Найти тему

Богатство на бедности: как появилась сеть дискаунтеров “Светофор”

Реальные доходы российского населения, к сожалению, продолжают падать. Семья из Красноярска поняла, что на бедности можно зарабатывать.

Валентина Шнайдер и два ее сына - Андрей и Сергей - создали сеть магазинов низких цен “Светофор”. Мало кто знает, но у “Светофора” есть и иностранный бренд под названием Mere.

Mere работает в трех десятках стран Европы - Сербии, Румынии, Латвии и других. До конца этого года планируется открытие 5 точек в Словакии.

Намеченная экспансия в Европу не состоялась из-за конфликта на Украине. Шнайдеры попали в санкционные списки и были вынуждены свернуть бизнес в Бельгии и Великобритании.

Однако магазины Mere продолжают работать в Узбекистане, Белоруссии, Казахстане и КНР.

Что было до “Светофора” и как он появился

История появления дискаунтеров берет свое начало в 2009 году в Красноярске. На тот момент Шнайдеры владели сетью магазинов пива “Напильник”, которая в 2015-м обанкротилась.

Взяться за идею сети магазинов низких цен бизнес-семью вдохновил успех американской сети Walmart. Идея оказалась успешной, и за последующие пару лет в Красноярске и Сибири появилось еще 20 “Светофоров”.

Обороты компании уже тогда достигали десятков миллиардов рублей, а в 2013 году предприниматели начали расширяться в масштабах всей страны.

В 2013-м “Светофоры” появились в Москве и Московской области, начали открываться магазины и за рубежом.

Сегодня сеть “Светофор” в пятерке лидеров по обороту и количеству торговых точек и на первом месте по географии присутствия в стране - магазины открыты в 76 российских регионах.

Суть бизнес-модели

Сеть “Светофор” работает по принципу жестких дискаунтеров. Это означает низкие цены в сочетании с самообслуживанием и максимальным урезанием расходов на ведение бизнеса.

Торговый зал такого магазина представляет собой складское помещение с самообслуживанием. Товары выставлены на грузовых паллетах. Сами магазины находятся в промышленных зонах. Число персонала также минимальное. Один сотрудник выполняет задачи нескольких - грузчика, приемщика товара, а иногда и продавца.

Еще один предмет экономии - логистика. Договоры заключаются напрямую с поставщиками. Выгода для поставщиков в продаже большего объема товара из-за более скудного ассортимента по сравнению с другими сетями.

Расходы на хранение товара, освещение зала, пиар, общение с журналистами также сведены к минимуму. Все это позволяет предлагать покупателю товары в среднем на 10-20% дешевле, чем в других торговых точках.

Управление сетью, несмотря на ее масштаб, происходит из Красноярска.

Обратная сторона дешевизны

В нашей стране расцвет магазинов низких цен происходил на фоне обнищания граждан. Шнайдеры успешно встроились в тренд.

Тотальная экономия означает и низкое качество. “Светофор” продает товары в основном малоизвестных марок. Чтобы не работать в минус, закупать продукцию нужно по ценам на 20-30% ниже, чем у других сетей. Это, само собой, сказывается на качестве. Сеть нередко закупает товары, у которых заканчивается срок годности.

Закрытость Шнайдеров

Основатели бизнес-империи избегают появляться на публике и не дают интервью. Об их жизни и даже внешности известно мало. С контрагентами бизнесмены также не общаются.

Во внутренней структуре их бизнеса также много таинственности: у “Светофора” сотни ООО в разных регионах. Магазинами в пределах одного региона руководит отдельный человек. Общими владельцами бизнеса при этом остаются Шнайдеры.

Шнайдер-старшая в операционной работе участия не принимает, делегируя это сыновьям.

Журналисты Forbes выяснили, что на имя бизнес-леди зарегистрировано полсотни юрлиц, связанных с ритейлом. Состояние Валентины Шнайдер оценивается изданием в $650 млн. В 2021 году предпринимательница оказалась в числе 25 самых богатых женщин РФ.

У “Светофора” сейчас около 2200 торговых точек, а выручка на конец 2020 года достигла 220 млрд руб. Текущие экономические условия создают сети еще больше потенциала для роста.