Найти в Дзене

Как проводила лето в Крыму российская знать: увлечения и привычки самых богатых семей империи на рубеже XIX-XX веков

«Жемчужина мой короны» - так отозвалась о Крыме после своей поездки на полуостров Екатерина II. Вслед за императрицей в Крым устремилась и русская знать, и уже к середине века XIX полуостров стал популярным курортом, где каждый дворянин считал своим долгом обзавестись имением. Способствовало этому строительство железной дороги, соединившей полуостров и центр Империи в 1875 году. Тогда в Крыму строились невероятные по красоте летние резиденции, разнообразие которых поражало всякое воображение: дворец в мавританском стиле эмира Бухарского в Ялте, дворец в германском стиле Бороздиных в Кучук-Ламбате, имения Куккозы и Кореиз князей Юсуповых, богатейшей фамилии в Российской империи после Романовых. Многие из этих памятников архитектуры сохранились и в наши дни. При имениях разбивались необыкновенные парки, закладывались плодовые сады и виноградники. Виноделие было модным увлечением. Выращиванием винограда и производством вина занимались в том числе и Юсуповы. «За активный интерес к местной

«Жемчужина мой короны» - так отозвалась о Крыме после своей поездки на полуостров Екатерина II. Вслед за императрицей в Крым устремилась и русская знать, и уже к середине века XIX полуостров стал популярным курортом, где каждый дворянин считал своим долгом обзавестись имением. Способствовало этому строительство железной дороги, соединившей полуостров и центр Империи в 1875 году.

Тогда в Крыму строились невероятные по красоте летние резиденции, разнообразие которых поражало всякое воображение: дворец в мавританском стиле эмира Бухарского в Ялте, дворец в германском стиле Бороздиных в Кучук-Ламбате, имения Куккозы и Кореиз князей Юсуповых, богатейшей фамилии в Российской империи после Романовых. Многие из этих памятников архитектуры сохранились и в наши дни.

Дворец Юсуповых в Кореизе
Дворец Юсуповых в Кореизе

При имениях разбивались необыкновенные парки, закладывались плодовые сады и виноградники. Виноделие было модным увлечением. Выращиванием винограда и производством вина занимались в том числе и Юсуповы. «За активный интерес к местной сельскохозяйственной жизни и широкие инициативы на этом поприще» Общество Сельских хозяев, садоводов и виноделов Ялтинского уезда избрало князя Феликса Юсупова-старшего почетным членом.

Дом в усадьбе князей Юсуповых, бывший винный подвал А.С. Голицыной
Дом в усадьбе князей Юсуповых, бывший винный подвал А.С. Голицыной

Юсупов делал в своем имении вино и ответственно подходил к этому вопросу: винный погреб строился по проекту князя Льва Голицына, который как и князь Михаил Воронцов, основатель имения Ай-Даниль, посвятил себя виноделию Крыма.

  • Ликерное вино из Ай-Даниль: Chateau Cotes de Saint Daniel Джаннет из 100% сорта винограда мускат с выдержкой в бочке.
Виноградники и поместье Ай-Даниль, начало 20 века
Виноградники и поместье Ай-Даниль, начало 20 века

Юсупов-старший не просто поддался веяниям моды, а увлекался и селекцией плодовых деревьев, впрочем, по свидетельствам его сына Феликса-младшего, не всегда преуспевал: «Кто покупал у нас вина, получал в качестве поощренья фрукты из наших садов. Правда, плодовые деревья ученые садовники столько скрещивали, что вывели гибриды, толком ни на что не похожие и вкусом не отвечавшие виду».

-4

Справка: В 90-е годы XIX века в Крыму производили 2 миллиона ведер вина. Крупные винодельческие промышленные предприятия и торговые фирмы: Губонина (Гурзуф), Токмакова - Молоткова (Алушта), Таюрского (Кастель), Христофорова (Аю-Даг) и другие. Ежегодно из Крыма вывозили вина, фруктов и табака примерно на 19 миллионов рублей.

Конечно же, в имениях Южного берега Крыма шли бесконечные балы и празднества. Знать ездила руг другу в гости на именины, дни рождения, обручения. Так, в 1912 году в Юсуповском дворце прошла помолвка сына Феликса Юсупова и племянницы Николая II Ирины. В 1916 году на день рождения хозяйки неожиданно прибыл император со свитой, вызвав переполох среди собравшихся. Впрочем, каждое воскресенье во дворце давали пышные обеды, на которых принимали офицеров, находившихся на излечении в санатории Кореиза:

«В обширной и роскошно обставленной столовой мы с ним сидели за небольшим столом, накрытым на четверых, вместе с Юсуповыми. Слева от меня сидел хозяин, а справа — хозяйка. Перед прибором Юсупова стояла бутылка его любимого вина из собственных погребов. За обедом велась непринужденная беседа преимущественно с хозяйкой, сам Юсупов больше молчал» - из воспоминаний офицера В.М. Догадина.

  • Красное вино с Южного берега Крыма: Chateau Cotes de Saint Daniel Трамонто из сортов винограда каберне-совиньон, мерло, саперави с выдержкой в бочке.

Императорская семья была на просто частым гостем в Крыму. Здесь, в Ливадийском дворце, своей летней резиденции, Император и его семья проводили по нескольку месяцев в году. Крым последний император любил с детства, как и его отец и дед, он проводил на полуострове по многу времени и перенес эту традицию и в свою семью.

-5

Поездка Романовых в Крым всегда начиналась всегда одинаково: поездом до Севастополя, затем на яхте «Штандарт» до Ялты. Однако, нельзя сказать, что отдых на Ривьере был однообразным. Охота, многочасовые прогулки, пешие и конные, яхтинг, теннис, купания, пикники, археологические раскопки.

Виноделием император не увлекался, однако, именно Романовым принадлежало имение Массандра, производившее высококачественные вина как для венценосной семьи, так и на продажу, а в последствии и Ай-Даниль был выкуплен ими у потомков графа Воронцова.

-6

В 1910-х годах Николай II пристрастился к автомобилям и стал совершать поездки со свитой и детьми по всему Крыму, и, конечно, в собственные имения Массандру и Ай-Даниль.

-7

Вина, производившиеся в этих имениях, любил как и сам император, так и его приближенные. Помимо портвейна, о котором часто писали современники Николая II, государь выделял и белые вина.

  • Белое вино из Ай-Даниль: Chateau Cotes de Saint Daniel Бомонд из 100% сорта винограда Алиготе с выдержкой в бочке.

Считается, что Николай II так любил Крым, что говорил о переносе столицы из мрачного Петербурга в солнечную Ливадию. В реальности же вся эта история описана лишь воспоминаниях генерал-лейтенанта, начальника канцелярии Министерства императорского двора Александра Мосолова:

«Государь высказал, как он привязан к Южному берегу Крыма»:

- Я бы хотел никогда не выезжать отсюда.

- Что бы Вашему Величеству перенести сюда столицу?

- Эта мысль не раз мелькала у меня в голове.

Вмешалась в разговор свита. Кто-то возразил, что было бы тесно для столицы: горы слишком близки к морю. Другой не согласился:

- Где же будет Дума?

- На Ай-Петри.

- Да зимою туда и проезда нет из-за снежных заносов.

- Тем лучше, - заметил дежурный флигель-адъютант.

Мы двинулись дальше - государь и я с ним рядом - по узкой дорожке. Император полушутя сказал мне:

- Конечно, это невозможно. Да и будь здесь столица, я, вероятно, разлюбил бы это место. Одни мечты…».