На следующее утро Тихон Иванович снова стал собираться в поликлинику.
– Ты куда? – удивилась Римма.
– Куда, куда? – обреченно вздохнул муж, – Лечиться. Надо довести начатое дело до конца.
Римма Игнатьевна не стала препятствовать, она видела, что останавливать его бесполезно. Однако, наблюдая за мужем в последнее время женщина не замечала, чтобы он плохо себя чувствовал. Он совсем не выглядел больным, с аппетитом всё кушал. И жареное, и жирное, и солёное. Хорошо спал ночью, днём любил вздремнуть часа два после обеда. Двигался тоже легко и свободно.
– А вдруг он не жалуется, чтобы не беспокоить и не расстраивать меня? Может ему плохо, а он старается всё скрыть? Или… – неприятная мысль кольнула Римму Игнатьевну. – Неужели завелась любовница на старости лет, иначе чего он так зачастил в поликлинику? Ведь недаром говорят: седина в бороду, а бес в ребро.
Недолго думая, Римма Игнатьевна собралась и последовала за мужем.
В длинном коридоре у кабинета участкового врача она увидела своего супруга. Он сидел в очереди, опустив голову, и терпеливо ждал. Глядя на его страдающую фигуру и печальное лицо, женщина снова забеспокоилась.
«Нет, с таким лицом к любовницам не ходят. Точно болеет, – её начала бить мелкая дрожь. – А вдруг что-то неизлечимое и он стойко переносит свои муки сам?»
Ей захотелось подойти, обнять мужа, утешить его, сказать, чтобы он доверился ей, и они вместе пройдут испытания, посланные судьбой, поддерживая и помогая друг другу. Однако в поликлинике, где много раздраженных людей, такой разговор был невозможен, и женщина решила подождать. У Риммы Игнатьевны покраснели глаза, появились тихие слёзы, которые она незаметно старалась вытереть платочком.
«Вдруг Тихон замкнется в себе и скроет правду. Я дождусь, когда он уйдет и обязательно поговорю с врачом. Вместе мы сделаем всё, чтобы помочь ему».
Римма Игнатьевна спряталась в самой многолюдной очереди и стала ждать. Наконец, Тихон Иванович зашел в кабинет, но там он не задержался и вышел довольно быстро. Держа в руках какой-то бланк, он поспешил к лестнице.
«Надо бы как-то попасть к врачу», – подумала Римма.
Ей повезло. Не успела она дойти до нужного кабинета, как врач вышла сама и пошла по коридору как раз навстречу. Римма Игнатьевна не растерялась и тут же воспользовалась шансом.
– Извините, пожалуйста, Валентина Сергеевна, – нервничая и волнуясь, обратилась она к врачу. – Я бы хотела узнать о состоянии здоровья вашего пациента Седого Тихона Ивановича. Я его жена. Последнее время он каждый день с самого утра ходит на обследования. Всё действительно так плохо?
– Знаете, я и сама хотела поговорить с вами. Не волнуйтесь. По всем показателям он здоров. Его осмотрели все специалисты, которые у нас имеются, и никаких отклонений мы не нашли. А сегодня он попросил направление в область. Скажите, как он ведёт себя дома? У него нет навязчивых идей?
Римма Игнатьевна растерялась, до того неожиданным был вопрос врача.
– Нет, я ничего такого не замечала. Ведет себя как обычно.
– Ну, хорошо. Пусть съездит в область, успокоится. А если это будет продолжаться, направим психиатру, – сказала Валентина Сергеевна и быстро пошла по коридору.
«Вот это новость! Неужели с головой у него не то? – расстроилась женщина. – Что же я буду тогда с ним делать?»
Римма Игнатьевна вышла из здания. Ноги её почти не держали.
«Что это я расквасилась? Надо скорее взять себя в руки и бежать домой».
