Режиссера Андрея Тарковского причисляют к величайшим мастерам кино всех времен и народов. Работы гения были отмечены престижными международными наградами. В них Тарковский передал свой напряженный внутренний духовный поиск.
Семья
Будущий классик отечественного и мирового кино – уроженец Завражья. Это небольшое село находится в Юрьевецком районе (Ивановская область). Там 4 апреля 1932 года в семье Тарковских появился мальчик.
Дворянская родословная режиссера включала две линии – материнскую и отцовскую. Андрей не раз вспоминал свою бабушку, Веру Дубасову, генеральскую дочку. После отставки ее родитель часто посещал императорский двор.
Предками отца кинорежиссера, поэта и переводчика Арсения Тарковского, тоже были дворяне. Он встретил Марию Вишнякову, когда поступил на Высшие литературные курсы, организованные Всероссийским союзом поэтов. В 1928 году состоялась их свадьба. Позже семья пополнилась двумя детьми – сыном Андреем и дочерью Мариной.
В 1935 году родители Тарковского развелись. У Арсения Александровича появилась другая женщина, но он остался в дружеских отношениях со своей первой женой, переехал жить на соседнюю улицу и регулярно встречался с детьми.
Детство
В начальной школе будущий режиссер был хорошистом. Благодаря маме мальчик читал и писал еще до того, как стал первоклассником. После начала Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми поселилась в Юрьевце, где устроилась в местную начальную школу на должность художественного руководителя. Она занималась подготовкой и проведением концертов. Позже Андрей Арсеньевич говорил, что именно мать повлияла на выбор его будущей профессии.
В 1943 году семья снова жила в Москве. Школьным приятелем Тарковского стал будущий известный поэт Андрей Вознесенский, который впоследствии называл Андрея «интеллигентным мальчиком». Ребенок изучал живопись в художественном кружке и ходил в музыкальную школу, где освоил игру на фортепиано.
Юность
У старшеклассника Андрея была мечта после школы учиться в театральном училище, но артист из него не вышел. Арсению Александровичу удалось отговорить сына, который в итоге успешно сдал вступительные экзамены в Московский институт востоковедения, где учился на арабском отделении.
Молодой Тарковский часто появлялся на «Бродвее» - улице Горького (нынешней Тверской), где собирались московские стиляги. В это время он уже хотел стать режиссером. В 1952 году Андрея выгнали из Института востоковедения, так как он пропускал занятия и плохо учился.
По протекции мамы Тарковский стал работать в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте цветных и благородных металлов и уехал с экспедицией в Красноярский край. Позже режиссер утверждал, что об этом периоде у него остались лучшие воспоминания. В Сибири двадцатилетний парень окончательно решил, что будет режиссером.
Фильмы Тарковского
В 1954 году будущий классик отечественного и мирового кино поступил во ВГИК, где учился в мастерской Михаила Ромма с Василием Шукшиным и другими талантливыми молодыми людьми. Тарковский снял курсовую работу – фильм «Сегодня увольнения не будет», героями которого были экскаваторщики из Курска, где они нашли несколько немецких снарядов.
В это же время новым приятелем начинающего режиссера стал первокурсник Андрей Кончаловский, с которым его тезка работал над сценарием «Катка и скрипки». В нем рассказывалось о маленьком музыканте, который подружился с водителем катка. «Мосфильм» пригласил Тарковского снять фильм по его студенческому сценарию. В итоге у молодого режиссера вышел «изысканный этюд», который стал дипломной работой Андрея и обладателем первого приза нью-йоркского фестиваля студенческого кино.
Тарковский окончил ВГИК и получил приглашение от «Мосфильма», в штат которого он был зачислен. В начале 60-х годов заявка молодого режиссера, который хотел снять фильм, посвященный иконописцу Андрею Рублеву, попала в дирекцию студии. Сценарий исторической драмы ему снова помогал писать Андрей Кончаловский. В фильм планировали включить новеллы, в которых показана средневековая Русь. Заявка была одобрена руководством «Мосфильма», но подготовительные работы шли в течение трех лет.
В 1962 году кинорежиссер начал съемки «Иванова детства». Главным героем военного фильма стал ненавидящий фашистов мальчик-сирота. Это картина о внутреннем мире ребенка, противопоставление детства и войны.
В драматической ленте чередуются сны главного героя и реальность. Фашисты убили его маму, которая является Ивану во сне. Только в своих сновидениях он может быть счастливым. На Венецианском кинофестивале «Иваново детство» отметили «Золотым львом».
В 1964 году режиссер начал съемки «Андрея Рублева». В фильме он хотел показать, как страдает истинный художник, какие внутренние противоречия его мучают. В исторической драме Тарковский поднял проблемы, актуальные и в современном мире.
В конце 60-х годов по воле случая права на показ «Андрея Рублева» за рубежом приобрел французский кинопрокатчик Алекс Москович. Благодаря ему картина попала на Каннский кинофестиваль, где было отмечена призом ФИПРЕССИ. Только через два года укороченная на полчаса историческая драма вышла в СССР.
Полная версия фильма была сохранена благодаря конспирации монтажера Людмилы Фейгиновой, которая спрятала пленку в кладовых киностудии «Мосфильм». Премьера авторской версии «Андрея Рублева» состоялась в 1988 году.
В начале 70-х годов режиссер задумал экранизацию «Соляриса». Эту повесть сочинил польский писатель Станислав Лем. В фильме рассказана философско-фантастическая история, действие которой разворачивается на таинственной планете. Космонавту Крису придется столкнуться с Океаном-мозгом, влияющим на сознание астронавтов. Их память рождает образы из воспоминаний, которые воплощаются наяву. Главной темой этой притчи стала человеческая мораль. Жюри Каннского кинофестиваля вручило Тарковскому Гран-при. Также «Солярис» был отмечен призом ФИПРЕССИ.
В 1974 году Андрей Арсеньевич снял автобиографический фильм «Зеркало» о непростых отношениях с отцом и матерью. В павильоне киностудии «Мосфильм» построили декорацию дома и двора в городе Юрьевец, где во время войны Тарковский жил с матерью и сестрой. Отец режиссера предоставил сыну свои стихотворения для закадрового текста.
В конце 70-х Андрей Арсеньевич начал работу над «Сталкером». Главные герои попадают в запретную Зону. Они идут к комнате, в которой исполняются желания. Компания путешественников состоит из профессора, писателя и их проводника Сталкера. Дойдя до комнаты, они так в нее и не вошли. Во время проведения Каннского кинофестиваля экуменическое жюри наградило Тарковского своим призом.
В 1982 году советское руководство разрешило Андрею Арсеньевичу снять в Италии «Ностальгию». В фильме рассказывается о писателе, работающем над биографией крепостного музыканта. Съемки картины были завершены в 1983 году. После окончания командировки Тарковский решил остаться в Европе.
В середине 80-х Андрей Арсеньевич начал работу над «Жертвоприношением». Эта философская драма стала его последней картиной. В ней идет речь о журналисте, который жертвует всем для прекращения ядерной войны на Земле.
Личная жизнь
Первый раз Андрей женился на сокурснице по ВГИКу Ирме Рауш. Семейное древо Тарковских выпустило еще одну ветвь. Сына родители назвали Арсением.
В середине 60-х во время съемок «Андрея Рублева» в жизни Тарковского появилась другая женщина, ассистент кинорежиссера Лариса Кизилова. Через пять лет Андрей Арсеньевич развелся со своей первой супругой и взял в жены новую возлюбленную, которая родила ему сына Андрея.
В Европе Тарковский тяжело заболел. Он умер за несколько дней до наступления 1987 года. Местом его отпевания стала парижская православная церковь Александра Невского. Могила классика отечественного и мирового кино находится на территории русского кладбища в пригороде французской столицы Сен-Женевьев де Буа. Здесь похоронены многие русские эмигранты.
Влияние творчества Тарковского на российских и зарубежных кинематографистов
Большинство известных режиссеров мира хорошо или даже с восхищением отзываются о творчестве Тарковского. Кристофер Нолан взял цитаты из «Соляриса» для своего «Интерстеллара», а Стивен Соденберг сделал собственное авторское «прочтение» «Соляриса».
Тарковский – любимый режиссер Ларса фон Триера, дебютировавшего фильмом «Элемент преступления», в котором есть цитаты из «Зеркала» и «Соляриса», а действие картины разворачивается во вселенной фантастической ленты «Сталкер». В «Антихристе» Триера тоже много цитат из творчества классика.
Фильм «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту содержит цитаты из «Ностальгии», «Иванова детства» и «Зеркала». Также незримо здесь присутствуют «Андрей Рублев» и «Сталкер». Иньярриту главный популяризатор фильмов Тарковского в Америке.
Аскетичная черно-белая блокадная драма об одиночестве «Соло» Константина Лопушанского была по достоинству оценена Тарковским, который пригласил молодого режиссера поработать в качестве ассистента на съемках «Сталкера». В «Письмах мертвого человека» Лопушанского показан апокалипсис после ядерной войны.
Тарковский дружил с Александром Сокуровым, которому он помог попасть в штат «Ленфильма». Однажды Андрей Арсеньевич сказал молодому режиссеру, что он – гений. Сегодня в интернете можно найти «Московскую элегию» - документальный цифровой памятник Тарковскому, созданный Сокуровым.
В «Изгнании» Андрея Звягинцева половина фильма – цитаты из картин Мастера.
На ТВ о великом кинематографисте часто выходят передачи. Сохранение памяти об отце – главная задача сына режиссера, Андрея Тарковского-младшего, который посвятил родителю свою документальную ленту. Генеалогическое древо дворянского рода Тарковских продолжает расти. Хотите увековечить память собственных предков? Заходите на сайт Код Памяти и создавайте там страницы своих ушедших родственников.