Найти тему

Заповеди Христовы - безусловные принципы нашего спасения

Часть вторая

ХРИСТОВЫ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Заповеди Блаженства, данные Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди, имеют несколько иной характер в сравнении с Заповедями Синайского Законодательства. Они представляют собою не привычную законодательную форму, но свод признаков и знамений, которыми, по воле Спасителя, должен отличаться Его последователь – христианин, - от прочих представителей падшего человеческого сообщества. Заповеди Блаженства начинаются с важного для человека открытия: он, человек, - существо падшее, отверженное Небом за прародительский грех ослушания, лишенное славы своего Небесного Отца, лишенное Вечной Жизни! Он, человек, обустраивает проклятую Богом землю, называет свои деяния царствами, империями, цивилизациями, ставит своей целью стремление к справедливости и так называемому «прогрессу». Но несправедливость в мире только усиливается, государства превращаются во всё больших и больших тиранов, человек, как личность, значит для этих тиранов всё меньше и превращается в «человеческий ресурс», традиционный институт семьи и брака прекращает свое существование, понятия о красоте и нравственности деградируют до полной своей противоположности! И вот, за тысячелетия своего существования без Бога он, человек, не сделал ничего достойного образа и подобия Божиих, коими наделен! Он, человек, – нищ, наг, безумен и смертен, а его жизнь без Бога не имеет ни малейшего смысла! Только тот, кто увидел себя совлеченным от всякого мыслимого блага, источником коего является Бог, не имеющим в себе – в своих сердце, душе, уме, прилагаемых к жизни силах - ничего доброго и угодного Богу, увидел свое бессилие без Бога что-либо изменить в самом себе, нуждается в Божественном Спасителе, Господе нашем Иисусе Христе! Только здесь рождается христианин!

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».[i]

А в Евангелии от Луки Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие»,[ii] явно обращаясь к тем из Своих учеников, кои имели эту добродетель. Что Он имел в виду? О какой добродетели идет речь? Святые отцы называют её смирением. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. <...> Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2)».[iii] Но здесь требуется уточнение: в Первой Заповеди Блаженства речь идет о деятельной стороне смирения, называемой смиренномудрием, т.е. – смиренном образе мыслей, возвышенном духовном состоянии, обусловленном правильным мнением человека о себе как о создании Божьем. Вот что говорит о смиренномудром человеке Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смиренномудрый видит себя ничтожною пылинкою среди громадного мироздания, среди времен, поколений и событий человеческих, протекших и грядущих. Ум и сердце смиренномудрого способны принять Божественное христианское учение и непрестанно преуспевать в христианских добродетелях; ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя. Смиренномудрие не видит достоинств в падшей природе человеческой; оно созерцает человечество как превосходное создание Божие, но вместе созерцает и грех, проникший во все существо человека, отравивший это существо; смиренномудрие, признавая великолепие создания Божия, признаёт вместе и безобразие создания, искаженного грехом; оно постоянно сетует об этом бедствии. Оно смотрит на землю, как на страну своего изгнания, стремится покаянием возвратить себе Небо, утраченное самомнением».[iv]

Благодатное свойство смирения даруется христианину вследствие правильного мнения о себе самом, точного и последовательного исполнения Божиих заповедей, правильного аскетического опыта, правильной духовной жизни и является показателем его христианского совершенства, - одной из высочайших его добродетелей, граничащей с Любовью. Трудно представить себе, что Первая Заповедь Блаженства может говорить о христианском совершенстве. Но всё становится на свои места, если понять, что без правильного и смиренного о себе образа мыслей, без видения своего онтологического и личного падения и гибели, без видения своей духовной нищеты, никто из людей не увидит необходимости в Божественном Спасителе, а значит – никогда не наследует спасения! Поэтому Господь наш Иисус Христос и называет смиренномудрых – блаженными!

Обратимся к Святым Евангелиям. Замечательна Господня притча о мытаре и фарисее, в которой Он указывает на спасительное смиренномудрие мытаря и на гордостное ослепление фарисея его мнимыми добродетелями:

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».[v]

Ту же мысль выражает Господь и в другом поучении: «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».[vi]

Спаситель ставит нам в пример естественное смиренномудрие детей: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…».[vii]

Хвалит смиренномудрие и веру язычницы и исцеляет её дочь: «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».[viii]

Удивляется смиренномудрию и вере римского сотника-язычника: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры».[ix]

Говорит, что пришел спасти «не праведников, но грешников». Разумеется, с точки зрения Совершенного Бога, никаких «праведников» в падшем человеческом роде нет. Но важно, чтобы сами люди сознавали себя грешниками, видели нищету собственной души и, смиряясь, обращались к Богу за помощью и спасением:

«Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».[x]

Господь убеждает нас быть смиренномудрыми даже в том случае, если мы исполняем все Его заповеди: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».[xi]

Наконец, будущий Святой Апостол Петр демонстрирует дивное и богоугодное смиренномудрие, - после чудесного улова большого количества рыбы, он припадает к коленям Господа Иисуса Христа и говорит Ему: «…выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»,[xii] и после слов Христа: «…не бойся; отныне будешь ловить человеков»,[xiii] оставил всё и пошел за Ним!

Всё, сказанное выше, ясно указывает на то, что исполнение Первой Заповеди Блаженства имеет не факультативный характер, но является безусловным принципом нашей правильной христианской жизни и нашего спасения, ведь Сам Господь и Бог наш Иисус Христос безусловно и принципиально связывает наследование Своими учениками Царства Небесного с их видением своего падшего состояния, с их смиренномудрием, сказав: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»!

Второй наш тезис – «главным примером для нашей правильной христианской жизни является Сам Совершенный Человек и Господь наш Иисус Христос», - в рассуждении о Первой Заповеди Блаженства, казалось бы, не должен найти своего евангельского подтверждения. Действительно, Господь Иисус есть Человек Совершенный, подобный нам во всем, кроме греха! Он не причастен падению и гибели человеческого рода, Он не подвержен греховным страстям человеческим и, поэтому, не может зреть «нищету» Собственной совершенной Души! Тем не менее, Спаситель в евангельских повествованиях и Своем учении отчетливо демонстрирует Собственное смиренномудрие. Например, исцеляя больных и бесноватых, Господь строго запрещает исцеленным (и даже бесам!) открывать Его Имя,[xiv] и говорит ученикам, что Он Сам – не господствующий над ними, но служащий:

«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».[xv]

Для подтверждения нашего третьего тезиса – Заповеди Господа нашего Иисуса Христа принципиально и безусловно требуют от христианина самоотвержения и исповедничества с отречением от враждующего с Богом мира, - и вовсе не найти более ясной заповеди Христовой, чем «Блаженны нищие духом…»! Ведь понятно, что человек, узревший свою произвольную удаленность от Творца и Бога, нищету и беспомощность собственной души, осознает как свою онтологическую греховную поврежденность, так и свое личное греховное пленение стихиями мира, который «весь… лежит во зле»![xvi] Понятно, что отныне для него всякая «дружба с миром есть вражда против Бога»,[xvii] и чтобы быть с Богом, - быть «другом Божиим»,[xviii] - необходимо стать врагом миру, враждуя с ним в самом себе,[xix] необходимо всеми сторонами свой жизни перестать участвовать в безбожных делах и устремлениям мира, - отречься от «всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его»[xx]!

В связи с этим хочется найти ответ и вот на какой вопрос: значит ли, что нищий духом должен быть и нищим фактически, - телесно? Дело в том, что наши переводы Святых Евангелий – и церковно-славянский текст, и русский Синодальный перевод, - гармонизированы по Евангелию от Матфея, поэтому в Евангелии от Луки, так же, как и у Матфея говорится: «Блаженны нищие духом…». Но в оригинале, на греческом языке, у Святого Апостола Луки говорится: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие»,[xxi] что не только не сокращает смысловой объем данной заповеди, но, напротив, расширяет его, на наш взгляд, до понимания, что смиренномудрие нищего духом подвигает его и на нищету телесную! Так ли это?

Но сначала давайте дадим определение нищете. Что такое нищета? Толковый словарь Ожегова говорит о нищете: «крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток»;Толковый словарь Ушакова: «Крайняя бедность, недостаток в самом необходимом»; Толковый словарь Даля: «крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток». Т.е. нищета, хоть и является понятием субъективным, это недостаток в самом необходимом. Произвольная нищета, это произвольная решимость терпеть недостаток в самом необходимом! Интересен сборник народных пословиц и поговорок, который дает в своем словаре Владимир Иванович Даль! Приведем здесь некоторые из них: «Кого Господь полюбит, нищетою взыщет», «Силен смиреньем, богат нищетою», «Не родом нищие ведутся, а кому Бог даст»![xxii]

В своем недавнем интервью, один очень известный иерарх нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, опровергая слухи о своем богатстве, озвучил странную и, на наш взгляд, совершенно не евангельскую мысль. По ходу интервью владыка, как всегда – от лица всей Церкви, - сказал: «Мы не призываем к бедности. Мы призываем к подвижническому труду на благо ближних. Призываем жить не для себя, а для людей»![xxiii] Казалось бы, что здесь не верно! Но я позволю себе повторить свой вопрос: так ли это?

Всем нам хорошо известно, что Господь и Бог наш Иисус Христос во время Своего общественного Служения жил жизнью странствующего и нищего проповедника. Перед проповедью Он и Его Пречистая Матерь ушли из дома Иосифа-обручника и поселились в Капернауме.[xxiv] Отсюда Господь ходил с Благовестием о Царствии Небесном по всей Галилее, Самарии и Иудее, и по свидетельствам святых евангелистов, за время Своей проповеди, возвращался в Капернаум всего лишь девять раз![xxv] Это значит, что наш Спаситель и Господь непрестанно находился в пути и во всех, сопряженных с ним, тяготах и лишениях – отсутствии места для комфортного ночлега, жажде, голоде, зное и холоде! Он и Сам говорит о Себе книжнику: «…лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».[xxvi] Не только к ученичеству и совместной проповеди Евангелия, не только в Царствие Божие, но и к этой, полной лишений, жизни Он, сказав: «Идите за Мною!», призвал будущих апостолов: Филиппа, Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, Матфея и всех Своих учеников, и они, оставив всё – дома, родных, хозяйства, лодки, сети, мытницы и прочее, - последовали за Ним! И далее, в Своей проповеди, Господь непрестанно призывает следовать за Ним всех Своих учеников и последователей, ставя это непременным условием нашего спасения:

«Кто Мне служит, Мне да последует».[xxvii]

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».[xxviii]

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною».[xxix]

Господь указывает на необходимость точного следования Ему Самому во всем, как ученик во всем следует своему Учителю:

«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его».[xxx]

И грозно предупреждает нас:

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»[xxxi].

Вот и Святой Апостол Иоанн Богослов пишет в своем 1-м послании: «Кто говорит, что пребывает в Нем (в Господе Иисусе Христе), тот должен поступать так, как Он поступал»![xxxii] Ему вторит Святой Апостол Павел, который пишет в Послании к Ефесянам, что мы в своем христианстве должны с помощью Божией вырасти: «…в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».[xxxiii] Совершенство же ученика невозможно, если он не будет перенимать у Учителя всё, что видит, - вплоть до условий Его жизни! Вот Господь говорит богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».[xxxiv] Мы знаем, что произошло дальше с этим юношей и, поэтому, не имеем права на ту же ошибку!

Вернемся к интервью известного иерарха и вспомним его слова: «Мы не призываем к бедности. Мы призываем к подвижническому труду на благо ближних. Призываем жить не для себя, а для людей». Как бы ни любил наш владыка высказываться от лица всей Церкви, для нас гораздо важнее, что сказал Своей Церкви её Первосвященник и Владыка Господь наш Иисус Христос! И Он не призывает к бедности, как таковой, и уж тем более – к лени и тунеядству, но Спаситель, указывая на Себя Самого и, в числе прочего, - на Свою имущественную нищету, призывает нас служить Богу и ближним своим до возможно полного самоотвержения, до обнищания всем своим имуществом, до полагания души своей, жизни своей за ближних! Иначе не сказал бы Господь: «…горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете»,[xxxv] иначе не было бы сказано Им вот этого: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»![xxxvi] Разве может призывать и учить нас наша Церковь чему то иному? Разумеется, нет! Она призывает нас веровать в Христа-Спасителя, следовать за Ним, призывает к самоотверженной Христовой нищете, к подвижническому труду по примеру Господа нашего Иисуса Христа и всех святых, к жизни не для себя, но для правды Божией и блага своих ближних!

Разумеется, телесная нищета, к которой стремится нищий духом, служа ближним всем, что имеет, понятие субъективное. Поэтому, боголюбцу нужно быть очень осмотрительным в своем подвиге, особенно когда от его решений зависит судьба его ближних и близких, - его ревность не по разуму не должна ставить их в непосильные условия жизни! Святой Праведный Иоанн Кронштадский пишет в своих дневниках: «Если хочешь быть рабом Божиим и подражателем Богу, не торопись ни в чем; закон действий Божиих — постепенность, медленность: и за то — дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху; потому что в поспешности нет премудрости»![xxxvii] Но, как мы видим, и Святой Кронштадский Пастырь говорит, что нужно быть «подражателем Богу», - не торопливым, но твердым и премудрым, - а значит процесс усвоения смиренномудрия, т.е. смиренного о себе мнения, и обнищания телесного, неизбежно, после многого опыта и многих лет, должен приводить подвижника к образу Самого Христа, как самому логичному и спасительному примеру для правильной духовной жизни!

Но у имущественного достатка, а тем более – богатства, есть еще одна хорошо известная сторона и особенность: они – надмевают! Даже если, скажем, не бедный христианин изо всех сил упражняется в борьбе с помыслами, в смиренномудрии, в окаявании себя и своей падшести, он неизбежно испытывает непрестанные искушения от людей и злых духов! От людей - излишний и навязчивый пиетет, лесть, небескорыстное желание угодить, или напротив: зависть, злобу, а иногда и вражду; от бесов – мысленные прилоги греховных страстей: раздражительности, гнева, презрения к ближним, высокомерия, мирской печали, уныния, тщеславия, властолюбия, гордости и прочих их разновидностей! Поэтому водимые Духом Святым христиане готовы скорее обнищать телесно, чем непрестанно быть колеблемыми этими злыми ветрами, которые иссушают смиренномудрие человека, не позволяя ему исполнять Первую Заповедь Блаженства, - быть нищим духом! Поэтому Святые Отцы учат, что «лучше ничего не иметь, чем желать иметь, чтобы благотворить»! Преподобный Исаак Сирин пишет: «Если возложишь на душу свою предел нищеты… то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души своей в смятение…»![xxxviii]

Смиренномудрые, обнищавщие духом по благодати Божией, хорошо усвоили себе и помнят, что мир есть «льстец и обманщик»![xxxix] Эти последовательные ученики Христовы, став лишь на первую степень Заповедей Блаженства, духом уже стали выше мира, который весь «лежит во зле»![xl] Они помнят вот это: «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»,[xli] и поэтому отказываются не только от богатства, но ни во что вменяют всю славу мира, лишь бы не утратить смиренномудрия, или как еще называют его Святые Отцы – «нивочтосебявменения»! Только они могут вполне понять слова Спасителя: «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».[xlii] Иными словами: любящий стремление своей души к стихиям падшего мира и поощряющий её в этом стремлении, погубит свою душу для Царства Небесного. Тот же, кто ненавидит свою душу за стремление к господствующим в мире сластолюбию, сребролюбию и славолюбию, ненавидит падший мир в себе и, восставая на него, враждуя с ним, - сохраняет душу для Жизни Вечной. Поэтому так нежелательна для последовательного ученика Христова всякая мирская самореализация! Эта произвольная ненависть к собственной душе и есть смиренномудрие; иметь её и значит – быть «нищим духом»! Более того! Преуспевающие в исполнении Первой Заповеди Блаженства научаются вменять ни во что саму многоразличную красоту сего видимого мира, - и природную, и рукотворную, - понимая, что даже она способна помешать христианину объективно видеть его падение и тлен!

Итак, блаженны узревшие нищету пред Богом падшего человечества и свою собственную! Блаженны по примеру своего Спасителя обнищавшие телесно в подвиге служения Богу и ближним! Блаженны смиренномудро избежавшие всех сетей мира! «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»!

[i] Матф., 5; 3.

[ii] Лук., 6; 20.

[iii] Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на святаго Матфея евангелиста». 25. 2

[iv] Свт. Игнатий (Брянчанинов), «Аскетическая проповедь», гл. 28.

[v] Лук., 18; 9-14.

[vi] Лук., 14; 7-11.

[vii] Матф., 18; 1-4.

[viii] Матф., 15; 21-28.

[ix] Матф., 8; 5-10.

[x] Марк., 2; 16-17.

[xi] Лук., 17; 7-10.

[xii] Лук., 5; 8.

[xiii] Лук., 5; 10.

[xiv] Марк., 1; 34. 1; 43-44. 3; 11-12.

[xv] Лук., 22; 24-27.

[xvi] 1Иоан., 5; 19.

[xvii] Иак., 4; 4.

[xviii] Иоан., 15; 15.

[xix] Перефраз. Иак., 4; 4.

[xx] «Последование чина оглашения».

[xxi] Лук., 6; 20.

[xxii] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/283178

[xxiii] Митр. Иларион Алфеев, «Кто найдет у меня Мерседес, тому я его подарю», https://ria.ru/20200122/1563685617.html

[xxiv] Матф., 4; 13.

[xxv] Святитель Феофан Затворник, «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов», http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/evang_istor/txt15.html

[xxvi] Матф., 8; 20; Лук., 9; 58.

[xxvii] Иоан., 12; 26.

[xxviii] Иоан., 8; 12.

[xxix] Иоан., 10; 27.

[xxx] Матф., 10; 24.

[xxxi] Матф., 12; 30.

[xxxii] 1Иоан., 2; 6.

[xxxiii] Ефес., 4; 13.

[xxxiv] Матф., 19; 25.

[xxxv] Лук., 6; 24-25.

[xxxvi] Иоан., 15; 13.

[xxxvii] Св. Прав. Иоанн Кроштадский, Дневник, Т. 2, 1859-1860.

[xxxviii] Преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», слово 56.

[xxxix] Преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», слово 21.

[xl] 1Иоан., 5; 19.

[xli] 1Иоан., 2; 15-17.

[xlii] Иоан., 12; 25.