Союзники не стали откладывать в долгий ящик вопрос, связанный с судом нацистских преступников. Уже 8 мая 1945 года было утверждено Соглашение о создании международного трибунала. И это было правильно.
Если военный преступник Адольф Гитлер самостоятельно ушел из жизни, то остальным – тем, кто помогал ему творить полнейшее беззаконие, необходимо было помочь. Или же отправить нацистов надолго за решетку.
Это, когда война уже закончилась, нельзя было решить без суда и следствия – «по законам военного времени». Требовалось провести трибунал, что, собственно, и сделали.
Союзникам очень важно было показать, что суд проходит по всем классическим правилам – с соблюдением прав и свобод подсудимых.
В частности, высокопоставленным нацистам, которых судили, дали право на переводчика.
Сложность была в том, что переводить следовало сразу на несколько языков:
· русский;
· немецкий;
· английский;
· французский.
Перевод делали синхронный – подсудимые и остальные участники процесса сразу на родном языке слышали, что говорит тот или иной человек.
В какой-то момент случился казус, который заставил нацистов улыбаться.
Неприятное зрелище
Сохранились фото этого момента. Высокопоставленные гитлеровцы смеются. Представьте: их судят на международном трибунале, а они еще и улыбаются. Что стало причиной смеха – разберемся еще. Пока же нужно разобрать некоторые моменты.
Например, то, как относились нацисты к процессу. Считается, что они вели себя довольно свободно, ни о чем не переживая. Гитлеровцы считали, что международный трибунал – это формальность, из-за которой, в худшем случае, они отправятся за решетку на несколько лет. В лучшем – будут освобождены от ответственности.
Может показаться очень странным, что военные преступники именно так думали. Но у них были на то основания. Война ведь закончилась. Страны-союзники поделили между собой как Берлин, так и всю Германию. Отношения между СССР, США, Великобританий начали обостряться. Уже 8-9 мая 1945 года стало понятно, что союзники больше не будут взаимодействовать так, как раньше. Начался новый мировой передел. Назревал новый конфликт. И у гитлеровцев появлялись хорошие шансы уйти от ответственности.
Поэтому Геринг, Гесс и остальные договорились о вполне эффективной тактике: они решили затягивать процесс, надеясь на то, что отношения между союзниками еще обострятся, и никакого эффективного трибунала не состоится.
Неплохой был расчет. Но планам нацистов не суждено было воплотиться в жизнь. Напомню, что и Германа Геринга, и Рудольфа Гесса осудили к большим срокам. Геринг довольно быстро нашел способ уйти из жизни. Гесс прожил в заключении много, но тоже покончил собой. Впрочем, что касается последнего, то там история неоднозначная, расскажу ещё про неё.
Смех
Несмотря на то, что нацисты на трибунале в Нюрнберге вели себя довольно надменно и вольно, смех их был связан не с «позицией», а с казусом, который произошел с адвокатом Тома. Тот работал с помощником, естественно. Но не всегда всё шло гладко.
В издании «Ни давности, ни забвения: по материалам Нюрнбергского процесса» Лев Смирнов и Марк Рагинский указывают, что адвокат, общаясь со своим помощником, обычно не забывал выключать микрофон. Но в одной ситуации юрист забыл это сделать. А помощник, как раз, вместо нужных документов, подавал адвокату работу Альфреда Розенберга «Мифы XX века». Тома вспылил и прокричал: «Болван, зачем вы суете мне эту дрянь?». Фразу слышали все участники трибунала. Гитлеровцы не могли сдержать смеха.
Журналисты тут же кинулись делать фото улыбающихся нацистов. И, если не знать истории, можно, конечно, посчитать, что немцы на Нюрнбергском процессе ни о чем не переживали, а просто смеялись в лицо судьбе. Но это немного не так.
История Рудольфа Гесса
Обещала рассказать про этого военного преступника. Он долго просидел в местах заключения. Но в 1987 году Рудольф Гесс покончил собой. Причем он использовал для этого электрический шнур. Где его взял Гесс? Большой вопрос… Ещё одна загадка истории: как надзиратели проморгали такой момент? Никто не ответит.
По слухам, старика Рудольфа планировали освободить, а он хотел очень много рассказать о роли Великобритании в развязывании Второй мировой войны.
Естественно, старого нациста хотели заткнуть. И лучшим вариантом было – отправить Гесса в мир иной, обставив всё так, будто гитлеровец сам решил уйти из жизни.