Найти тему

Мечты о море. Любуемся стихией глазами маринистов

Морской пейзаж, как известно, имеет свои особенности: его автор должен соединять наблюдательность с богатым воображением. «Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны невозможно с натуры, - считал прославленный маринист И.К. Айвазовский. Этот жанр был и остается одним из самых привлекательных и для авторов, и для зрителей. Марины представляют немалую ценность в музейных собраниях, в том числе и в коллекции живописи старых мастеров Вологодской областной картинной галереи.

Самым знаменитым русским маринистом, широко известным в стране и за рубежом был и остается Иван Айвазовский. Романтизированное изображение неаполитанского залива, переносящее зрителей в поэтическую атмосферу теплой южной ночи с силуэтом Везувия и золотистой лунной дорожкой на глади средиземноморских вод, исполнено по памяти, как и почти все полотна этого мастера. Большое мастерство художника позволило очень натурально передать сияние лунного света.

И.К. Айвазовский. Вид на Везувий в лунную ночь. 1858. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
И.К. Айвазовский. Вид на Везувий в лунную ночь. 1858. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Айвазовского называли певцом Черного моря, его он писал чаще всего, оно изображено и в работе «Корабли штилюют», крошечный размер которой не умаляет ее художественную ценность. Живописец тонко чувствовал поэзию штиля. Мягкий светлый колорит, высокое небо, освещенная солнцем светлая водная гладь, на которой горделиво возвышается парусное судно и едва виднеющееся за ним в легкой дымке другое создают умиротворенное настроение.

И.К. Айвазовский. Корабли штилюют. Этюд. 1895. Картон, масло. Вологодская областная картинная галерея
И.К. Айвазовский. Корабли штилюют. Этюд. 1895. Картон, масло. Вологодская областная картинная галерея

«Движение неверной стихии - есть стихия господина Айвазовского, он – художник Нептуна», - утверждал большой поклонник его таланта поэт Аполлон Майков. Любимая тема живописца – буря на море давала простор его фантазии и возможность наиболее полно проявить и блестящее живописное мастерство, и артистизм. Она нашла яркое воплощение и в овальном полотне «Гибель корабля». При взгляде на него вспоминается суждение строгого критика Федора Достоевского, не любившего вообще преувеличения и эффекты в картинах, но признававшего, что «в изображении бурь господин Айвазовский – художник без соперников».

И.К. Айвазовский. Гибель корабля. 1883 Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
И.К. Айвазовский. Гибель корабля. 1883 Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Драматичный сюжет неравной борьбы людей с могучими силами природы избрал для своей картины работавший в Тарту Август Матвей Гаген. Лодку со спасающимися мужчинами готова поглотить нависшая над ней огромная волна с пенным гребнем; едва различимы вдали мечущиеся человеческие фигурки на погружающемся в воду парусном судне. Привлекательность картины Гагена в выразительности мотива, лишенного нарочитой эффектности, в романтической взволнованности, соединенной с наблюдательностью и гармоничным колоритом, тщательной, но лишенной сухости, присущей многим немецким мастерам, манерой письма.

А.М. Гаген. Пейзаж с кораблем и лодкой. 1825. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А.М. Гаген. Пейзаж с кораблем и лодкой. 1825. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Марины писал очень известный при жизни представитель академической живописи Владимир Орловский, считавшийся универсальным пейзажистом. Современники этого часто работавшего для аристократии художника называли его «корифеем русского пейзажа». В типичное для его творчества полотно «На берегу моря» с красиво открывающимися далями и ясно читаемой линией горизонта включен жанровый мотив играющих на песчаном берегу детей и собаки. Он вносит оживление в величественное панорамное изображение морской стихии, как и продуманные светотеневые контрасты, но не согрет теплым лирическим чувством.

В.Д. Орловский. На берегу моря. 1887. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
В.Д. Орловский. На берегу моря. 1887. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Любимый ученик Айвазовского Лев Лагорио не подражал не только своему блистательному учителю, но и никому другому. Он нашел свой стиль и стал успешным художником. Марины этого вдумчивого и наблюдательного живописца пленяют мягкостью колорита с характерными для него градациями голубого цвета и тщательной, кропотливой манерой письма. Многие из них написаны в Крыму. В картине «Ялта. Пароход пристает» Лагорио вновь обратился к одному из своих любимых мотивов 1880-х годов - изображению живописного ялтинского залива.

Л.Ф. Лагорио. Ялта. Пароход пристает. 1903. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Л.Ф. Лагорио. Ялта. Пароход пристает. 1903. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Широко известный мастер жанровой живописи и портретист Николай Ярошенко всерьез и с успехом занялся пейзажем, что поразило некоторых его современников. Так И.Е. Репин сообщал П.М. Третьякову: «Ярошенко пишет пейзажи, я был бы более доволен, если бы они у него выходили хуже, может быть, он поскорее бы бросил эту блажь». Чаще всего Ярошенко, много работавший на натуре, передавал в своих картинах обаяние роскошной южной природы Крыма и особенно Кавказа, где он поселился. В небольшой по размеру марине «Южный порт. Мол» залитые солнечным светом прибрежные строения оттеняют яркую синеву моря. Этой работе присущи замечательные качества пейзажей Ярошенко, отмеченные еще при его жизни: «тонкое чутье к впечатлениям от природы, непосредственность и своеобразие в их передаче, способность держаться в сильных и ярких красках, соблюдая их естественность и гармоничность».

Н.А. Ярошенко. Южный порт. 1891. Дерево, масло. Вологодская областная картинная галерея
Н.А. Ярошенко. Южный порт. 1891. Дерево, масло. Вологодская областная картинная галерея

Самая известная марина Николая Дубовского «Притихло» (1890) находится в Государственной Третьяковской галерее. Одним из авторских повторений необычного пейзажа обладает Вологодская областная картинная галерея. По словам художника, работа была написана на основе этюда, привезенного с Балтийского взморья: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед бурей. Это состояние в природе можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины». Этой единственной в своем роде работе дали высокую оценку современники художника, в том числе и И.И. Левитан; она и теперь не оставляет зрителей равнодушными.

Н.Н. Дубовской. Притихло. Авторское повторение картины (1890, ГРМ). 1896. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Н.Н. Дубовской. Притихло. Авторское повторение картины (1890, ГРМ). 1896. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Блестит прозрачная волна,

Зеленой влагой глаз лаская,

Как беспредельна даль морская

И тайн неведомых полна.

Эти строки писатель и журналист Владимир Гиляровский посвятил восхищавшим его маринам Николая Дубовского. Масштабное полотно художника «Черноморское побережье» написано пастозными энергичными мазками, характерными для манеры художника в последнее десятилетии его жизни. Картина обладает динамизмом и колористической выразительностью.

Н.Н. Дубовской. Черноморское побережье. 1912. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Н.Н. Дубовской. Черноморское побережье. 1912. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Море Василий Поленов писал нечасто. Во время поездки во Францию он ненадолго останавливался в Биаррице, связанном для него с воспоминаниями о сестре Вере, некогда поправлявшей там здоровье. В напоенной солнцем и воздухом марине Поленова радует глаз контрастность насыщенных цветов бирюзовой воды и высокого охристо-золотистого берега. Как обычно у Поленова в пейзаже множество тончайших цветовых оттенков, вызывающих восхищение живописным мастерством автора. Красочное богатство марины создает приподнятое настроение.

В.Д. Поленов. Биарриц. Берег Атлантического океана. 1911. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
В.Д. Поленов. Биарриц. Берег Атлантического океана. 1911. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Красота морской стихии в разное время суток, корабли и лодки, доверившиеся изменчивым водам, воплощены в картинах не только известных маринистов, но и в покоренных ее очарованием работах многих отечественных пейзажистов.

Елизавета Коновалова,

старший научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи