Когда я писала статью об Авиценне, то очень гордилась, какое забавное придумала название (позаимствовав его у Наутилуса Пампилиуса вообще-то), - «Эта музыка будет вечной». Но я и представить себе не могла, насколько оно соответствовало теме. Вот что дорассказал муж по этому вопросу, прочитав публикацию:
- Еще до Ибн Сины вот эту связь музыки с медициной, математикой, а также мистикой и философией заметили «Братья чистоты».
- Кто-кто?
- Отличный вопрос! Дело в том, что кто они такие, так доподлинно до сих пор и неизвестно. Если коротко, во времена Аббасидского халифата, в середине десятого века в Ираке существовало такое тайное общество интеллектуалов – Ихван ас-Сафа, то есть Братья чистоты или Чистые братья. Знаем мы о них потому, что они составили что-то вроде энциклопедии, которая включала имеющуюся на тот момент информацию по всем отраслям знания, называлась она – «Послания Братьев чистоты».
- Я так понимаю, там и про музыку было?
- Именно. Все их послания были разделены на четыре части: математика, естественные науки, психология и теология. Как думаешь, в какой части было о музыке?
- Ну, судя по тому, что об этом думал Авиценна, наверное в математическом разделе?
- В принципе да, формально. Тут надо сказать, что общий подход Братьев к процессу познания основывался на двух платформах: ислам и античная философия. Так вот, музыку они рассматривали как явление божественное с одной стороны, но и вполне объяснимое рационально – с другой. Например, они считали, что арабская лютня (уд) – это мистический инструмент, связанный с системой «гармонии сфер» Пифагора: каждой из четырех струн лютни соответствует первоначальный элемент вселенной: земля, воздух, огонь и вода. Конечно, теория может вызывать сомнения, но я же говорил, они работали с информацией, имеющейся на середину десятого века.
- А что с медициной? Авиценна говорил, что музыка лечит.
- Братья не только говорили. Они уверяли, что создали музыку, которая применялась в больницах, облегчала боль пациентов и излечивала их недуги. Более того, многие считают, что именно идеи Братьев до сих пор используются в народной мусульманской медицине. Например, на Памире, когда кто-то не здоров, семья приглашает музыкантов спеть маддо, - это такие медленные приятные песни. Вообще, считается, что твой Ибн Сина тоже был знаком с работами Братьев, но, вероятно, кое в чем пошел гораздо дальше.
- А почему они были тайным обществом?
- Ну, такая в те времена была международная обстановка. Десятый век - это кульминация Аббасидского халифата, могучей суннитской империи с центром в Ираке. Но рассвет уже на исходе: образуются мощные шиитские движения. На западе, в Египте, скоро возникнет государство Фатимидов, а юг, где и расположена Басра, в которой жили Братья чистоты, контролируют карматы Бахрейна, этакое социалистическое арабское государство. Так вот Братья чистоты были шиитами, причем исмаилитского направления, мягко говоря, не самый мэйнстрим. Видимо, в такое неспокойное время опасались уж совсем открыто декларировать свои взгляды.
- Погоди, ты сказал социалистическое арабское государство? В десятом веке? И что за исмаилитское направление?
- Ну мы же с тобой на три минуты договаривались, так они уже прошли. Про карматов и исмаилитов – в следующий раз.