Лечебные учреждения используются для различных целей. Там можно лечить людей, можно делать карьеру, можно делать деньги и далее по «списку». С психологической же точки зрения, там происходят такие разнообразные процессы, что просто диву даешься. Хочу рассказать о случае, который мог в принципе случиться в любом коллективе, в школе например, или в семье, но в данном случай он произошел в больнице. И больница была использована как театр «одного актера».
Заведующая терапевтическим отделением, Наталья Павловна, сидела за столом в ординаторской и встречала входивших на пятиминутку сотрудников, с радушной улыбкой. Она излучала приветливость и радость, которая доходила до каждого присутствующего и дарила им ощущение безоблачного счастья, независимо от предшествующего настроения.
Несмотря на обыденную рабочую обстановку, появилось предвкушение, что произойдет, что-то хорошее для всех, и для каждого в отдельности. Молоденькие медсестры улыбались и наверно думали, что как им повезло попасть в коллектив, которым руководит, такая светлая личность. Но вдруг, по приветливому лицу Натальи Павловны, пробежала тень. Глаза ее затуманились, улыбка пропала, доктор немного покачнулась и поднесла руку к голове.
Отчет дежурной смены, сразу прекратился. «Что с вами, Наталья Павловна?» - прозвучал вопрос встревоженных коллег. Но доктор с видимым усилием, подняла глаза и снова улыбается. «Продолжайте…и не обращайте внимания…обойдется» - мягким голосом успокоила коллег заведующая.
Но как тут не обращать внимания! Человек страдает и не хочет, чтобы это заметили окружающие. Состояние всего коллектива резко изменилось. Желание помочь, наталкивается на мощный барьер отказа. Такое ощущение, что вы, довольные жизнью, стали в чем-то виноваты. Великомученическим взглядом она провожает всех выходящих со служебного совещания.
Продолжение следует в коридоре. Идя на обход в палаты, она снова покачивается и прислоняется к стене. Дежурная медсестра с виноватым видом, хочет оказать помощь и усаживает ее на стул. Но доктор от помощи опять отказывается и просит просто посидеть с ней, взяв за руку.
Ну, а дальше происходит развитие сюжета, уже без участия главного героя. Дежурная медсестра, выбита из колеи и введена в состояние психологического дискомфорта. У нее все валится из рук, она растеряна. На фоне заботливого доктора, дарящего радость больным, она выглядит дисгармонично.
Кто-то из больных, заметив необычное состояние медсестры, пытается узнать, в чем же дело и что с ней случилось. И без вины виноватая девочка, с дрожью в голосе рассказывает, какой необыкновенной души доктор. Несмотря на то, что ей так тяжело, она никому старается это не показать и продолжает заботливо относиться к больным и персоналу.
Информация быстро разносится по всему отделению, как цепная реакция. Наступает тишина и почти траурная обстановка. Но игра не окончена. Все попытки узнать, что же случилось, не находят ответа и предполагаются различные варианты. И здесь, при желании, может быть добавлен сценарий в виде «Подумайте, какой ужас!». Но реального обидчика нет. И никто не хочет сыпать соль на рану, своим любопытством. Но раны, то ведь тоже нет, и не было!
В этот день и в ближайшем будущем беспокоить доктора своими проблемами никто не будет. И любой, кто будет иметь дело с Натальей Павловной по работе, будет впадать в легкий транс, потому что не будет знать, как вести себя в такой ситуации, а ее поручения будут выполняться беспрекословно.
На ее столе постоянно будут живые цветы и коробка конфет, так как и это покажется недостаточным вознаграждением за ее щедрость души и самопожертвование. И она, деформировавшая психическое состояние доброго десятка людей, получает выгоду от создавшегося положения.
«Красотка очень молода,
но не из нашего столетья,
вдвоем нам не бывать — та, третья,
нас не оставит никогда,.
Ты подвигаешь кресло ей,
я щедро с ней делюсь цветами. . .
Что делаем - не знаем сами,
но с каждым мигом нам страшней.
Как вышедшие из тюрьмы,
мы что-то знаем друг о друге
ужасное - Мы в адском круге,
а может, это и не мы».
(А. Ахматова, 1963 г.)