Первое вторжение турок (тюрок-огузов под руководством Сельджукской династии) Византия пережила в 11-ом веке. После тяжелейшего поражения при Манцинкерте в 1071 году, остановить кочевников смогли только берега Эгейского моря. Но уже к концу века гигантский Сельджукский султанат распался на полузависимые султанаты различных ветвей правящей династии. А соседи сократили их владения до части Малой Азии.
Лишь через пару веков новая пассионарная волна и талантливый вождь одного из небольших турецких феодальных уделов (байликов) создали новое государство турок-османов в 1299 году, по имени основателя, Османа I Гази (1258—1326). Умелое управление, религиозная терпимость и временная слабость соседей позволили османам в середине 14-го века перешагнуть в Европу и покорить огромные территории на Балканах.
В 1453 году султан Мехмед II взял штурмом Константинополь, покончив с Византийским тысячелетием. После завоевания Константинополя султаном Мехмедом II Османское государство было преобразовано в империю (Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye). В 16-17-м веках Османская империя достигла пика своего могущества, владея территориями от Вены до Мекки, от Алжира до Басры. К концу жизни Сулеймана I население Османской империи насчитывало 15 000 000 человек.
Правление османской династии длилось 623 года, с 27 июля 1299 года по 1 ноября 1922 года, когда монархия была упразднена после поражения Османской империи в Первой мировой войне, подписания Лозаннского мирного договора и образования Турецкой республики. Управление такой огромной территории требовало соблюдения определенных имперских правил, благо Византия оставила после себя разветвленный и развитый госаппарат. Турки-османы только адаптировали его под требования Корана.
Вместе с тем султанская власть унаследовала и зависимость от династических споров, военных мятежей и различных кризисов в огромной, мультикультурной, многоязыкой и мультирелигиозной стране
Султанская власть стала результатом кровавой борьбы. В процессе наследования престола преобладали насилие и внутрисемейные конфликты, в которых различные сыновья умершего султана сражались до тех пор, пока в живых не остался только один и, таким образом, не унаследовал трон.
Это привело к тому, что реальная власть временами из рук султана уплывала на женскую половину (Женский султанат, 1550—1656) или к династии визирей (Эпоха Кёпрюлю, 1656—1703) типа японского сёгуната. Более - менее все устоялось на почти цивилизованном уровне к 17-му веку. Были приняты правила престолонаследия, а в семейных разборках стали иметь влияние элитные войска (корпус янычар).
Султану в таких условиях не выжить без надежной личной гвардии. Сулейман I Великолепный (1520-1566) первый создал элитный отряд по охране дворца и султана. Он получили название Бостанджи́, от турецкого bostan- сад, bostancı («садовник»), так как свои посты они размещали в садах, окружавших султанский дворец. Кроме непосредственно охраны бостанджи́ выполняли и другие поручения по работе султанского двора, в том числе и деликатные. Бостанджи́ также охраняли сераль и были гребцами на султанской галере (Тарихи Кадырга).
Это была османская лейб-гвардия. В XVII веке ее численность составляла 2000-2500 человек, позднее - до 3000, а в военное время до 12 000 человек. К началу 20 века бостанджи́ осталось около 600. Длительное время бостанджи́ сосуществовали с корпусом янычар, но янычары представляли собой полевую гвардию, а бостанджи́ - дворцовую и личную охрану. Кроме того бостанджи́ отвечали за быструю и качественную ликвидацию неугодных султану по его личному указанию.
Например, устранение провинившихся наложниц из гарема проходило по следующей схеме- начальник черных евнухов приводил несчастных к главному садовнику (бостанджи-баши), там их помещали в мешки, нагруженные камнями. Бостанджи-баши садился в небольшую шлюпку, а мешки с «грузом» клали в привязанную к ней веревкой лодку поменьше. Затем он греб к месту напротив мыса Сераль и, несколько раз дернув опытной рукой за веревку, топил лодку с женщинами. Бостанджи-баши сопровождал евнух, он и докладывал своему начальнику о выполнении приказа.
Набор в это подразделение производился только из семей с хорошей репутацией и с очень тщательным отбором. Случайных тут не было. Султана сопровождали 12 наиболее проверенных офицеров бостанджи.
Помимо этого они исполняли в столице полицейские функции, а часть, примерно 300-400 являлись особо доверенными придворными слугами.
Менее привилегированные подразделения бостанджи занимались нужными двору занятиями: заготавливали материалы для постройки дворцов и мечетей, перевозили грузы, трудились на султанских огородах (под Стамбулом, Эдирне и Гелиболу), тушили пожары. С полным подсобным хозяйством султанского двора. Посторонних к этому не допускали.
Начальник корпуса бостанджи назывался бостанджи-баши (bostancıbaşı). Бостанджи-баши, помимо руководства охраной Его Султанского Величества, являлся также главным надзирателем над султанским дворцом, портовым инспектором и начальником столичной полиции. Имел титул паши. Бостанджи-баши имели большое влияние при дворе, часто назначались Великими визирями.
При Селиме III (1789—1807) при проведении военной реформы были созданы войска европейского образца Низам-и Джедид, «новый порядок». Формально они были частью корпуса бостанджи как Бостани Тюфенкчиси (стрелки), но фактически были самостоятельной структурой. Их лагерь располагался в 15 километрах от Стамбула, в 1805 году численность составляла 22685 солдат и 1590 офицеров.
В 1807 году в ходе бунта янычар Селим III был свергнут.
История бостанджи́ завершилась вместе с отстранением османской династии и установлении Турецкой республики.
*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам