Мыслитель, повлиявший на современную мысль и образ поведения, воплотивший в своих произведениях «дух времени» и стоявший у истоков такого противоречивого явления как постмодерн, - таким был выдающийся и скандальный французский философ Мишель Фуко.
Испытав влияние в начале своего жизненного пути идей коммунизма, троцкизма и маоизма, увлекшись в молодости учениями Фрейда, Ницше и структурализма, он сумел создать собственный неповторимый стиль философского изложения и поведения, а его лекции в престижных заведениях мира собирали огромные аудитории студентов и посторонних слушателей.
Сформировав вокруг своего имени ореол возмутителя общественного спокойствия и борца с традиционными ценностями, он стал предвестником нынешнего мультикультурализма и неограниченной личной свободы индивида, приведших к неоднозначным результатам у европейских соседей.
Ранняя жизнь Мишель Фуко
Будущий философ родился в 1926 году в семье потомственных врачей. Отец, Поль Фуко, работал хирургом в Пуатье и преподавал анатомию в Школе медицины. В свою очередь, его отец был хирургом из Фонтенбло. Мать Мишеля Фуко, Анна Малапер, была дочерью хирурга из Пуатье, профессора Школы медицины.
В семье было трое детей, Поль (такое было имя философа при рождении) родился последним в семье.
- Воспитание Поля-Мишеля Фуко было пуританским, а родители руководствовались девизом предков с материнской стороны: «главное — уметь владеть собой».
- Поля-Мишеля Фуко отдали учиться в престижный лицей Генриха IV, руководимый орденом иезуитов. Способный к учебе и восхищавший своим недюжинным умом соучеников, в третьем классе Мишель Фуко испытал неожиданный внутренний кризис, выразившийся в получении за успеваемость плохих отметок и в едкой критике в свой адрес от учителя французского языка. Последний проповедовал республиканские взгляды и с презрением относился к отпрыскам богатых родителей.
- Родители были вынуждены перевести Мишеля в Коллеж Святого Станислава, считавшийся более простым по сравнению с предыдущим местом обучения.
Вскоре родной город Поля-Мишеля Фуко оказался оккупированным немецкими войсками.
- Юный возраст спас будущего известного мыслителя от отправки в трудовой лагерь Германии. Он успешно закончил лицей, оказавшись позади лучшего ученика и друга – Пьера Ривьера. По иронии судьбы, такое же имя было у знаменитого нормандского убийцы XIX века, которому Фуко спустя несколько десятков лет посвятил труд «Я, Пьер Ривьер, зарезавший мать, сестру и брата».
В июне 1943 года Поль-Мишель Фуко успешно сдал экзамены на степень бакалавра. Отец стал настаивать на получении сыном врачебного образования, но Фуко захотел обучаться истории. В защиту мальчику выступила мать, и отец вынужден был отступить, тем более что стезю врача вскоре выбрал его брат Дени. Позже Фуко навсегда избавится от родового имени Поль, так и не простив отца за суровое воспитание.
Фуко стремился поступить в один из лучших парижских университетов - Эколь Нормаль (Высшая нормальная школа), для чего кандидату два года требуется обучаться в подготовительном классе.
- Весь год Фуко усиленно готовился к экзаменам, хотя военное время вносило свои коррективы. От бомбежек англичан ученики прятались в бомбоубежищах. Нередко бесследно пропадали родители одного из лицеистов. После высадки союзников в Нормандии занятия и вовсе прекратились.
Эти события не помешали четырнадцати кандидатам Академии Пуатье вовремя прийти к дверям юридического факультета, располагавшемся в особняке Фюме, и сдать письменные экзамены. Из Пуатье могли поступить только двое человек, и Мишель Фуко не оказался среди этих счастливчиков. Он был очень расстроен, но не опустил руки. В 1945 году Мишель Фуко принял решение переехать в Париж, чтобы повторно поступить в Эколь Нормаль.
Обучение в Эколь Нормаль
Поль-Мишель Фуко решает поступать в Эколь Нормаль через знаменитый парижский лицей Генриха IV.
- Родители позаботились о сыне, сняв ему комнату в доме директрисы школы с бульвара Распай. Мальчик вел замкнутый образ жизни и сторонился сверстников.
- Судьба на этот раз была более благосклонна к Фуко, сведя его со знаменитым преподавателем по философии Жаном Ипполитом, открывшего Франции через перевод «Феноменологии духа» имя Фридриха Гегеля. Именно Ипполит заронил в ученике любовь к философии. Через много лет Фуко станет преемником «мэтра Иппала» (как его называл Фуко) в Коллеж де Франс.
Последовательно поднявшись в рейтинге лучших учеников лицея по всем предметам, Фуко сначала быстро сдал письменные экзамены, а затем – перед комиссией во главе с прославленным философом и лектором Жоржем Кангийемом – устный.
В результате Фуко стал четвертым среди лучших выпускников и прошел, после значительных душевных и физических усилий, в Эколь Нормаль.
- Неимоверное напряжение, затраченное в конкурсной борьбе за место в университете на улице Ульм, сказалось в первый год обучения. Однажды преподаватель обнаружил студента Фуко лежащим полуобнаженным на полу в учебном классе с разодранной от бритвы грудью. Другим однокашникам он запомнился тем, что бежал за своим товарищем, держа в руках нож.
Отец Фуко был вынужден на время поместить сына в больницу Святой Анны при Эколь Нормаль, где Поль-Мишель впервые знакомится с психиатрией. Позже он станет неотделим от данной области медицины, особенно после издания книги «История безумия в классическую эпоху».
В университете у Фуко стала наблюдаться страсть делать выписки на карточках из прочитанных книг, которые затем хранились в коробках и ящичках. В круг его увлечений вошли Фрейд, Хайдеггер и любимый Ницше.
Для подготовки к агреже (обладание данной ученой степенью позволяет преподавать на естественно-научных и гуманитарных факультетах высшей школы Франции) Фуко познакомился в Эколь Нормаль со старшим товарищем, странным и мрачным с виду Луи Альтюссером. Он был назначен репетитором по философии для кандидатов на звание агреже. Во время войны Альтюссер, будучи студентом Эколь Нормаль, мобилизован и попал в плен, проведя пять лет в концентрационном лагере. После своего освобождения Альтюссер восстановился в Эколь Нормаль и стал агреже. Под влиянием этого несломленного коммуниста, прерывающего преподавание в университете длительными периодами затворничества, обусловленного психологической травмой, Фуко решает стать членом компартии. На одном своем семинаре дерзкий молодой преподаватель Эколь Нормаль цитирует Сталина про спившегося нищего сапожника, когда доказывает, что психические патологии возникают из-за невыносимых социальных условий. Позже он несколько раз меняет свои политические убеждения, пройдя путь от троцкиста до «либертарианца», но уважение к Альтюссеру он сохранит до конца дней.
Фуко на севере Европы
После кратковременного преподавания в Эколь Нормаль Фуко был назначен ассистентом на кафедре психологии Лилльского университета. Здесь он, получив полную свободу действий, соединяет Фрейда с Марксом и Ницше. В это же время он знакомится с неизвестным тогда молодым преподавателем из лицея Амьена, а впоследствии – одним из крупнейших мыслителей Франции Жилем Делезом и композитором-авангардистом Пьером Булезом. Под сильным воздействием музыки Фуко окончательно избавился от увлечения марксизмом и модного в то время философского учения – феноменализма.
В 1955 году Фуко отправляют распространять французскую культуру и язык в Швецию, в средневековый город Упсалу. В местном университете уже преподавал другой великий француз – лингвист и мифолог, создатель трифункциональной гипотезы об устройстве архаического индоевропейского общества Жорж Дюмезиль.
- Мишеля Фуко испугал пуританизм и гнетущая бесцветная среда северного города. Вместе с собственным секретарем и его подругой он гонялся на бежевом «ягуаре» по узким улицам Упсалы или напивался в лучших муниципальных ресторанах. На его лекциях, которые Фуко читал на французском языке, собирались толпы студентов, привлеченные в первый учебный год курсом «Концепция любви во французской литературе от маркиза де Сада до Жана Жене».
В следующие два года темой выступлений Фуко перед учебной аудиторией должны были стать французский театр и литература «от Шатобриана до Бернаноса». Последний курс не состоялся, так как Фуко неожиданно для всех принял решение уехать в Варшаву.
- Именно в Упсале Фуко задумал будущую знаменитую работу «Историю безумия в классическую эпоху», анализируя на лекциях помешательство Орфея в «Андромахе» Жана Расина. Эта работа станет темой его научной диссертации.
Фуко-путешественник
Фуко через Центр французской культуры направился покорять страну из Восточного блока. Он получил хвалебные отклики от польских коллег и французского посла в Варшаве Этьена Бурена де Розье. Но неожиданно на его пути встретился красивый юноша, сумевший втереться в доверие к Фуко и скомпрометировать его. Он оказался агентом польской разведки. Позже Фуко признавался, что путешествие по Восточной Европе вызвали у него:
«определенную горечь, определенный созерцательный скептицизм, я этого не скрываю».
Фуко вынужден покинуть Польшу и переехать в Гамбург, а затем он получил место преподавателя-лектора в Клермон-Ферран на юге Франции.
Недолго поработав во Франции, в 1967 году Фуко через старого знакомого Этьена Бурена де Розье, ставшего послом в Риме, отправляется работать атташе по культуре в Тунисе, а заодно – получает должность преподавателя на отделении философии местного университета, заменив на этом месте заболевшего друга – Жана Валя.
Декан Жерар Деледаль отвез нового, но уже известного преподавателя, автора цитируемых всеми книг «История безумия» и «Слова и вещи», в сказочный Сиди-Бу-Саид. Фуко поселился рядом с бухтой, откуда открывался прекрасный вид на море. Его двор был окружен жасмином и апельсиновым деревом. В компании с приятелем Даниэлем Дефером он загорал на пляжах и курил доступный гашиш. Отсюда Фуко каждый день на кабриолете «Пежо-204» уезжал в столицу Тунис, чтобы читать студентам лекции о любимом Ницше, Декарте и Гуссерле.
Проходя близ центральной крепости города – Касбы и пересекая Медину, Фуко невольно повторял маршрут другого великого современника - писателя Эрнста Юнгера, который отразил свои впечатления от посещения Туниса в романе-антиутопии «Эвмесвиль». Касба для Юнгера стала оплотом тирании.
- Вскоре после Шестидневной войны 1967 года Тунис захлестнули пропалестинские выступления, закончившиеся погромами и стычкой с полицией.
- Фуко укрывал у себя в доме многих «отличившихся» студентов, он хотел выступить свидетелем на судебном процессе в защиту Ахмеда Бен Османа. Однако местные власти ему не дали слова, а задержанные студенты получили большие тюремные сроки.
- После этого наступил 1968 год, когда Фуко решил сфокусироваться на борьбе против репрессивной системы власти, прекратив свою созерцательную деятельность.
Он покидает солнечный Тунис и возвращается во Францию, надеясь занять место в Коллеж де Франс.
Фуко в 1968 году
Майские события во Франции начались со студенческих протестов в Сорбонне против реформы образования и роста безработицы, спровоцированной неумелыми, по мнению протестующих, мерами правительства генерала Шарля де Голля.
- Фуко поддержал воинственный пыл молодежи. Вместе со старшим коллегой Жан-Поль Сартром он посещает все митинги, участвует в боях с полицией, забрасывая ее ряды булыжниками и бутылками, получая в лицо новые порции слезоточивого газа.
- Несколько раз его задерживали, а его блестящий в то время череп, «сияющий как острие копья», перемещался в толпе протестующих, не раз воодушевляя приунывших борцов с действующим режимом.
- Президент де Голль, озадаченный, но не сломленный руководитель страны, вскоре переиграл недовольные массы, распустив парламент и назначив новые выборы. Правительство объявило вне закона радикальные толпы студентов. На улицы Парижа в защиту де Голля вышли его многочисленные сторонники, и студенты остались один на один с блюстителями порядка.
- В это время друзья Фуко пригласили его возглавить факультет философии в Венсенне, близ Парижа. Этот экспериментальный университет вскоре стал «рассадником» левых радикальных учений, включая сторонников анархистов, троцкистов и маоистов. Студенты заменяли учебу участием в бесконечных политических акциях. Здесь отсутствовала привычная система оценок, а вместо экзаменов студенты просовывали в закрытые двери преподавательских аудиторий свои фамилии для внесения в список прошедших на следующий год обучения.
Коллеж де Франс и смерть Фуко
Отработав в Венсенне два года, Фуко неожиданно для всех уходит работать в Коллеж де Франс. В 1970 году он здесь назначается профессором, заведующим кафедрой истории систем мысли. В споре за это место он обошел своего вечного соперника Поля Рикёра.
- В Коллеж де Франс он работал до конца жизни, прерываясь только на краткие поездки в США, Канаду и Бразилию. В одном из самых престижных заведений Франции он будет читать свои знаменитые лекции, в которых Фуко намечал плодотворные идеи по генеалогии взаимоотношений знания и власти, затем отраженные в его самом доступном по изложению труде «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».
- В 1984 году Фуко стал жаловаться на ухудшение самочувствия, называя недомогание «мерзким гриппом». Он продолжал работать в перерывах между приступами, подготавливая к изданию «Использование удовольствий», «Забота о себе» и «Признание плоти». Последняя работа вышла в свет вопреки его воли, так как не была закончена автором, но издательство «Галлимар» выпустила этот труд при издании полного собрания сочинений Фуко.
- 2 июня Мишеля Фуко в тяжелом состоянии доставили из собственной квартиры в больницу Сальпетриер, подробно описанную им в «Истории безумия в классическую эпоху». 25 июня его не стало. Официальный диагноз – малоизвестная на тот момент болезнь под названием СПИД.
«История безумия в классическую эпоху»
Работу над диссертацией «История безумия в классическую эпоху» Мишель Фуко успел завершить перед началом бурных событий 1968 года. Этот труд определил на многие годы своеобразный стиль Фуко, провокационный и одновременно насыщенный множеством ссылок на редкие первоисточники.
- Фуко утверждал, что имевший место в средние века диалог между сумасшедшим и здравым человеком был окончательно прерван к концу XVIII века, с началом изобретения современной психиатрической системы Пинелем, Брейлером и Тьюком. Сумасшедший, сначала изолированный в лечебницах, а затем помещенный под опеку внимательного врача и филантропа, был лишен своего языка выражения, а из возникшего монолога врача, не слышавшего больного, возникла современная психиатрия.
- Еще в средние века и эпоху Ренессанса традиция разделила безумных на две части. Для одной из них было характерно изображать безумие в инфернальных оттенках, отождествлять с силами зла и тьмы. Данный мрачный мир отразился на картинах Брейгеля и Босха. В другой части традиции с безумием велся опосредованный разговор с позиции авторитета науки для критики современных нравов и идиллических упований человечества. Примером может служить «Похвала глупости» Эразма Роттердамского или пародийная поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта (1494 год). Из данного ответвления гуманистической мысли выросла медицинская наука, а от первого, «страшного» направления появилась живопись Гойи, Ван Гога, «театр жестокости» Арто и философия Ницше.
- Веками позже безумие становится отторгнутым обществом, с подачи Декарта объявившего войну сумасшествию перед лицом носителя истины – человеческого разума.
- Это же безумие теперь насильно заточается в исправительные дома, вместе с другими изгоями: безработными, нищими и венерическими больными. Отсюда у безумного из-за своего греховного положения возникает чувство вины, которое врач заново переоткрывает больному уже в наши дни.
- Благодаря изобретению изоляции, безумный отделяется от остальных асоциальных элементов общества, освобождается от тяжелых тюремных оков и невыносимых условий заключения.
- Но вместо мнимого освобождения он теперь помещается в пространство правосудия, где больного судят, приговаривают к наказанию, а залогом освобождения считается его полное раскаяние.
Фуко одним из первых обратил внимание на отвергнутых и забытых обществом по причине своего медицинского диагноза маргиналов.
Фуко против психиатрических учреждений
Мишель Фуко доказывал, что причина душевного заболевания заключается не в природе человека, а в «культурной надстройке» (говоря словами марксизма), базирующейся на медико-психиатрических практиках. Путь безумия начинался со средневекового больного, одержимого злыми демонами, проходил через насильственное заключение заболевших в тюрьмы вместе с опасными преступниками и неразумными и завершался в XIX веке полным признанием личности конкретного больного и необходимости рационального и гуманного уходом за ним. У безумного появляется собственный голос, но лишь затем, чтобы врач мог его по-своему услышать и классифицировать согласно критериям научной мысли своего времени.
- Фуко смело можно отнести к таким классикам «антипсихиатрии», как Томас Сас или Эрвин Гоффман.
Яркая и противоречивая жизнь Мишеля Фуко заставляет оценивать его достоинства и недостатки с позиции неординарной личности XX века, чьи научные находки и неожиданные идеи вдохновляют современных противников возрастания роли властных отношений (включая психиатрическую власть) в повседневной жизни человека.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!