Про индийские поезда в целом и как конкретно их использовать - я писала здесь
Позже добавила эту инструкцию частичными изменениями от 2022 года и новым опытом поездов, которых действительно надо бояться
В этой статье резюмирую как купить билет на индийский поезд и обеспечить себе комфортную поездку.
1. Хорошо подумать.
А действительно ли вам так нужно ехать поездом? Все индийские поезда опаздывают, среднее опоздание 3-8 и более часов. Может лучше воспользоваться:
· Самолётом (они чаще улетают вовремя, иногда опаздывают на 3-5 часов, у меня был случай когда самолет улетел раньше на 2,5 часа от проданного в билете времени)
· Слипер басом – автобус в котором едут лёжа (тоже могут опаздывать, чаще в пределах часа, но обычно нагоняют опоздание в пути). Для меня это удобный вид транспорта на поездки до 13 часов, особенно когда поборешь все свои детские страхи.
2. Изучить классы индийских поездов.
Повторю классы индийских поездов, отсортировав их по степени комфортности:
- Совсем общие вагоны GC (General Class). Те самые из фильмов, когда люди едут не только в вагонах, но и на них. В этом вагоне билеты обычно не нужны – сел (если поместился) и едь в своё удовольствие. Пришёл контролер, нашёл среди толпы других зайцев именно тебя - скажи что ты в этой суматохе упустила билет и его унесло ветром. Моих знакомых девчонок так перевели потом в вагон второго класса)
- Вагоны слипер SL (Sleeper) сидячие (при продаже добавляют фразу «ситинг», в билете этого не пишут). Как наш плацкарт, только сидят в них на всех полках, все с билетами и по факту не все с местами, поэтому сидят в буквальном смысле друг на друге. Ездила в таком вагоне, оставила ссылку выше, еле выжила, на поездки более трех часов категорически не рекомендую
- Вагоны слипер SL (Sleeper) лежачие. Как наш плацкарт, только с тремя полками там где купе и без стёкол (иногда есть какие то стеклянные шторки, но их считай что нет)
В этом поезде, так же как и указанном выше SL ситинг, не все билеты продаются с местами. То есть у человека есть билет, но этот билет без места. Поэтому он и мостится где пустили на полку/ где примостился в проходах.
Ездила, нормальный вагон, если купить третью верхнюю полку и иметь с собой спальник и шапку.
- Сидячие с мягкими креслами типа наших ласточек с кондиционерами СС (AC Chair) и без 2S (Second Seater)
- Два вида кондиционированного плацкарта - без шторок 3AC (Third AC) (мой любимый вид индийских вагонов) /со шторками 2AC (Second AC), так же с тремя полками там где купе.
Хорошие чистые вагоны с хрустящим постельным бельем. В этих вагонах все билеты уже с местами. Брать можно любую полку, желательно кроме средней в купе (её всегда складывают чтобы сидеть на нижней)
Я люблю боковую верхнюю. В этих вагонах уже не толкаются в проходах как в поездах SL класса. И эта полка, в отличии от третьей верхней в купе, имеет больше места над головой - можно сидеть в полную половину туловища и вытягивать руки вверх. В длину все индийские полки нормального размера, не сравнить с нашими поездами, где ехать можно только калачиком.
У меня рост 170 см, На индийских плацкартных полках всегда остается свободное расстояние где то на глаз 15 -20 см.
Однажды мне продали в таком вагоне нижнюю полку в купе. На ней в теории должны сидеть три пассажира: с нижней, средней и верхней полок, а потом опускать среднюю полку и всем дружно ложиться спать. Но я, разрушив все индийские теории, в 2 часа дня легла спать. Все остальные пассажиры разобрались со своими сидячими местами без моего участия.
- Купе с двумя или четырьмя полками внутри 1AC (First Class). Не ездила, этих билетов всегда нет в продаже и стоят они часто как самолет. При покупке билетов в этот вагон вы покупаете право ехать в поезде, а сам билет непосредственно с указанием места, вы получите по почте накануне выезда. Поэтому до конца неизвестно на нижней/верхней полке вы поедете и в каком составе, если берёте билеты на компанию.
