Найти тему
НУАР-NOIR

Потусторонний ужас весёлого советского мультфильма

-2

В своё время мультфильм «Домовые или сон и зимнюю ночь» (1987) был сказочно популярен среди советского юношества, хотя это признание и скоротечное. Вызвано оное использованием мотивов и образов, присущих рок-музыке.

Роковые мелодии в советских мультфильмах не являлись редкостью. Можно вспомнить поющих собачек из «Ну погоди!» («У попа была собака»), импровизированный ансамбль из «По следам бременских музыкантов» («Мы к вам приехали на час…») или же одну из музыкальных новелл из «Пиф-паф, ой-ой-ой» («Охотник и заяц: кто прав, кто неправ»).

В случае с «Домовыми» поводом было не музыкальное или стилистическое пародирование, а некий дидактический посыл, присущий многим приключенческим или криминальным мультфильмам того времени. Например, «Остров сокровищ» - воззвание к здоровому образу жизни и т.д.

«Домовые» были мульт-призывом к бережливому домовладению, что связано с экономией воды, электроэнергии и теплоснабжения. Соответственно на контрасте должен быть предложен некий тревожный эмоциональный фон, на котором позитивными смотрелись бы три участника странной рок-группы, возникающей из телевизора.

Соответственно это были: танцующий брейк солист, мускулистый клавишник-металлист и роллер, играющий на гитаре. К слову сказать, часть из песен стала очень навязчиво популярной. В частности, «Каплю за каплей» напевала вся страна.

В любом случае в мультфильме не обошлось без влияния триллеров. Появление потусторонних персонажей из телевизора можно воспринимать как отсылку к «Теле-мертевцам» (до появления «Звонка» было ещё очень много времени).

Обращение экономить энергию и некоторые из аспектов поведения клавишника вызывали в памяти «Электрошок» Уэса Крейвена. Изображенный в виде символического слона дом, который высасывал всю воду из моря, виделся очевидной аллюзией к мифическим чудовищам. Скорее всего, учитывался мифологический Бегемот.

Кадр из мультфильма «Домовые или сон в зимнюю  ночь» (1987)
Кадр из мультфильма «Домовые или сон в зимнюю ночь» (1987)

Призыв хранить тепло в доме, а потому закрывать форточки и двери, невольно отсылает нас к древним представлениям о том, что часть злых существ не могут проникнуть в жилище человека без «приглашения» или через закрытую дверь (вспоминайте вампиров и вурдалаков).

Кадр из мультфильма «Домовые или сон в зимнюю  ночь» (1987)
Кадр из мультфильма «Домовые или сон в зимнюю ночь» (1987)

Интересной кажется и сама обстановка в квартире. Живущий здесь архитектор поначалу кажется мертвым. И вообще ситуация подана как-то излишне трагично: неубранная посуда, свадебное фото на стене, бездыханное тело в кресле. Кажется, что от архитектора ушла жена, и тот покончил с собой.

Кадр из мультфильма «Домовые или сон в зимнюю  ночь» (1987)
Кадр из мультфильма «Домовые или сон в зимнюю ночь» (1987)

Впрочем, оказалось, что он просто спит. А на стене - фото его родителей. Хотя даже это обстоятельство не меняет некой жутковатости ожившего изображения предков: глубокие тени, ввалившиеся глаза. Фото провоцирует ассоциации с рассказами либо Эдгара Аллана По, либо Лавкрафта. Хотя уже само название мультфильма указывает на одну из самых мистических пьес Шекспира.