Найти в Дзене
Книжный мiръ

Джордж Оруэлл: «Прошлое не просто меняется, оно меняется непрерывно».

Оглавление

К 120-летию со дня рождения английского писателя Джорджа Оруэлла (1903-1950).

Оруэлл – это небольшая река с живописными берегами, протекающая в графстве Суффолк на востоке Англии. Именно здесь хорошо думалось и сочинялось британскому писателю и журналисту Эрику Артуру Блэру – он до того впечатлился красотой этой местности, что взял себе одноименный псевдоним, отказавшись от собственной аристократической фамилии. Может быть потому, что аристократом вовсе не являлся?

Ему было всего тридцать лет, когда  он написал в стихах: «Я в этом времени — чужой». Воевал на стороне республиканцев в Испании на Арагонском фронте – сражался в рядах ополченцев. Но одновременно являлся ярым антисталинистом, и спрогнозировал окончание испанских событий: 

«В конце концов, нас ждёт режим, в котором все оппозиционные партии и газеты будут запрещены, а всякий сколько-нибудь значительный диссидент окажется в тюрьме. Он будет не таким, как фашистский режим Франко, он будет лучше, чем у Франко, — даже до такой степени лучше, что за него будет иметь смысл сражаться». 

Во время Второй Мировой войны Оруэлл вёл антифашистскую программу на главной радиостанции Британии, но также  широко известен «Список Оруэлла», в который он недрогнувшей рукой внёс 135 человек, проявлявших по его сведениям симпатию к СССР – Чарльз Чаплин, Джон Стейнбек, Джордж Пристли, Бернард Шоу – многие в этом списке определялись им как советская агентура (причём, безошибочно).

Одним из самых властных мифов XX века назвал писателя его близкий друг, знавший его как «прямого, доброго и яростного человека».

Тогда же, в 1943 году возникла у Оруэлла мысль о создании романа «1984», продолжающего тему «преданной революции», о чем он уже писал в «Скотном дворе». Вышла антиутопия только шесть лет спустя и сразу же привела в восторг и литературных критиков и западных читателей. В Советском Союзе произведение было, естественно, запрещено к печати и распространению, а когда стало доступно широкой аудитории, его назвали «послесловием недавно ушедшему строю». Но разве можно до конца быть уверенным в том, что именно СССР имел в виду Оруэлл, создавая своё литературное пророчество?

Лучшие антиутопии XX века – «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери  и «1984» Оруэлла изменили нас, встряхнув сознание и заставив обратиться не к тем катаклизмам, которые продолжают сотрясать мир, а к миру внутри себя, вернее, к полному отсутствию душевного мира. 

Почему этот роман родился сразу после Второй мировой войны, буквально на обломках фашистского режима? Почему вот уже более 70 лет книга вызывает неподдельный интерес у читателей многих стран и возглавляет списки бестселлеров?

Супергосударство Океания… Несвобода во всем, тотальная слежка, подавление инакомыслия и полностью уничтоженной автономии личности. Власть принадлежит партии во главе со Старшим Братом – черноусым мужчиной, последовательно уничтожившим всех партийных товарищей, делавших рядом с ним революцию. Министерство Правды успешно подтасовывает факты, Министерство Любви борется с мыслепреступниками, непрерывно и постоянно ведется поиск врагов и … всеобъемлющий СТРАХ, поражающий каждого усредненного жителя мифической страны. Сможет ли маленький человек побороть самого себя, пытаясь переписывать историю?  

«Я не убеждён, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убеждён, что нечто в этом роде может быть», – писал Оруэлл. «Я убеждён также, что тоталитарная идея живёт в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца».

Оруэлл стал одним из первых писателей, предсказавших и представивших нам воочию, как упростится промывка мозгов с появлением высоких технологий и жестко описал последствия этого воздействия – фактически, вынес приговор тоталитаризму: 

«Мораль, которую стоит понять в этой кошмарной ситуации, очень проста. Не допустите того, чтобы это произошло. Все зависит от вас». 

Сегодня нам даже не нужны оруэлловские мутные зеркала – телекраны -   мы сами все рассказываем о себе в соцсетях, выворачиваемся наизнанку, делясь с незнакомым сообществом такими подробностями, о которых не стоит знать даже близким людям. Наши локации четко  определены с помощью гео-меток, мы полностью подвержены и подчинены нужным трендам, учимся любить или ненавидеть того, на кого укажет неведомая рука. Но «все зависит от вас». Или… ?

Строки из романа Джорджа Оруэлла «1984»:

✍🏻 Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.

✍🏻 Чем меньше выбор слов, тем меньше искушение задуматься.

✍🏻 Невозможно построить цивилизацию на страхе, ненависти и жестокости. Она не устоит.

✍🏻 Власть – не средство; она – цель.

✍🏻 Привычка не показывать своих чувств въелась настолько, что стала инстинктом.

✍🏻 Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.

✍🏻 Ежедневно и чуть ли не ежеминутно прошлое подгонялось под настоящее.

✍🏻 Прошлое подчищено, подчистка забыта, ложь стала правдой…

✍🏻 Покуда человек остается человеком, смерть и жизнь – одно и то же.

✍🏻 Если соблюдаешь маленькие правила, можно нарушать большие.

✍🏻 Книга не сообщила ему ничего нового – но в этом-то и заключалась ее прелесть. Она говорила то, что он сам бы мог сказать, если бы сумел привести в порядок отрывочные мысли. Она была произведением ума, похожего на его ум, только гораздо более сильного, более систематического и не изъязвленного страхом. Лучшие книги, понял он, говорят тебе то, что ты уже сам знаешь.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!