В чём причина нашей раздражительности, и как с этим справиться, рассказал священнослужитель и богослов Константин Корепанов.
Константин Корепанов, иерей:
За редчайшим исключением мы всегда считаем, что мы правы. Если мы раздражаемся, то мы это обязательно оправдываем. Ведь раздражаемся-то, по сути, не мы. Нас раздражает кто-то. Он — такой-сякой. Он не так сказал. Он не так сделал...
Любая наша раздражительность в наших глазах оправдана. Это — результат развоцерковления нашей обыденной жизни. Образованные люди, жившие в девятнадцатом веке, понимали, что моё раздражение — это обнажение только меня самого. Это мой результат.
Обратите внимание, наши соотечественники вынесли революцию, Гражданскую войну, раскулачивание, Отечественную войну... Как они это вынесли? Мы бы от этого с ума сошли. Потому что мы — люди раздражительные. Нас бы это всё раздражало и бесило. А когда ты раздражаешься, выносить любую напряженность очень и очень трудно.
Апостол Павел говорит: «Не оскорбляйте Святого Духа Божьего, которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас».
Если мы — люди воспитанные, мы обычно сдерживаем свою раздражительность и свой гнев, и другие реакции. Но, даже сдерживая гнев, мы же считаем себя правыми. Мы считаем себя особенными людьми. Все кричат и раздражаются, а мы владеем собой. Человек бывает очень сдержанным на работе, но позволяет себе кричать на свою жену. Или учителя бывают сдержанными с чужими детьми, но всех собак спускают на своих домашних.
То есть у людей, ко всему прочему, возникает ещё и лицемерие. На людях они выдержанные, а, на самом деле, раздражительные, как и все другие.
Пока человек не поймёт, что раздражение есть проявление моей испорченности, моей болезни, моей безблагодатности, то у него никаких сдвигов не произойдёт.
Как повышение температуры тела помогает выявить состояние болезненности, так же и состояние раздражительности показывает человеку, что он не здоров. И он должен что-то сделать, чтобы раздражительность убрать. А мы начинаем её культивировать, потому что считаем, что это нормально.
Но христианство не предполагает раздражительности. Христианин должен быть в мире. Внутренний мир нам дарует Бог. Раздражение — свидетельство того, что мир нас покинул.
Когда человек испытывает раздражительность, он понимает, что в таком состоянии он может причинить боль людям. Значит, надо остановиться. Как остановиться? Как остановить раздражительность?
Опыт показывает, что с периодическим состоянием моей особенной неуравновешенности можно бороться только одним способом — надо увидеть, что причина раздражительности лежит не во внешних событиях. Не потому что кто-то сделал не так, или что всё идёт не так, как я хотел или запланировал.
Раздражительность возникает потому, что человек не доверяет Промыслу Божьему. В сущности, мир такой, каким он нам послан для исцеления нашей души. Когда мы примем его — раздражение уйдёт.
Получается, что главная причина раздражения человека — это его неверие в то, что Бог лучше знает, что нам послать. Всё, что необходимо нам для нашей жизни, Бог уже вложил в нас.
Когда мы рождаемся, в нашей колыбельке нет никакой инструкции, что и как произойдёт с нами. Нет такой инструкции. Вернее, эта инструкция находится в нашей голове, в нашем сознании. Но открывается этот файл только тогда, когда мы начинаем верить в Промысл Божий.
И поэтому, когда мы хотим исцелиться от раздражительности, нам важно понимать, что всё управляется Промыслом Божьим. Только когда мы понимаем это, тогда мы постепенно исцеляемся от раздражительности. Надо молиться о том, чтобы Господь укрепил в нас веру в свой Промысл, в свою заботу. И тогда раздражение уйдёт.
Раздражение — это неверие в Промысл Божий. Главный корень раздражительности — это своеволие. То есть мы хотим, чтобы было по нашему, а не по Божьи.
Есть такое правило: всё, что происходит по нашей воле, происходит по воле Божьей. Всё, что происходит с нами, допускается Богом для нашего блага.
К примеру, если возле вас поселяется плохой человек, то туда направлен Промыслом Божьим. Для того чтобы в молитве за того человека вы стяжали любовь. И так — с любым обстоятельством в нашей жизни.
И если мы начнём бороться со своеволием, то мы справимся и с раздражительностью. А как бороться со своеволием? Надо научиться уступать.
Как говорил Амвросий Оптинский, кто уступает, тот больше приобретает. Уступить — это заповедь Божья. Это мудрость святых отцов. В конце концов, Христос тоже уступил. Он же не стал сопротивляться, когда Его захотели убить.
Мы должны учиться слушать голос Бога. Если предположить, что через уста моей жены Бог выражает свою волю, то тогда я не буду настаивать на своём. И тогда я послушаю свою жену. И тогда я буду иметь мир внутри. И этим миром помогу и себе, и другим.
А мы всё думаем, что человека можно вразумить. Я ему сейчас вот это скажу. И вот это скажу. Да ещё вот это добавлю.
А, на самом деле, человека, чаще всего, нужно просто обнять...
Ещё статья: Люди, которые нас раздражают, посланы нам не случайно. Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение