Найти тему
Ника Нори

Про запрет на эмоции ребенка.

Иногда запрет ребенка на эмоции выражается мягко и завуалированно.
Когда мой ребенок падает и больно ударяется, я всегда останавливаю этот момент, говорю вслух, что произошло и утешаю "ты упал, ты стукнулся, тебе больно. Где тебе больно? Сильно больно? Мне тебя жалко, но скоро пройдет и заживет". Я хочу, чтобы во-первых, он понимал свои чувства, во-вторых проживал их, а не топил. Когда какие-то чувства накрывают ребенка, их нельзя выключить или пролистнуть как картинку на телефоне. Их можно либо прожить и отпустить, либо утопить в сердце и оставить там на неопределенный срок.
Многие матери по моим наблюдениям боятся негативных чувств своего ребенка, если такие чувства приходят, они мигом его отвлекают, мультики, разговоры, а вон смотри какая птичка и т.д.. Это неправильно. Успел ли ребенок в этот момент услышать самого себя, понять, что он чувствует? Успела ли его психика отработать боль и отпустить? Или оно просто упало на дальнюю полку, чтобы всплыть когда-нибудь потом, может быть перед сном в виде капризов или как-то ещё? Ребенок обязательно должен поплакать столько, сколько ОН САМ хочет, он обязательно должен услышать чётко и понятно названия своих чувств. В будущем это даст ему базу для того, чтобы научиться самостоятельно справляться с ними. Иначе потом, когда мамы рядом не будет, и он останется один на один с болью, он будет дезориентирован и растерян.

Пример из практики психотерапевтов. Дети, пережившие тяжелый стресс (пожар, война и т.д.), обязательно отрабатывают это событие, играют в пожар, рисуют его, говорят о пожаре. Так психика освобождается. Перед психотерапевтом не стоит задачи помочь забыть. Задача состоит в том, чтобы отработать, прожить и отпустить.