Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Царь и царевич

Оглавление

Это дело волнует меня, как страсть. Поэтому я приобрёл огромный том: «Царь и Бог. Пётр Великий и его утопия».

Исследование Якова Гордина об идеологии царя Петра, талантливо оформленной Феофаном Прокоповичем. Приобрёл из-за второй главы «Миф о «непотребном сыне» и реальная жизнь царевича Алексея Петровича». Оговорюсь.

Я категорически не согласен с подзаголовком. Ничего утопического ни в идеологии Петра, ни в его деятельности не было. Не было уже хотя бы потому, что его модель социума существует до сих пор, и не только в России.

Эта модель социума зиждется на очень древних основаниях: земная власть – земной вариант божественной власти. Властитель – земной бог. Общество служит государству. Человек – ничто. Государство – всё.

Замечу, что противостоящая ей модель социума: государство служит обществу; важно не государство, но человек, - значительно моложе петровской (условно говоря) модели и потому в ней значительно больше утопических черт.

Вторая глава книги – самая яркая. В ней явлены все особенности Петра – и человека, и политика, и идеолога. Чётко и аргументировано доказано: никакого заговора царевича Алексея и в помине не было.

Были разговоры среди определённой части петровской элиты о сложном положении, в котором оказалась страна из-за непрекращающейся войны, обнищания населения, падения рождаемости, увеличения смертности, непосильного налогового бремени, полного бесправия всех, от холопа до вельможи, перед царской дубинкой и зашкаливающей коррупции.

(NB: одним из драйверов дела царевича Алексея был Александр Данилович Меньшиков, вор из воров, одним из осуждённых по делу царевича Алексея был разоблачитель коррупционных схем «мин херца», князь Голицын).

Главное, впрочем, не в этом. И не в династическом вопросе. Алексей был сыном от первой, заточённой Петром в монастырь жены, маленькому наследнику от второй жены, по мнению Петра, угрожала серьёзная опасность.

Главное, в том, что никакими сторонниками московской старины ни Алексей, ни те, кто кучковался вокруг него не были. В чём-то они были большими европейцами, чем Пётр, поскольку им прежде всего не нравилось бесправие, равенство не перед законом, а перед царской дубинкой.

По прочтении этой главы и всей книги остаётся только пожалеть, что заговора не было, а были только разговоры.

Гордин Я. А. Царь и Бог. Пётр Великий и его утопия. – Спб., 2023. – 552 с.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"