И христиане, и иудеи признают Ветхий Завет, только для христиан это часть Библии, а для иудеев вся Библия. Сам Иисус и многие его ученики были по рождению и воспитанию иудеями. В частности, апостол Павел на суде открыто объявлял себя фарисеем (Книга Деяний 23:6). Почему же иудеи и римляне считали христиан сектой и преследовали?
В Иерусалиме апостола Петра и его спутников заключили в темницу и потом, по проискам иудейских священников, подвергли там побоям (Книга Деяний 4:3). Этому также подвергался и апостол Павел за проповедание имени Христова (Книга Деяний 21:27).
Рим боролся с христианством и не признавал его частью иудейства с самого начала. Христиан считали новой вредной сектой, опасной для религии и политики Рима и, потому, не имеющей законного права на существование. Им было не особенно интересно вдаваться во внутренние разногласия, с их точки зрения, дикого провинциального культа.
Для иудаизма Иисус Христос был в лучшем случае великим учителем морали и веры, последним из библейских пророков
Уже сам Христос полемизирует с иудеями по ряду вопросов, например, о почитании субботы, с книжниками и фарисеями. Он всюду утверждает свою божественность, тогда как для иудеев Богом является только Отец. Моментом окончательного размежевания христианства с иудаизмом считается собор, прошедший в Иерусалиме в 49 г. Его поводом стала проблема: необходимо ли исполнять в полной мере закон Моисея христианам, крестившимся из язычников? На этот вопрос Апостолы ответили, что нужно лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Книга Деяний 15:29).
Историческим фактором разделения послужила Иудейская война и разрушение Иерусалима Титом Флавием Веспасианом в 70 году по Р.Х. Основной движущей силой той войны были религиозные ревнители (зилоты), продолжавшие верить в пришествие машиаха (мессии).
Разрушение Иерусалима
Вскоре христиан перестали пускать для проповеди и молитвы в иудейские синагоги. Концом отношений послужило создание корпуса иудейских текстов Ветхого Завета (масоретская Библия). Её систематизация сопровождалась аккуратной, но однозначно антихристианской правкой текста, особенно мессианских мест, указывающих на божественность Иисуса Христа.
Вскоре иудаизм из ветхозаветной религии превратился в религию национальную, то есть был отброшен в одну из древних фаз религиозного развития. До времен Александра Македонского все религиозные традиции были тождественны национальным. Например, если человек был греком, он исповедовал греческую религию, потому что он не мог почерпнуть информацию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Национальные религии являются пережитком тех древних времен.
Римляне перестали относиться к христианству как к составной части национального еврейского культа
Постепенно, как для иудеев, так и для римского общества, становилось ясным, что они имеют дело с полноценной самостоятельной религией. По мере роста новообращенных из нееврейской среды власти Империи стали понимать, что христианство не является составной частью иудаизма. Они могли отделить две религии и по другим признакам. К примеру, иудеи и христиане по-разному восприняли разрушение Иерусалима в 70 г. Если для первых это была величайшая трагедия, то для вторых – исполнение пророчества Иисуса (Евангелие от Матфея 24:2) и подтверждение божественного происхождения христианства.
Христианские мученики в Колизее. Худ. К. Флавицкий
Как предполагает историк В.В. Болотов, возможно, с императора Домициана (81-96 гг.) различие между христианами и иудеями было установлено наиболее четко. Римская власть пыталась пустить в ход убеждения и красноречие в опровержение христианской истины и противопоставить христианству эклектическое возрождение языческой религии.
Например, такую попытку пытался предпринять император Юлиан Отступник. Он терпеть не мог евреев, но христиан ненавидел еще больше, и он знал, что восстановление Храма в Иерусалиме будет весьма болезненным ударом для христиан. Он также запретил принимать христиан на высокие гражданские и военные посты и дал указание всячески поощрять отпавших от Церкви. Его антихристианская кампания провалилась. Перед смертью Юлиан воскликнул: "Ты победил, Галилеянин!" Сразу после его смерти армия провозгласила императором престарелого генерала Иовиана, который был христианином.
Итак, уже в первый век своего существования, несмотря на иудейский контекст возникновения, христианство заявило о себе как о независимой от иудейской этно-конфессиональной среды универсальной религией, с которой пришлось считаться даже римским властям.