Найти тему
Вечерняя Казань

Смертельные сиделки: как уберечь пенсионеров и инвалидов от опасного персонала?

От жестокого убийства 87-летней пенсионерки сиделкой, нанятой через интернет, встает ком в горле. Жительница Казани, находящаяся под наркотически опьянением, забила старушку ножом. После таких случаев очень сложно решиться на найм людей, которые должны ухаживать за твоими близкими. А ведь для кого-то это серьезная жизненная необходимость. Где выбирать сиделку? Как ее проверить и как не стать жертвой мошенников и даже убийц? Об этом рассуждаем с экспертами.

В казанских телеграмм-каналах появилось ужасное сообщение о том, что сиделка-наркоманка забила ножом престарелую женщину и оставила лежать на полу в одном белье. И подобных случаев по стране наберется достаточно. До убийства, конечно, доходит редко, но воровство среди сиделок или горничных — это обычное дело, не говоря уже о грубости и пренебрежительном отношении к беспомощным старикам или инвалидам.

Сложность поиска качественного домашнего персонала действительно существует. В первую очередь это касается сиделок, которым работодатели буквально вверяют жизнь своих близких. Понятно, что родственники беспокоятся о порядочности людей, входящих в их дом.

ТРЕТЬ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ НЕ МОЖЕТ СЕБЯ ОБСЛУЖИВАТЬ

По данным ростата на 2022 г, в нашей стране проживают 23 млн пожилых людей — это 16% населения. Треть из них признают, что им трудно себя обслуживать. Многие из тех, кому за 80 лет, страдают к тому же ослаблением интеллекта и памяти. Родственники часто вынуждены обращаться к посторонним людям за помощью для ухода за их родными.

Рынок по найму сиделок весьма неоднороден: их можно найти через организации социального обслуживания населения министерства труда и занятости, частные кадровые агентства и, конечно, в интернете (к примеру, только сайт Авито.ру выдает около 145 объявлений по запросу сиделка в Казани).

Проблема некачественного персонала существовала всегда. Частный сегмент проконтролировать практически невозможно: совершенно разные люди пишут объявления на сайтах, считая подобный труд не требующим каких-то специальных навыков, а значит - доступным каждому желающему. Кадровых агентств сейчас также большое количество. Они имеют более высокую степень ответственности, так как устанавливают критерии отбора для кандидатов, однако, как показывает практика, и это не уберегает от неприятных инцидентов (хотя, возможно, и позволяет избежать серьезных трагедий).

БЫТОВОЕ ВОРОВСТВО, ПОЛОМКА ВЕЩЕЙ, ГРУБОЕ ОТНОШЕНИЕ

Наиболее частыми проблемами, с которыми сталкиваются люди при найме сиделки, бытовое воровство, поломка вещей, грубое отношение с подопечными, а иногда и побои. Бывает, сиделками оказываются люди, вышедшие из тюрем, сами попавшие в трудное жизненное положение. При этом главными критериями при выборе сиделки все же остаются не столько внешние признаки, сколько внутренние черты характера  — порядочность или ее отсутствие, доброжелательность, конфликтность и так далее. Бывает так, что сиделка в процессе ухода за пожилыми людьми в какой-то момент начинает проявлять совершенно неожиданные даже для самих себя грани личности: раздражительность, несдержанность, жестокость. Потому контроль и обратная связь в таком деле безусловно необходимы на протяжении всего времени работы. Через кадровые агентства или социальную защиту проконтролировать сиделку проще.

На данный момент самым надежным способом выбрать качественную сиделку, по мнению тех, кто с этим сталкивался, по-прежнему остается сарафанное радио в виде рекомендаций знакомых. Некоторые находят выход в установке видеокамер в квартире, однако это могут позволить себе далеко не все.

Различные независимые информационно-аналитические порталы (например, person-agency.ru) публикуют рейтинги агентств, где можно увидеть оценку качества работы потенциального кандидата и отзывы на него. Но здесь есть подводные камни: отзывы могут писать с фейковых аккаунтов, а за личиной так называемых «агентств» по подбору персонала могут скрываться обычные частники.

Мы лично обзвонили несколько кадровых агентств, чтобы узнать, по каким критериям они отбирают людей. Надо сказать, на диалог представители подобных организаций мягко говоря не настроены. Некоторые откровенно грубят, когда речь заходит о том, как именно они нанимают персонал, кто-то просто бросает трубку.

Корреспондент «Вечерней Казани» поговорил с руководителем кадрового агентства «Солита Плюс» Лилией Ибрагимовой. Ее компания на рынке около 20 лет, она предоставляет услуги не только сиделок, но и другого домашнего персонала. По словам Лилии, клиенты к ним приходят в большей степени по рекомендациям, в том числе и после неудачных попыток найти сиделку самостоятельно.

- Подбирать сиделку через агентство, на мой взгляд, действительно более безопасно, все-таки мы проводим первичный отбор работников, смотрим их документы, трудовую книжку, проводим интервью. Обязательно собираем анализы и флюорографию. Параллельно формируем по отзывам клиентов черный список недобросовестных работников, иногда потом мы видим этих людей в частных объявлениях. Безусловно, от риска нанять недобросовестного работника не застрахован никто, в том числе и агентства, но у себя мы действительно сводим этот риск к минимуму, — говорит Ибрагимова.

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?

Лилия часто сама проводит собеседования и тестирование людей, которые приходят устраиваться на работу домашним персоналом. По ее словам, из 10 человек часто только двум-трем в итоге предлагают работу. На первичном собеседовании приходится присматриваться ко всему: поведению, внешнему виду и даже запаху. В беседе также важно выявить скрытые признаки агрессии, которая может проявиться в виде раздражения и грубости.

Часто те, кто хочет работать домашним персоналом, имеют очень отдаленное представление о том, что это вообще такое. Неопытные люди считают, что это ничуть не сложнее, чем убираться в собственной квартире. Поэтому для потенциальных сотрудников даже проводят обучение.

На вопрос о том, как у них в агентстве контролируют работу сотрудников, Лилия ответила, что основные обязанности они обговаривают при клиенте — это уже дает понимание о том, что можно требовать с работника и в каких рамках. Также агентство внимательно следит за отзывами заказчиков на конкретного сотрудника. Иногда сиделок приходится заменять. В этом случае трудоустройство через агентство защищает интересы также самих работников.

Ибрагимова уверена, что при найме персонала нужно обращать внимание на такие качества, как порядочность, профессиональные навыки и, конечно, опыт. Часто на работу устраиваются люди, которые до этого длительно ухаживали за своими родными — и это всегда пригодится в работе. Однако нередко в сиделки идут те, кто считает, что «большого ума» в этой работе не нужно (а это верный индикатор того, что человек не подходит).

А вот на рейтинги агентств, которые выдают различные сайты, наша собеседница внимания не обращает и считает, что рекомендации людей являются более объективной оценкой качества работы.

ЧТО ПО ЦЕНАМ?

Практика показывает, что чуть ли не половина «частных лиц» в агрегаторах по поиску сотрудников - это на самом деле агентства. Ценообразование в таких компаниях естественно подразумевает комиссию компании: если средний ценник за час работы частника - примерно 90 рублей, то в агентстве эта сумма поднимается почти в два раза и начинается от 170 рублей в час. Большое значение имеет время суток обслуживания (дневное или ночное), тяжесть заболеваний человека, за которым приходиться ухаживать и другие факторы, от которых цена может меняться.

Сами частники при этом очень придирчивый к работодателю: кого-то может не устроить ваш район проживания, кого-то количество работы. В таких случаях нужно быть готовыми искать новых сиделок. Цена возрастает от наличия у работника медицинского образования или большого опыта работы.

ПОМОЩНИКОВ ПО УХОДУ В СОЦЗАЩИТЕ НЕ ХВАТАЕТ

Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ не смогло ответить нам, как ведомство предоставляет населению услуги сиделок, а также контролирует добросовестность социальных работников, которые должны ухаживать за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями. Зато нам удалось пообщаться с Аминой Ибнеевой, инвалидом первой группы: она рассказала, как получает помощь через структуру социальной защиты.

При каждом центре социального обслуживания населения есть отделение обслуживания на дому, там людям предоставляются как бесплатные, так и платные услуги по уходу. Встав на учет в соцзащиту, вы можете запросить помощника по уходу. В этом случае к заявителю выезжает специалист, который проводит комплексную оценку. Оценивают все: наличие родственников, состояние здоровья, социальное положение, отношение с соседями (к примеру, сможет ли кто-то из соседей покупать продукты). После заявителю присваивают категорию и назначается помощник по уходу.

