Добрый день всем, кто интересуется темой гибели группы Дятлова зимой 1959 г.
Настоящая статья является продолжением моей статьи Перевал Дятлова. Читаем дневники, смотрим топографическую карту - километровку, идем с группой по Ауспии. Варианты пути. | Анна Апрельская | Дзен, активная ссылка https://dzen.ru/media/id/5f622a206b6d205b1cffa5ed/pereval-diatlova-chitaem-dnevniki-smotrim-topograficheskuiu-kartu-kilometrovku-idem-s-gruppoi-po-auspii-varianty-puti-648dd9bbb07a1c6710446ae5
Сегодня я постараюсь подвести итог анализу маршрута дятловцев по Ауспии. Для чего это нужно, спросите вы, ведь погибли они не на Ауспии? Так то оно так, но для того, чтобы продвигаться вперед, к месту их последней стоянки, необходимо было выяснить, как шли дятловцы к месту своей гибели, с какими трудностями встречались по ходу движения, а самое главное, почему они изменили ими же запланированный маршрут?
Прежде всего, из анализа маршрута стало ясно, что дятловцы не "срезали" маршрут в районе Хой-Эквы, как рисуют на своих схемах движения некоторые блогеры. Они объясняют это тем, что:
- - дятловцев интересовала Хой-Эква, и они, по мнению этих блогеров, просто не могли не воспользоваться возможностью, чтобы не посетить ее по пути, также, как и не заглянуть в пещеру на Лозьве, направляясь во 2-ой Северный, чтобы прихватить с собой что-нибудь из священных даров манси своим богам;
- путь южнее или севернее Хой-Эквы был легче преодолим, чем продвижение вверх по Лозьве и поиск места впадения в нее Ауспии.
Не будем говорить о моральной стороне дела, когда дятловцев выставляют легкомысленными людьми, способными присвоить себе чужое, да еще на глазах у возчика дедушки Славы, который сопровождал их по Лозьве (здесь речь идет об Ушминской пещере, которую, якобы, посетили ребята) .
Обратимся к показаниям Анямова, который заявил о том, что в первых числах февраля он видел на Лозьве, выше впадения в нее Ауспии, следы узких лыж, которые шли в сторону Ауспии и дальше - на Урал-горы. Никаких других групп туристов, передвигающихся на узких лыжах в то время и в том месте, просто не было. Местные передвигались на лыжах, подбитых мехом, а также на оленьих упряжках.
При изучении карты - километровки р. Ауспия в месте впадения Ауспии в Лозьву, не возможно не заметить многочисленные тропы, идущие к Ауспии от Лозьвы, как с севера, так и с юга, которые как - бы "впадают" в тропу, идущую вдоль Ауспии. Имеются также и тропы выше Ауспии, которые идут параллельно ей и пересекаются с тропами от Лозьвы. При этом тропы, идущие вдоль Лозьвы, старательно обходят множество непроходимых болот около ее берегов выше Ауспии, иногда идя по кругу и расходясь в разные стороны.
Для того, чтобы легче понимать то, о чем я говорю, вы можете воспользоваться активной ссылкой на топографическую карту - километровку http://otorten.ru/otorten-karta-kilometrovka.html и рассмотреть в подробностях и реку Ауспию, и место ее впадения в Лозьву во всех подробностях. Напомню, что коротким штрихом (пунктиром) показаны просеки, а более длинным - тропы. Жирным длинным пунктиром с точками между штрихами показаны границы краев, округов и областей.
Так вот, на карте видно, что река Ауспия, впадая в Лозьву, делится на два рукава, а немного выше по Лозьве, как раз километра через полтора, на Ауспию сворачивает тропа, по которой, скорее всего, и прошли туристы во главе с Дятловым и направились по ней на Ауспию. Именно об этом говорит и Анямов. Дело в том, что Ауспия, согласно топографической карте, имеет ширину всего 10 метров, а ближе к верховьям - и того меньше. Поэтому, зимой, когда река замерзла и покрыта снегом, она ничем не отличается от снега на лесных полянах в лесу, ведь увидеть воду, и понять, что здесь река, как это бывает летом, невозможно, поэтому поворот легко пропустить. Лозьва же - гораздо шире, около 40 метров, и поэтому такие большие протяженные пространства без деревьев, да еще с крутыми скалистыми берегами трудно принять за что-то другое. Реки на карте служат хорошими ориентирами, особенно когда нет в распоряжении туристов точных и подробных карт, поэтому понятно их тяготение и выстраивание маршрута с помощью движения по реке или вдоль нее.
Повернув на Ауспию, туристы, пройдя километров пять -шесть, организовали ночевку, которая была обнаружена поисковиками, направлявшимися от Суеват - Пауля в район поисков.
Здесь хотелось бы обратить ваше внимание на то, что туристы, как они написали в дневниках, стали замечать зарубки на деревьях и особые знаки, сделанные охотниками - манси о своих охотничьих трофеях. Ребята, как они пишут, попали в "страну таинственных знаков", знать бы, что они означают, эти знаки, и куда приведут. Рискну предположить, что зарубки на деревьях обозначают, что если двигаться зимой на нартах или лыжах на определенном расстоянии от помеченных топором деревьев, охотник будет точно передвигаться по тропе и не свалится зимой неожиданно в реку, ведь берега покрыты снегом и береговая линия не имеет четких очертаний. Ну а знаки на деревьях об охотничьих трофеях говорят об удачной охоте, содержат "фирменный знак" (подпись) охотника и являются традицией охотников - манси.
Многочисленные тропы на карте и знаки на деревьях, говорят также о том, что это место регулярно посещается людьми, что также опровергает утверждения некоторых блогеров и комментаторов о том, что в районе места гибели дятловцев не могут находиться люди, так как оно удалено на сотни км от жилья. Как видим, люди там постоянно бывали, в том числе и зимой, охотились. Место охоты на лосей, в районе гибели дятловцев, видели и поисковики. А сами туристы, как они пишут в дневниках, шли по следу охотника.
В районе первой стоянки туристов на Ауспии, буквально напротив этой стоянки, через неширокую реку, находится гора Хой-Эква. К этой же горе, буквально на ее вершину, в направлении строго на юг, проложена просека, которую туристы в своих дневниках назвали тропой манси. И действительно, почему бы манси не использовать эту просеку в качестве тропы к горе или для продвижения к Лозьве? Ведь просека - это путь в лесу, свободный от деревьев, кроме того, на просеках устанавливаются знаки, обозначающие квадраты леса, ограниченные этими просеками. Такие просеки, как и реки -тоже важный ориентир в лесу.
Думаю, что туристы встали на свой первый ночлег на Ауспии, пройдя эту просеку - тропу, так как сделали запись о ней, как о тропе манси в дневниках до стоянки. Считаю также, что часть группы в составе трех человек - Зина, Рустик и Дорошенко - остались на месте стоянки для подготовки ночлега, а часть группы отправилась на экскурсию и фотосъемку к Хой- Экве. Считается, что именно у подножия этой горы сделано фото могилы шамана. Возможно, в этом месте группа разделилась и потому появилась запись в дневниках "сидим, ждем остальных".
О том, с какой скоростью двигалась группа, сколько км в день они проходили, нам тоже могут помочь записи в дневниках.
28 Января, выйдя из 2-го Северного очень поздно, и впервые груженные тяжелыми рюкзаками они прошли мало, примерно 12 км, так как шли всего около четырех часов.
29 Января, во второй день пути из 2-го Северного, искали поворот, а потом двигались с трудом вдоль Ауспии и прошли также около 12 км: 6,5 км по Лозьве (5 км после стоянки на Лозьве до поворота на Ауспию + 1,5 до тропы вверх по Лозьве после поворота на Ауспию) + 5 км от Лозьвы до первой стоянки на Ауспии.
30 Января, как записано в дневниках, группа отправилась по маршруту, после завтрака спустившись на реку. Но как и на Лозьве, на этой горной реке встречались наледи, и группа была вынуждена вновь идти по тропе вдоль Ауспии по следу охотника, либо "ломиться" по лесу, когда этот след они теряли. Так и двигалась группа, то по реке, то по тропе, то по лесу, прокладывая себе путь по снежной целине. С тяжелыми рюкзаками за плечами они медленно продвигались вдоль реки. Если учесть, что зимой световой день очень короткий, в пол-пятого, пять уже выбирали место ночлега, по ходу движения делали привал на обед, а скорость движения - низкая, они прошли в этот день примерно 12 км. Это расстояние можно считать средним при движении по Лозьве и Ауспии.
От поворота на Ауспию до второй ночевки на Ауспии группа прошла примерно 18 км.
31 Января группа вышла довольно рано, около 10 часов утра. Пройдя по Ауспии, как я считаю, примерно 6 км, стала постепенно удаляться от нее (вспомним здесь совет лесничего Ремпеля идти по просекам). По моему мнению (см. Рис. 1), она стала подниматься по просеке вверх (плавный подъем здесь возможен), а пройдя примерно 3 км, повернула по пересекающей здесь просеку тропе на запад, в направлении гор, к кромке леса, где намеревалась сделать лабаз, как записано в дневниках, так как планировала и возвращаться по кромке леса, а не по верхам гор (вспомним разговор Дятлова с Ремпелем в Вижае о возможности продвижения к Отортену по кромке леса, хотя в плане этого и не было). Пройдя еще пару километров, и выйдя на открытый участок, где оказались "наст, голые места" ребята поняли, что продвижение по кромке леса невозможно и рискованно. На карте мы также видим здесь значок "скалы". Передвигаться в сумерках здесь ещё и поэтому опасно. Обычно они искали ночлег в районе 5 часов вечера. Возможно, кто-то поскользнулся и упал, получив травмы (ушибы) лица, царапины. Например, Колмогорова, у которой судмедэксперт обнаружил такие травмы на лице. Ведь идя на деревянных лыжах, смазанных мазью, чтобы лучше скользили, да еще с рюкзаком на спине, поскользнуться нетрудно, координация движений нарушена, руки заняты палками, причем упасть, взбираясь в гору, можно именно лицом вниз. И группа принимает решение спускаться к Ауспии, на юг, так как уходила от Ауспии, по просеке, идущей на север.
Всего группа прошла в этот день примерно 14 - 15 км ( 6+3+2+3+1), причем по глубокому снегу, со скоростью примерно 1,5 - 2 км в час, имея падения и травмы, поэтому все очень устали, встали на ночевку, как только нашли более-менее подходящее место недалеко от Ауспии. Решение о том, как продвигаться до Отортена, оставили на завтра.
Если бы они сделали небольшое отклонение от Ауспии, как рисуют многие, то они бы не устали так сильно, как описано в дневниках.
При анализе с помощью карты возможных вариантов ухода от Ауспии мною был выявлен один очень интересный момент.
Если бы группа ( см. Рис. 2) прошла по этой просеке дальше на север, т.е. выше, а не свернула, как я предполагаю, на тропу, то они вышли бы как раз к Лозьве, до которой по этой просеке от Ауспии около 9 км. Т.е. те же 15 км до возможной ночевки недалеко от Лозьвы. Причем никаких болот, бурелома в этом течении Лозьвы нет. И ведь именно выход на Лозьву планировался, пусть и не конкретно в этом месте. Лозьва привела бы их точнехонько к Отортену, правда, понадобилась бы еще одна ночевка перед Отортеном.
Путь возможный и безопасный, так же можно было и вернуться назад от Отортена, по Лозьве к Ауспии, заранее устроив лабаз в месте пересечения Ауспии с просекой.
Думаю, что Дятлов, имея кальку прОсек, "просЕк" этот путь.
Но был выбран другой вариант - возврат назад и спуск к Ауспии.
Почему?
Ответ в моей версии - есть. Потому что они не успевали на вершину БЕЗЛЕСНОЙ горы Отортен к 1 Февраля. В лучшем случае успевали только к ее подножию. А спуск к Ауспии и подъем на ХолатЧахль такую возможность 1-го Февраля давал. Ведь ХолатЧахль, также, как и Отортен, БЕЗЛЕСНАЯ гора, причем ближайшая к ним.
А нахождение на безлесной горе дает возможность наблюдения за событием в ночном небе - спуском головной части ракеты, которая предназначена для космических исследований, чем, как я предполагаю, и собирался заняться Дятлов с ребятами.
И пуск такой ракеты 2-го февраля, хоть и не удачный, но был, это - факт. Фактом является также и то, что куда именно отправилась эта ракета, информации нет.
Кроме того, я предполагаю, что одному из участников, а именно Золотарёву, было необходимо точно соблюдать маршрут, чтобы группа прошла в районе кедра, хоть и с опозданием. Для чего ему это было нужно, обязательно узнаем в следующих статьях.
Ну, а самый главный вывод, что никто дневники не переписывал, их содержание, в основном, соответствует маршруту и топографическая карта того времени служит подтверждением этому.
А с вами была я, Анна Апрельская. До новых встреч в эфире, друзья!
А тайну разгадаем обязательно!