Приветствую вас на своем канале! Здесь мы говорим просто о живописи, художниках как о профессии и как о хобби.
Сегодня я хочу затронуть совсем непростую тему. Тема ремесленничества, салонного искусства и элитарности искусства в целом.
Что же такое "салонное искусство" и ремесленничество и почему эти два термина носят негативный окрас? Как относиться к такому виду искусства сейчас и есть ли некоторая граница между элитным искусством и "ширпотребом" мира искусства.
Начнем все таки с определения терминов.
"Салонное искусство" или "салонщина" - это искусство получившее широкое распространение в 19 в. Говоря "широкое" я немного приуменьшаю степень распространения этого вида живописи.
И так что же такое салон? Салон, говоря простым языком это выставка. 23 апреля 1667 г. состоялась первая выставка под открытым небом и далее выставки проводились ежегодно. Именно с этого момента участие в выставках для художника стало делом обязательным. Если проследить историю выставочной деятельности, то можно заметить, что сначала выставки проводились под открытым небом и далее не имели постоянного места проведения. Но с 1725 по 1848 гг. выставки стали проводиться в так называемом Квадратном салоне. Отсюда и берет свое название выставка.
Правила экспонирования на разных этапах существования салона менялись. То участвовать могли только художники академики, то академики и "допущенные"(так называли художников кандидатов на звание академика) далее появились салоны молодых. Критерии отбора работ были очень жесткими в связи с чем появилось жюри, оценивающее работы художников. Работы участников салона хорошо продавались и сулили художнику славу и богатства, а работы художников отверженных критиками из жюри продавались плохо.
В какой-то момент истории доступ в салоны для просмотра картин был открыт для простого человека, соответственно критика исходила от огромных масс. Жюри было вынуждено брать на реализацию более простые работы, понятные зрителю, а поскольку грань между рабочим классом и элитой тоже постепенно стиралась, то такие простые работы были и более прибыльными, да они дешевы, но берут своим количеством.
Таким образом, салоны постепенно скатились в бездумное зарабатывание денег. Никакие критерии оценки работ более не работали и на реализацию стали брать все подряд.
Так появилось разделение художников на "Пишущих на заказ для элиты" и штампующих однотипные сюжеты "ремесленников".
Выставляться в салонах все еще престижно и прибыльно для художника. Но работы на заказ для элиты считалось все же престижнее и прибыльнее. Поэтому вскоре к салонному искусству художники стали относиться с пренебрежением. А те, кто там выставлялся были нацелены захватить более широкую аудиторию, потому и штамповали простые сюжеты. которые казались зрителю милыми, над которыми нет нужды задумываться.
Позднее, с появлением разных направлений живописи, таких как импрессионизм, кубизм, абстракционизм и тд. вся эта концепция и вовсе рассыпалась, теперь в салоне висят и благополучно соседствуют друг с другом кубисты и академисты, что очень возмущало художников разных направлений. Одни считали, что романтика недопустима, другие, что академизм устарел и необходимо ломать стереотипы, а третьи и вовсе считали все это китчем, не достойным их внимания. И по сей день между художниками постоянные ссоры граничащие с безумием на тему того какие картины нужно писать. Мой ответ на этот вопрос прост: писать нужно любые картины. То к чему лежит душа. Сложные, простые, незатейливые и глубокие, натюрморты и пейзажи, портреты и абстракцию. То, что вызывает эмоции у вас, вызовет их еще у кого то и полотно обязательно найдет своего зрителя.
Ремесленником быть не плох! Писать на заказ тоже хорошо! Любая творческая реализация это прекрасно
На этом все! Спасибо ха внимание к статье, буду благодарна за реакцию от вас! А так же пишите свое мнение о том, какое же искусство для вас является искусством, а какие направления вы не понимаете, буду рада разобрать их в следующих статьях!