3. Купить билеты.
Билеты можно купить:
- Непосредственно на жд вокзале в общей кассе. Ни разу не пробовала и не хочу. Не люблю очереди, вернее их отсутствие в Индии как факта, а просто толкотня с местными жителями по принципу кто наглее.
- В любом туристическом бюро (их полно в местах скопления туристов или просто обратиться в отеле). Для меня самый оптимальный вариант. Всё расскажут, всё покажут, напишут и пять раз повторят. Наценка в среднем несущественная на наши деньги 200-400 рупий на билет (рупия условно равна рублю) - но надо понимать, что иногда это составляет до 50% от стоимости билета)
- В интернете.
Есть сайт индийских железных дорог https://www.irctc.co.in/nget/train-search. Не знаю людей, которые смогли на нём купить билет - ни зарегистрироваться нормально, ни оплатить этот сайт не даёт. В этом сезоне этот сайт меня вообще заблочил со своим "введите капчу"и перестал даже расписание показывать((.
Есть разные поисковики.
К примеру сайт 12 азиа го https://12go.asia/ru, созданный русскими ребятами, продаёт билеты по всей Азии на все виды транспорта. Нужна карта не российского банка. Узнала от ребят из Москвы, которые, находясь ещё в Москве, купили на этом сайте билеты на индийский поезд в тот самый мифический первый класс по адекватной цене до 2 тысяч рупий за 13 часов пути. Мой друг по моему совету воспользовался этим сайтом, поблагодарил меня потом - комиссия агрегатора за билет на самолет составила 56%)))
- В туристических кассах на жд вокзалах. Есть во всех крупных городах Индии. В этих кассах всегда есть билеты, которых нет в туристических бюро и на сайтах – это называется туристическая квота. Их расположение и правила покупок постоянно меняются.
Правила покупки в туристических кассах на жд вокзалах от 2022 года.
Если раньше ты приходила в специальное помещение, где сидели только иностранцы, брала анкетку, заполняла свои ФИО и возраст, а дальше садилась на стульчик перед дядечкой и он тебе помогал: спланировать маршрут с учетом наличия мест в разные даты в разных городах, выбрать место (сидячее, лежачее, со шторками, с кондиционером, с питанием). Потом этот дядечка, согласно достигнутой договоренности, сам заполняет всё что ты оставила пустым в анкете, и выдаёт тебе билеты, прописав на них дополнительно для таких тугодумов как я дату/ вокзал отправления/ вокзал прибытия и подчеркнув вагон и место.
По правилам 2022 года в анкетах должно быть заполнено всё полностью, в тч дата, пункт назначения, номер поезда, желаемый класс (можно несколько поездов и классов через запятую). Расписание поездов для заполнения анкеты смотрим на официальном сайте жд дорог Индии. Сами планируем свой путь, дальше сотрудник берёт твою анкету и вычёркивает всё чего нет, дописывает всё что он тебе готов продать.
В 2022 году уже не было отдельных помещений с кассами для туристов.
В Джайпуре такая касса была просто на вокзале, на одном из окошек в здании вокзала было большими буквами написано Интернешнл Туристик, но толкались возле неё десятки местных. Я заполнила анкету и стала в очередь. Но спустя минут 15 усомнилась, что это верное решение – очереди в Индии как факт отсутствуют. Все делают отрешенный вид типа «я вообще тут ни при чем» и проталкиваются поближе к окошку, вытянув руки с документами далеко вперед. И тут главное чья рука окажется первой в окошке у кассира. Я сделала серьезное лицо и сказала всем стоявшим вокруг, что это касса для иностранных туристов, а иностранец здесь только я! И пошла, работая туловищем, разгребая эту кучу малу.
Полезная информация для знатоков Индии, посещавшим вокзал в Нью-Дели до 2022 года.