Второй год в Татарстане апробируется СДУ (система длительного ухода), в которой работают помощники соцзащиты. Система предусматривает фиксированный перечень бесплатных услуг для каждой категории нуждающихся в уходе людей.

- Так-то все хорошо, - говорит Амина Ибнеева. - Но есть перегибы: время отведенное на определенную услугу чересчур фиксированное. Например, на одевание памперса отведено 10 минут. Но как это можно точно рассчитать? Бывает, одеваешь памперс, а он лопается или сразу же в него пожилой человек ходит в туалет и нужно переодеть. То же самое с кормлением: кто-то жует медленно, у кого-то все проливается, а у тебя все расписано по минутам. Одно время помощники приносили даже планшеты, чтобы при оказании каждой услуги на кнопочку нажать, тем самым подтвердить, что услуга оказана. Это глупость большая, как можно по минутам расписать помощь? Сейчас планшеты приостановили, якобы меняют программу.

Также по словам нашей собеседницы, не совсем корректно разделены бесплатные и платные услуги. Например, переодеть памперс - бесплатно, а выкинуть мусор платно. Но куда пожилому или больному человеку деть грязный памперс, если он не может самостоятельно выйти на улицу?  Многие готовы даже платить помощникам по уходу, но их просто нет.

- Нехватка сиделок и помощников большая, возможно, оплата у них маленькая, нам они, конечно, не говорят, а работа ведь очень непростая, - считает Амина.

Время, которое помощник по уходу находится рядом с больным человеком, устанавливается согласно расписанию СДУ, но максимальное время все же не превышает четырех часов. Кому-то этого будет не хватать - тогда искать сиделку все равно придется дополнительно.

- От ситуации, когда может понадобиться уход, не застрахован никто, - считает председатель региональной общественной организации «Защита прав инвалидов» по РТ Юрий Никишин. - У нас в стране не развит институт сиделок. В мировой практике давно есть отчисления, которые идут именно на оплату тем, кто обеспечивает уход за незащищенными слоями населения. У нас же налогов много, а распределение никакое. Я сам отец ребенка-инвалида и у меня нет средств нанять сиделку, все время нахожусь с сыном сам. И таких очень много. Тема актуальна, но она пока никак не решается.

ВИЗИТЫ РАЗ В МЕСЯЦ И СИСТЕМА БАЛЛОВ

Контроль помощников по уходу соцзащита осуществляет систематически. Примерно раз в месяц могут прийти на дом, либо позвонить человеку, за кем осуществляется уход, и проверить по пунктам, как была проведена работа: был ли помощник в специальной форме, приходил ли вовремя. За это потом сотруднику начисляются баллы, исходя из которых формируется зарплата.

- Обычно за одним помощником закреплены три или четыре человека и на каждого отведено строго регламентированное время, - рассказывает Наталья, помощник по уходу. - Тяжело бывает уложиться по времени, когда добираешься от одного человека к другому, в остальном считаю, что баллы действительно отражают правильные требования. И спецодежда безусловно нужна, ведь к кому-то ты ходишь еду только готовить, а кого-то тебе мыть приходиться - понятно, что нужна разная одежда. Бывает, что помощников отзывают, например, когда поменялись какие-то обстоятельства. Например, к пожилому человеку переехали родственники. Работников действительно мало, рук не хватает. Бывает, приходят устраиваться на работу женщины, у них только про памперс спросят, они сразу отказываются.

Каждый столкнувшийся с необходимостью нанимать для своих близких сиделку наверняка рассматривает разные варианты. Кому-то достаточно помощника, навещающего подопечного раз в день, а кому-то уход нужен круглосуточный - и тогда к найму персонала нужно подходить более ответственно. В любом случае наиболее часто при найме сиделок используют поиск через знакомых. Еще один немаловажный критерий - цена. Помните, что дешевизна услуги всегда должна настораживать. Эта работа безусловно тяжелая. Поэтому если ее готовы оказывать за сумму ниже средней, значит, человек либо не представляет, какой объем работ его ждет, либо уже имеет такую репутацию, с которой его мало куда наймут.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц