Найти тему
Nick Nagornyy

Должны ли существовать зоопарки?

Оглавление

Зоопарки.
Зачем и кому они нужны?
Являются ли тюрьмой для животных или спасают исчезающие виды?
Ну и самое главное – должны ли существовать сегодня?

На этой фотографии мне 8 лет. Я жадный до знаний ребенок, складывающий только распечатанные статьи об акулах в свою папку. Я в зоопарке Пхукета и я в восторге от увиденного. Слоны рисуют и танцуют, а тигры ходят кругами показывая, что они хищники, думал я.

Но что я думаю сейчас? Спустя 15 лет.

История зоологических парков

На протяжении тысячелетий люди содержали диких животных.

Рисунки, найденные в Египте свидетельствуют о том, что правители создавали зверинцы еще в 2500 году до нашей эры.

-2

И если в Египте это были слоны, гиппопотамы и дикие кошки, то например из хроники духовника императора Священной Римской империи Карла IV я узнал, что император в своем замке держал чудовищных змей:

«И правда, что есть чудовищные змеи, подобные тем, которых держит в своем пражском замке государь император Карл»(с) Джованни де Мариньолли

Шли столетия, Карл Великий, Генрих III, наркобарон Пабло Эскобар, сын Саддама Хусейна Удей, история помнит множество людей, которые пытались показать свою силу миру, коллекционируя зверей

И если изначально смыслом содержания являлась демонстрация силы и власти перед другими людьми, то с 1752 года часть зверинцев начала свою трансформацию в зоологические парки.

Первым зоопарком в мире считается Венский Шёнбрунн. Уже в 1779 году зоопарк стал доступен для посещения простой публике. И именно с этого момента можно начать говорить о функциях зоопарков.

-3

Функции Зоопарка

Рекреационная

Первая, самая очевидная и историческая функция - Рекреационная.
Люди, покупая билет, попадают в сказку с удивительными животными, где можно хорошо провести время с семьей/друзьями и отдохнуть.

-4

Для понимания, люди до 16 века представляли многих животных примерно так.

Поэтому посетив зоологический парк у них не только менялось представление о визуальной составляющей тех или иных особей, но и появлялись вопросы:

Что ест? Где живет? Как размножается, общается? И так далее.

И смею предположить, что именно с предоставлением ответов на эти вопросы со стороны зоопарков появилась и образовательная функция.

Образовательная

Зоопарки взяли на себя неофициальное обязательство перед обществом в просвещении на темы экологии, животных и уважению к окружающей нас природе.

Во всем мире каждый год зоопарки и аквариумы посещают 700 миллионов человек, или около 9 процентов населения мира.
Во всем мире каждый год зоопарки и аквариумы посещают 700 миллионов человек, или около 9 процентов населения мира.

В данном контексте для человечества это уникальная возможность информировать следующие поколения о важности биоразнообразия на Земле.

В новостях постоянно всплывают заголовки статей, где описывается, как в том или ином городе убили животных по незнанию.

-6

И проблема не только в перерубленных змеях, но и общая необразованность людей влияет на нашу планету. Например, кормление ежей молоком, загрязнение лесов, выпуск инвазивных видов…

Инвазивный вид – биологический вид, распространение которого угрожает биологическому многообразию. Типичная первоначальная причина распространения инвазионных видов — задуманная или непреднамеренная интродукция организмов за пределы мест их естественного обитания

Всего этого можно избежать благодаря образованию.
Но как через зоологические парки транслировать ценности сохранения жизни и природы?
Как показывать естественное поведение тех или иных видов?
Для этого зоопарки начали вести научно–исследовательскую работу.

Научно–исследовательская

Научные исследования и эксперименты в зоопарках позволяют не только интересно показывать животных и лучше понимать, как обустраивать их жилища вне воли, для того ,чтобы посетителям было интересно. Но и также дают людям представление как лечить животных, как содержать виды, которые по разным причинам лишились своих естественных зон обитания и зоопарк стал для них ковчегом.

Например, это было очень полезно и актуально во времена масштабных пожаров в Австралии
Например, это было очень полезно и актуально во времена масштабных пожаров в Австралии

Приобретенный опыт и знания, в отношении животных, содержащихся в неволе, позволяет зоопаркам повышать шансы на успех, как в обеспечении оптимального ухода за содержащимися в неволе животными, так и в защите их диких сородичей.

Зоопарки позиционируют себя, как организации, которые на одно из первых мест ставят функцию сохранения биоразнообразия и защиты животных.

Сохранение видов

Одна из самых важнейших функций современного зоопарка – сохранение видов

что включает в себя реинтродукцию, и межзоопарковский обмен животными

Реинтродукция — переселение и заселение вновь диких животных и растений определенного вида на территорию, где они ранее обитали и произрастали, но откуда по каким-либо причинам исчезли, для создания новой и устойчивой популяции.

Благодаря программам по реинтродукции зоопарки могут выпускать выращенных или реабилитированных животных в естественную среду обитания для восстановления популяции.
За плечами зоопарков успешные примеры реинтродукции лошадей прожевальского, черноногих хорьков, калифорнийских кондоров и даже пресноводных мидий в бассейне реки Огайо.
Все звучит замечательно!
Люди развлекаются, отдыхают при этом получают знания и формируют ценности сохранения биоразнообразия в мире. Ученые исследуют и успешно реинтродуцируют животных.
Казалось бы, в чем подвох?

В чем подвох?

Пройдемся сразу по функциям

Рекреационная

Каждый зоопарк априори выполняет развлекательную функцию. Но не каждый при этом следует концепции 5 свобод. И получается, что баланс между комфортом животных и человека во многих зоопарках сильно перевешивает в сторону человека.

Концепция пяти свобод определяет пять аспектов благополучия животных. «Пять свобод» включены во Всемирную декларацию благосостояния животных ,согласно которой эти «пять свобод» должны быть обеспечены животным, содержащимся в условиях неволи.

Пять свобод включают:

✧ Свободу от голода и жажды — путём предоставления доступа к воде и еде, которые поддерживают здоровье и активность.

✧ Свободу от дискомфорта — путём предоставления соответствующей среды для проживания, включая жилище и место для сна и отдыха.

✧ Свободу от боли, травм или болезни — путём предоставления превентивных мер или ранней диагностики и лечения.

✧ Свободу естественного поведения — путём предоставления достаточного места, соответствующих благоприятных условий и приспособлений, а также компании себе подобных.

✧ Свободу от страха и стресса — путём обеспечения соответствующих условий, которые исключают моральные страдания.

Конечно, нужно понимать, что ответственность за приоритетность тех или иных свобод лежит на человеке. Так, например, несмотря на нарушение свободы от страха и стресса, приоритетнее, на мой взгляд, отвезти котика к ветеринару в случае проблем со здоровьем и удовлетворить его право на избавление от боли.

И так, зоопарк, который не может обеспечить животным доступ к еде и воде, места для отдыха, укрытия, не может оказать своевременную ветеринарную помощь, условия для проявления видоспецифичного поведения, и принуждает животных к стрессу, например, организовывая фотозоны…
…к сожалению все еще остается зоопарком.
Плохим, но зоопарком.

Образовательная

С образованием дела обстоят не просто. Давайте сразу определимся, что табличка у медведя – «Медведь» – это не образование.
Перед зоопарками стоит не простая, но все же выполнимая задача заинтересовать как ребенка, так и опытного зоолога. Соблюдая баланс между интересной экспозицией, и комфортом для животных, между длинными научными текстами и веселыми интересными фактами.
Все это в сумме должно наделять жизнь посетителей новыми смыслами. Продвигать идею важности сохранения окружающей нас природы и биоразнообразия.

На деле же, большинство зоопарков не справляется с поставленной задачей.
В 2014 году от Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов провела исследование, в котором посетителям предлагалось пройти опрос. У людей спрашивали какие, по их мнению, действия могли бы помочь спасти исчезающие виды до посещения зоопарка и после.

Многие упомянули переработку мусора и осознанное потребление товаров, а вот доля упомянувших о защите окружающей среды сократилась.

-8

Так что на самом деле не так много фактов говорят о том, что зоопарки в современном виде эффективно меняют отношение и поведение людей.

Научно–исследовательская и Сохранение видов

Если говорить о научном прогрессе, то он есть. Мы действительно с каждым годом все лучше понимаем, как создавать более благоприятные условия для содержания животных, что им нужно в неволе, как их лечить и размножать, но как обстоят дела с сохранением видов?
Вот тут возникают вопросы.
Во многих случая, сам факт жизни того или иного животного в зоопарке сильно влияет на его представление о мире. Животные в неволе редко учатся важным навыкам выживания и часто слишком привыкают к контакту с человеком. Не имея естественного страха перед людьми, они уязвимы для браконьеров и плохо приспособлены для жизни в дикой природе.
Если вы не видели фильм Освободите Вилли, то рекомендую к просмотру.
Но именно после этого фильма мировая общественность начала отправлять письма с призывов освободить актера, который играл Вилли, а именно самца косатки по имени Кейко.

-9

В 1999 году Кейко был освобожден неподалеку от Исландии. К сожалению, Кейко был плохо приспособлен для выживания в дикой природе. Из-за того, что он слишком привык к человеческому контакту, попытки помочь ему присоединиться к дикой стае потерпели неудачу. В конце концов, Кейко заплыл в гавань Норвегии, активно ища людей. Ему так и не удалось интегрироваться в дикую популяцию, он изо всех сил пытался охотиться и в конце концов умер от пневмонии в 2002 году в возрасте 27, хотя средняя продолжительность жизни касаток 50-55 лет.

"Выпуск в дикую природу автоматически не отвечает интересам животного"
Доктор Крис Дрейпер, руководитель отдела благополучия животных и неволи в Born Free

Выпустить одних животных в дикую природу легче, чем других, и необходимо тщательно учитывать потребности отдельных видов
Немалую роль играет срок, который проводят детеныши разных животных.
Так, например, на обучение в природе у калифорнийского кондора уходит примерно 180 дней, что во многом поспособствовало успеху в реинтродукции.
А вот с реинтродукцией орангунтангов все сложнее. В дикой природе орангутанг проводит со своей матерью до девяти лет; необычайно долго даже для примата. Это означает, что осиротевшие или только родившийся орангутанг требуют исключительного ухода и образования.

-10

По информации AZA (Ассоциация зоопарков и аквариумов) из 900 уязвимых к исчезновению в дикой природе видов, которые живут в зоопарках, только 50 участвуют в программах по реинтродукции.

Уже не простую ситуацию усложняет еще и вопрос:
«Куда реинтродуцировать животных?»
С каждым годом население человечества растет. Увеличивается количество домов, дорог, потребность в природных ресурсах, количество загрязнений.

Но прежде, чем говорить о том, насколько зоопарки эффективны, и нужно ли их закрыть и расформировать, нам нужно поговорить об их обитателях.

Животные в зоопарках

Система зоопарка состоит из трех компонентов.

Посетители

Сотрудники

Животные

Посетители платят деньги (напрямую, покупая билеты или оплачивая налоги) и являются экономической основой любого зоопарка. Им должно быть интересно и комфортно.

Сотрудники же обеспечивают работу зоопарка. Если говорить о киперах, то им тоже должно быть комфортно работать с животными. В это входит и кормление, и уборка, и наблюдение.

И самая болезненная тема ­– животные. Собственно животные и их состояние, как психологическое, так и физическое являются главной причиной думать многих людей, что зоопарки нужно закрыть.

1. Воля

Популярное мнение, о том, что животным лучше на воле.
Безусловно, зоопарки к этому стремятся, но если говорить о тех животных, которые уже есть в зоопарках, то далеко не всем необходимы огромные ежедневные расстояния, которые зачастую мотивированы в природе голодом и подвергают каждый день опасности ту или иную особь.

Нужно понимать, что воля – это не безопасное место, где животные априори счастливы и сыты, а на грустном примере Кейко, мы видим, что немедленная реинтродукция всех ж ивых существ, которые есть в зоопарках приведет не только к вымиранию некоторых видов, так как не для всех тех, кто живет в зоопарках осталась та самая воля, но и к гибели животных, в силу невозможности адаптации к новым условиям.

И если мы распускаем животных в зоопарке, то тогда логично признать, что распустить придется и кошек, и собак. Да, многие питомцы уже привыкли к нам, и нашим домам, но выбирали ли они жить с нами?

«Вот на этих картинках два вида одного рода Lygodactilus, мелких гекконов. Один из них невероятно популярен в неволе, его с удовольствием разводят террариумисты по всему свету, второй не привлекает внимания, и я даже не уверен, что он есть больше чем в паре десятков коллекций специалистов. Совершенно очевидно, где какой. И лишь благодаря популярности одного, тому, что его научились держать в неволе и вообще есть люди, которым интересна эта группа животных, у обоих, крайне угрожаемых в природе существ с крошечным ареалом, есть небольшой шанс сохраниться…»
Александр Гатилов и Елена Мехова Авторы канала @ZooLogovo
-11

2. Право выбора

С безопасностью воли мы определились, но кто-то может сказать, что лучше 3 дня на воле, чем всю жизнь в «тюрьме».
Я уверен, что такое суждение у многих отзывается, кто хотел бы иметь финансовую, творческую, а иногда и физическую свободу, но можем ли мы переносить человеческое мироощущение, которое порой разнится очень сильно даже внутри нашего вида, на животных.
Есть достаточно модный термин Квалиа.

Ква́лиа — термин, используемый в философии, преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода. Введен американским философом К. И. Льюисом в 1929 году.Квалиа — это «необычный термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас»

Хорошим аргументом в пользу существования Квалиа будет статья американского философа Томаса Нагеля «Что значит быть летучей мышью?»

Сперва я подумал, что это автобиография Бэтмена, но все оказалось интереснее.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос автор предложил 3 варианта мысленных экспериментов:

Имитация. Наша задача попробовать стать летучей мышью. Висеть вверх ногами по ночам, пытаться летать, охотиться на насекомых, не забывая подключать эхолокацию ,естественно. Но скорее всего такой способ исследования… во-первых будет сложно объяснить окружающим. Во-вторых, ничего не даст для понимания сознания летучих мышей.

Второй вариант – Использование общих переживаний, которые свойственны, как людям, так и летучим мышам.

Тут человеку следует обратиться к таким ощущениям как боль, голод, жажда, цвет, и так далее. Но как соотнести это с ощущениями летучей мыши, если наша психическая реальность качественно отличается.

Последний вариант немного из гипотетического будущего. Задача трансформироваться в летучую мышь и обратно.

Проблема в том, что, будучи летучей мышью мы не сможем рассказать о своих ощущениях, а вернувшись в привычный человеческий облик забудем о том, что ощущали подобно тому, как забываем ощущения во младенчестве.
Так Нагель и пришел к выводу, что наука, вероятнее всего, никогда не сумеет дать ответ на вопрос: «Какого это быть летучей мышью?»

Поэтому судить о том, чувствуют ли животные жажду свободы ,очень сложно. Но вы можете сказать, многие же их них сбегают…

3. Побег

В 2020 году в зоопарке Фурувика в Швеции застрелили трех сбежавших шимпанзе.
В зоопарке настаивают, что попытки усыпить шимпанзе представляли бы опасность для людей

-12

Эта новость достаточно сильно влияет на восприятие зоопарков, но что мы можем сказать, если попробовать убрать эмоциональную составляющую?

Из очевидного - люди защищали людей. Шимпанзе действительно могут представлять серьезную опасность для человека. Можно ли было их поймать, не применяя летальное оружие? Ответить мы не сможем.

Но можем ли мы понять почему обезьяны сбежали?

Как бы это удивительно не было, но тоже нет. Мы не можем на 100% говорить, что дело именно в их желании быть на воле. Многим животным с высоким когнитивным развитием свойственно изучать окружающий мир. Очень сильно упрощая, многие люди тоже не могут без путешествий и нового опыта.

4. Убийства

Убийства.
Обойти это тему достаточно сложно, говоря о зоопарках.
Если обезьян убили из-за соображений безопасности людей и в современном обществе, как бы мы не хотели защищать животных, но ценность человеческой жизни будет выше, то вот Жирафа Мариуса в Копенгагене убили во многом из-за несовершенства концепции зоопарка.

-13

Благодаря зоопаркам мы лучше стали понимать, как содержать животных, что привело к новым вызовам:

«Двадцать лет назад жирафы не размножались так хорошо, как сегодня, поэтому… мы автоматически сталкиваемся с этими проблемами»
Бенгт Холст, научный директор Копенгагенского зоопарка.
«Мы не можем просто расширить зоопарк. Конечно, мы должны понять: «Хорошо, что мы будем делать с излишками?» и мы приняли решение».

Невозможность реинтродукции и ограниченное количество ресурсов на содержание всех животных приводит к выбраковке.
С точки зрения рационального подхода, выбраковка действительно решает проблему и помогает зоопаркам следовать цели сохранения биоразнообразия, так как у многих видов процент выживания потомства в зоопарках сильно выше, чем в естественной среде обитания, что приводит к многократному увеличению популяции.
С другой стороны, по оценке исполнительного директора фонда охраны природы им. Даррелла Лесли Дики где-то от 3000 до 5000 животных усыпляются в европейских зоопарках каждый год.
Мы не можем быть уверены оправдано ли это во всех случаях.
Если говорить о снижении рождаемости, то на мой взгляд европейским зоопаркам, возможно, стоит перенять американскую практику использования противозачаточных средств для предотвращения рождения лишних животных.

Но что делать с пожилыми животными? Посетители хотят видеть активных и здоровых жителей зоопарков, а зоопаркам нужны молодые сильны особи, способные продолжить род.

К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет и этический эксперимент с вагонеткой не становится легче, если вместо людей на рельсах животные.

5. Клетки

Клетки – один из самых неприятных визуальных образов, который приходит в голову, когда мы говорим о зоопарках.

2 фактора: Теснота и сам визуальный образ.

Теснота. Если мы говорим о регламентированных размерах тех или иных клеток, вольеров или террариумов, то тут мы опять сводим свои эмоциональные переживания к ощущениям и вопросу : «Каково животным?» Часто люди, проецируя на животное одиночество, страх темноты и клаустрофобию, не знают, что оно одиночное, любит сидеть в темноте и в укромном месте, и если ему сделать просторный загон – оно забьётся там в угол и будет сидеть точно также, а если посадить несколько особей, то они попробуют сожрать друг друга или будут драться за место и еду.

Визуальный образ. Тут нужно понимать, что клетки нужны не только для того, чтобы животные не могли сбежать или напасть на посетителей, но и для того, чтобы животных защитить от посетителей. К сожалению, понимание, что у животных в зоопарках есть своя диета, какие-то продукты могут быть для них вредны и смертельны ,не входит в коллективное сознание.

Но не все проблемы, связанные с ограниченным пространством у животных, можно свести к эмоциональным переживаниям.

6. Стереотипное поведение

Стереотипное поведение животных. Распространенное и малоизученное явление.

«Стереотипия или стереотипное поведение представляет собой повторяющиеся, неизменные и лишенные очевидной функции поведенческие паттерны»

Возвращаясь к своим воспоминаниях о походе в зоопарк, именно это явление я и видел. Тигр ходил кругами. А его движения были зациклены. Стереотипное поведение может проявляться в перемещении по повторяющимся траекториям, в круговых движения головой, копрофагию (поедание фекалий), срыгивание, самокусание и нанесение увечий, преувеличенную агрессивность и детоубийство.

Дело в том, что за многие тысячи лет животные приспособились к естественной среде обитания. И не сложно догадаться, что разница между естественной средой и содержанием в неволе все же есть. Особенно сильно эта разница влияет на когнитивно-развитые виды: Слоны, тигры, львы, косатки.

Явление не изучено до конца. Но уже сегодня, на основе исследований, мы можем сделать вывод, что интенсивность стереотипного поведения коррелирует ,как с площадью, объемом и наполненностью интерактивными элементами места обитания животного в неволе, так и с эффектом посетителей.

При увеличении количества посетителей возле вольера все исследуемые животные меняли свое поведение, независимо от условий содержания. В зоопарке г. Сочи львов содержали в вольере малого размера, где они не могли снизить уровень стимуляции со стороны посетителей за счет увеличения дистанции. Кроме того, из-за ширины экспозиционной стороны вольера (около 5 м) даже небольшое количество посетителей здесь, по всей видимости, оказывало значительно большее влияние на животных. Вероятно, именно это способствовало возникновению у них стереотипного поведения, и даже незначительный рост количества людей возле вольера (до 5 человек) провоцировал у животных увеличение доли такой активности. Следовательно, размер вольера оказался одним из наиболее важных факторов, влияющих на поведение и благополучие животных.

Первое время киперы и ветеринары пытались лечить это психологическое расстройство психофармацевтическими препаратами, такими как валиум, ксанакс, прозак. Так, например, Гас – один из белых медведей зоопарка в Центральном парке начал плавать восьмерками до 12 часов в день, каждый день.

-14

Гас впервые приехал из зоопарка Огайо в 1988 году, его любимой игрой было выслеживание детей из подводного окна в его бассейне. Ему нравилось смотреть, как они кричат и бегают в ужасе — это была игра. Но сотрудники зоопарка не хотели, чтобы Гас пугал детей или их родителей, поэтому поставили барьеры, чтобы держать посетителей подальше от окна. Вскоре Гас начал плавать бесконечными восьмерками. Зоопарк перепроектировал его экспозицию и установил игровую площадку с резиновыми мусорными баками и дорожными конусами. Его также посадили на прозак. Неизвестно, как долго он принимал препараты, и было ли это так же эффективно, как его новые развлечения, но в конце концов компульсивное плавание Гаса уменьшилось, хотя и не исчезло полностью.

Сейчас же главным способом борьбы со стереотипным поведением во всех продвинутых зоопарках является обогащение среды. Этот аспект содержания животных вне воли еще предстоит изучить.

Очевидно, что проблемы в зоопарках есть. Где-то неправильно содержат животных, где-то есть проблема с выбраковкой, а где-то приходится активно бороться со стереотипным поведением. Но все ли зоопарки одинаковы?

Плохие и хорошие

И вот мы подходим к достаточно очевидному, но тем не менее часто недооценённому пункту в дискуссиях зоозащитников.
Есть плохие зоопарки и есть хорошие.
Определить это не всегда просто, особенно для непосвященного посетителя.
К сожалению, важная образовательная функция зоопарков во многих зоопарках реализована плохо, и посетитель с трудом может осознать, что он видит. Мусор в вольере, или варианты для обогащения среды.
Очевидно, что есть зоопарки, где не только не ведется научная деятельность, но и не соблюдается концепция пяти свобод животных. Очень обидно от того, что именно эти зоопарки бросают тень на концепцию зоопарка в целом. А юридического отличия хорошего зоопарка от плохого, к сожалению, нет.
Во всем мире существуют различные ассоциации зоопарков. WAZA, AZA, EAZA, EARAZA и так далее. Возьмем одну из самых продвинутых для примера.

EAZA – Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов. У этой ассоциации есть достаточно точное представление каким должны быть зоопарк, как им управлять и какие должны быть организованы условия для взаимодействия с животными.
На данный момент, только 2 зоопарка на территории СНГ является полноправными членам ассоциации. Это Московский зоопарк и Казанский зооботсад. Если ориентироваться на данные, что в Европе около 2000 зоопарков, то лишь 10% зоопарков попадают под критерии EAZA.

Поэтому, обсуждая тему зоопарков ,очень важно понимать, мы говорим о конкретном зоопарке? О концепции в целом? Или исключительно о плохих зоопарках?

«Проблема мне кажется в том, что обыватели мало видели хороших зоопарков. Или слишком не любят людей.
Или проецируют собственные психотравмы =)
Мне кажется, смотреть на мир очень полезно для развития человека, в том числе его ответственного отношения к миру.
Зоопарк - одно из таких мест. Безусловно, сам зоопарк должен быть переосмыслен от демонстрации льва на демонстрацию мира, в котором есть и лев, и белый медведь. Для этого нужна и реконструкция вольеров, и новые подходы к содержанию, и новые подходы к общению с посетителями. Но для этого и посетители должны понимать, что в зоопарк они идут не только увидеть, как выглядит слон, но и увидеть, как живет и слон, и лев, и лягушка.»
Александр Гатилов и Елена Мехова Авторы канала @ZooLogovo

Трансформация

Безусловно зоопарки должны трансформироваться и развиваться ,как организации, которые защищают животных и поддерживают биоразнообразие на планете.

Я вижу 2 пути трансформации.

Первый.
Расформирование зоопарков по функциям.
Уверен, что так мы сможем добиться более эффективного выполнения задач.
Как?
Развлекательную и образовательную функцию можно переложить на робопарки, как это реализовано с динозаврами.

Тем самым мы получим куда более даже яркую экспозицию, где можно будет хоть целый день смотреть как тигр охотится, или как жабовидная ящерица выпрыскивает кровь из глаз.
А научно-исследовательскую и реинтродукционную функцию перенесем на закрытые парки, которые и будут заниматься научной деятельностью.

Нужно понимать, что зоопарки с животными никуда не исчезнут полностью, так как все равно будут животные, которых невозможно реинтродуцировать, по причине увечий или особенностей, например альбиносы.

Второй.

Эволюционное изменение зоопарков. Этот вариант куда более похож на правду учитывая реалии современного мира.

Собственно, много, где это уже и происходит.
Зоопарки пытаются рассказывать и показывать животных в приближенной к естественной среде.

-16

А на шоу с животными показывают их видоспецифичное поведение, а не жесткую цирковую дрессуру.

Самое главное, чтобы и законодательство двигалось в правильном направлении.
Так, например, во многом из-за того, что в 2016 году 17 слонов изъяли из природы в пользу зоопарков США, в 2019 году на совещании по международному договору о торговле дикими животными страны одобрили предложение, ограничивающее экспорт диких африканских слонов. В нем говорится, что слонов из Ботсваны, Зимбабве, Намибии и Южной Африки можно экспортировать только в африканские страны, где слоны живут или жили раньше. Есть одно исключение: экспорт может быть разрешен, если страна может доказать, что отправка слона в другое место приносит реальную пользу для сохранения.

Вывод

Так что же я думаю спустя 15 лет?
Я думаю, что зоопарки не столь эффективно реализуют свои функции по отдельность, но в комплексе — оптимальны для решения общей задачи по сохранению биоразнообразия в природе в реалиях нашего общества.
Есть плохие зоопарки, есть хорошие.
В любом случае человечеству еще предстоит много работать над тем, чтобы зоопарки стали функциональнее, а общество осознаннее.
Нам также стоит научиться задавать больше вопросов, чтобы уметь отличать плохой зоопарк от хорошего.
Когда люди восхваляют условный Тайган, аргументируя тем, что там лев на свободе, а в зоопарке он в клетке. Они задаются вопросом, а какую функцию выполняет услуга львенок в номер в Тайгане, или отвечают ли концепции 5 свобод бесконечные фотосессии львят, а затем последующая их продажа?
Отвечая на этот вопрос, становится ясно, что Тайган – это огромный парк, выполняющий единственную функцию – развлечение.
В начале статьи я задаюсь вопросом: «Должны ли существовать зоопарки?»
Сейчас же, проведя это небольшое расследование, я думаю, что корректнее будет задаться другим вопросом…
А что мы можем сделать, чтобы создать мир, который не будет нуждаться в зоопарках?