В Дели кассу для туристов перенесли. И теперь она находится не на жд вокзале на втором этаже, как было раньше, а за жд вокзалом
Если вы приехали на метро, то вам надо пройти по наземному переходу от метро до здания жд вокзала, обойти его и справа подняться и пройти по переходному мосту через все жд пути до второго здания жд вокзала. И, стоя лицом к нему, пойти в левую сторону.
Если вы встречаете видео на моём канале и по ссылкам в статьях - щёлкайте на название видео и спускайтесь в описание. Под каждым моим видео есть "описание ".
Вне зависимости , что я там говорю в видео и что вам показываю, основная суть происходящего - как я это вижу)
Вокзал закончится, выйти через палисадник в железные ворота и, продолжая двигаться налево, найти интернешнл туристик бюро. Можно спрашивать всех встречных индийских людей в форме, они подскажут, идти от железных ворот после выхода с вокзала не больше 5 минут. Можно воспользоваться навигатором. Но в Индии навигаторы такие навигаторы). В этот раз меня по поиску International Tourist Bureau навигаторы гугл и мапс ми водили в разные стороны, пока я не опомнилась, что можно было проще!) Не первый раз мне помогло изобретение Павла Дурова Telegram - я обратилась в чат Нью Дели и мне подсказали поискать в гугл картах другое, новое название туристических касс Rail Reservation Centre /по этому названию гугл выдает короткий и верный путь/
В этом помещении будут окошки для местных туристов и окошко чисто для иностранцев.
Вам надо взять анкеты, спокойно заполнить их за столиком и купить билеты. Главное не забывайте смотреть под чем расписываетесь))),
В 2022 году на билеты, купленные в интернешн бюро, ввели наценку/комиссию. Раньше её отсутствие было аргументом для многих иностранцев, выбирающих такой способ покупки.
4. Не заблудиться и сесть на свой поезд в свой вагон.
Главное приехать на нужный вокзал. Иногда в городах несколько вокзалов и его название прописывают в билете. Заблудиться на индийском вокзале будет уже сложно. Я рассказывала, что все вагоны останавливаются возле таблички с номером вагона, часто над этими табличками висят электронные табло, на которых высвечивается номер поезда.
То есть остается на информационном табло найти свой путь, на своём пути место остановки вагона и ждать. Желательно не упускать из видимости основное электронное табло и в него поглядывать. Потому что поезд могут несколько раз перенести по времени отправки и на другой путь
5. Не бойтесь спрашивать - в Индии помогают.
Рассказывала не раз) В этот раз, купив свои билеты на поезда в туристической кассе жд вокзала Дели, я уже сидя в аэроэкспрессе по дороге в отель, поняла:
- Я не знаю на каком поезде я завтра поеду (!!!)
Посмотрите на эти билеты на фото. Вообще сложно разобраться в них, если ты никогда не ездила на индийских поездах или пользуешься ими от случая к случаю). Так ещё впечатано всё где попало. Только первый билет напечатан хорошо. Второй и третий содержит какую то важную информацию, впечатанную на существующий в билете текст и разобрать её не получится)
Тогда я просто отдала свой билет сидевшему рядом в аэроэкспрессе индийскому мужчине со словами:
- Сэр, ссори, хэлп ми плиз. У меня завтра поезд, а я не пойму где здесь написаны его номер, мой вагон и моё место.
Парень открыл свой айфон и показал мне приложение индийских железных дорог.
В него надо вбить номер заказа. На фото билета это длинная цифра в левом верхнем углу под очками. Дальше приложение тебе любезно покажет вагон, место и время отправления поезда в реальном времени (с учётом фактической задержки). Так же он сказал, что можно не качать приложение, а просто найти эту информацию в интернете по поиску «RNS Status» https://www.confirmtkt.com/pnr-status
Я поблагодарила парня за эту новую полезную информацию, мне это очень пригодилось.
Надеюсь, что то из рассказанного мной сегодня, пригодится и вам. Приятной поездки на индийских железных дорогах!