слова, ромбики и звездочки. Шрифты он подбирал из дизайнерских каталогов.
Знак вопроса рядом с названием группы, то есть со словом «Аквариум», тоже имеет свой смысл. Он означает нестабильность состава группы, и неуверенность точно ли это группа Аквариум в итоге.
Спасибо за внимание! Вторая часть в профиле.