Около поликлиники женщина увидела своего мужа. Он тоже шёл домой, но шёл медленно, и казалось, что каждое движение причиняло мужчине невыносимую боль. Чтобы не попасться на глаза, Римма Игнатьевна свернула в сторону и быстренько другим путём добралась до дома. Она успела зайти в магазин, где встретила соседку.
– Римма у вас беда? С Тихоном что-то случилось? Он сильно болен? Я его видела недавно и не узнала. То всегда такой бодренький был, а теперь еле идет. Спросила, что случилось, а он только махнул рукой, – участливо поинтересовалась соседка.
– Обследуется, но пока ничего не нашли, – ответила Римма Игнатьевна.
– Ах, такой мужик был! Вышел на пенсию и вот те на, – покачала головой соседка.
– А как у вас дела?
– Да вот, накупила всего. Поеду к дочери. Зять опять запил, просто беда. Отвезу ей часть пенсии, надо же на что-то детей содержать.
– Нелегко вам с зятем. А как-то существенно изменить ситуацию ваша доченька не хочет? Ну, там вылечить его или уж избавиться и уйти?
– Уже лечили, – махнула рукой соседка. – Никакого толка не было. А насчет бросить, знаешь, когда он не пьет – золотой человек и руки у него на месте. А дети-то как его любят! Но как выпьет, тогда и начинается. Так и живут.
Женщины уже зашли в подъезд, когда из-за угла появился Тихон Иванович. Он, видимо, забыл о своих болезнях, шел быстрой твердой походкой и даже чему-то улыбался.
– Как дела? – спросила Римма Игнатьевна, уже в квартире встречая мужа. – Что сказали в больнице?
– Ах, Риммочка, признали, наконец, свою полную несостоятельность и дали направление в область. Возможно, придется там пожить в гостинице, пока полностью не пройду обследование, – тяжело вздохнул муж и закряхтел.
– Хорошо, надо так надо. Соберу тебе вещи. Когда поедешь?
– А чего тянуть? Конечно же, завтра. Болячки не ждут. Порой и один день решает многое.
Однако Тихона Ивановича задерживать в областной поликлинике не стали. Он приехал домой разочарованный и недовольный. Снова врачи оказались некомпетентными.
– Ты представляешь, Римма, они сказали, что все в норме для моего возраста! Единственно, на что следует обратить внимание, говорят, так это на лишний вес. Рекомендовали больше двигаться! И это всё! А я же чувствую, что не все в порядке со мной. Они просто не хотят лечить. Сидят у себя в кабинетах, стулья попой протирают, зарплату получают и ничего не хотят делать! Ничего!
Римма Игнатьевна, слушая все это, в очередной раз задумалась: «Неужели у него и вправду с головой что-то стало? Как же мы жить-то будем?»
– Однако, не все потеряно, – продолжал Тихон Иванович. – Там в очереди я познакомился с одной женщиной, Юлией Николаевной. Она посоветовала фитотерапию и дала адрес популярного врача-травника. Говорят, очень, очень грамотный. Юле помогло, и её мужу тоже. Даже эти горе-врачи увидели потрясающие изменения к лучшему на своих аппаратах. Поеду к нему, посоветуюсь. Риммочка, а может и тебе для профилактики надо бы, а?
«Час от часу не легче! Точно придется тащить его к психиатру, – у Риммы Игнатьевны аж в глазах потемнело от предстоящих хлопот. – Нет, понаблюдаю еще немного. Может, обойдется».
На следующий день после обеда Тихон Иванович, памятуя о необходимости больше двигаться, отправился в гараж. Здесь он давно не был, с тех самых пор, как занялся своим здоровьем.
– Здоров, Иваныч! Где это ты пропадал? Давненько, давненько тебя не видел, – щупленький вертлявый мужчина протянул ему руку.
– Приболел я, Палыч, приболел, – Тихон с серьезным лицом покачал головой, показывая соседу всю значимость и трагичность ситуации. – Но наши врачи…
Он рассказал обо всех своих мытарствах, хождении по поликлинике, очередях, бесконечных анализах, и главное о бестолковости современных лекарей, которые столько искали и ничего не нашли.
– Вот теперь поеду к травнику. Оно ведь раньше народ мудрее был, природой лечились, а не химией всякой. А сейчас в больницах кругом одни шарлатаны. Может и тебе адресок дать?
– Знаешь, я лучше потом. У меня бывает, что заклинивает поясницу, и ногу тянет иногда, но, когда расшевелюсь, все приходит в норму.
– А что врачи говорят?
– Врачи? Так я и не обращался к ним. Если совсем худо, соседка, медсестра, придет, укольчик сделает, чуток отпустит, и опять бегаю. А помните хозяина 128 гаража? Помер, скоро сорок дней.
– Так он же еще молодой! Даже не на пенсии, – удивился Тихон Иванович.
– Кхм, там возраст не спрашивают, – усмехнулся Палыч. – Я как-то с ним разговаривал. Жаловался он все на сердце, а в больницу не шел, не до того было. Это ж надо несколько дней потратить, чтобы к врачу попасть. На работе такого не любят. Хороший мужик был, а теперь его нет.
– Да уж, – Тихон Иванович задумался о скоротечности жизни. – Ну как знаешь, Палыч, могли бы поехать завтра вместе, – сказал он после долгой паузы и поплелся домой.
Соглашаясь на поездку мужа к травнику, Римма Игнатьевна и не предполагала, что вскоре в её кухне наступит ад. Назад супруг приехал счастливым и довольным. Привёз огромную сумку с сухими травами. Все было расфасовано в пакетики и сопровождалось инструкцией по применению. Когда Римма Игнатьевна узнала, сколько денег её муж отвалил за эту сумку, её саму в пору было с сердечным приступом в больницу отправить. Однако, здоровье важнее, как сказал Тихон Иванович, да и деньги уже уплачены, пришлось смириться.
А потом началось. Отвары, водяные бани, настойки. Тихон Иванович не доверял жене. Варил и настаивал все сам. В доме то и дело звенел будильник, возвещая о готовности очередного варева. На кухне появились эмалированные маленькие кастрюльки, пузырьки, баночки, ступка. Всё это заполонило кухонный стол, заняло место в холодильнике.
Отвары и настойки втирались, пились по часам. Что-то столовыми ложками, что-то по полстакана, натощак, до, после и во время еды. Появилась вторая тетрадка, где все строго и аккуратно фиксировалось.
Римму Игнатьевну раздражало такое усердие мужа. Ей надоело убирать кухню, отмывать посуду, да и запах в доме стал своеобразным. То пахло мятой, то воняло полынью. Но самое главное, Римма Игнатьевна никак не могла понять для чего все это?
Состояние мужа совсем не вызывало тревоги. Он хорошо кушал и крепко спал, прекрасно выглядел, был бодр и стал чаще ходить в гараж.
– Тихон, дорогой, как долго тебе ещё пить эти отвары? – как-то спросила Римма Игнатьевна. – Уже месяц прошел. Не вредно ли это?
– Римма, так я же разные пью. А скоро начну очищение органов. Вот пенсию получу и поеду за новыми травами.
Римма Игнатьевна поперхнулась.
– А на что жить будем?
– Ну, так твоя же пенсия еще есть. К тому же можно заначку снять.
– Так, то ж на чёрный день, – ощетинилась Римма Игнатьевна. Столько лет наживали, отказывали себе в чем-то, а тут за какие-то травы, корешки выкладывать надо. Да было бы еще для чего!
– А поправить здоровье мужа – это какой день, Римма? – обиделся Тихон Иванович. – Работал, работал, а как заболел, так никому не нужен стал. На лекарство денег жалко. А если я слягу?
Список рассказов
Рассказ "Вахтовый метод". Часть 3
Начало / Часть 2 / Часть 4