Воскресный день 22 июня 1941 года выдался тёплым и солнечным. Уже шла война, гибли люди, но в селе Верх-Ключи Катайского района Челябинской области (с1943 года Курганская область) ничего об этом не знали, радио не было. Многие сельчане работали, была сенокосная пора. Около 10 утра страшная весть о начавшейся войне с фашистской Германией прогремела как гром среди ясного неба. На площадке в центре села (сборня) начали собираться люди, прибыли представители из военкомата, руководство колхоза, партийные руководители.
Огромные перемены в жизнь сельчан внесла Великая Отечественная война. Многие ушли на фронт добровольцами или были призваны в Красную Армию. В 1941 г. ушли на поля сражений Молочков Алексей Ефимович, Кирпищиков Артемий Анисимович, Тумашов Николай Максимович, Тумашов Михаил Александрович, Парамонов Алексей Александрович, Парамонов Константин Степанович, Чащин Александр Анплиевич, Попов Федор Илларионович и многие другие. Из семьи Андрея Михайловича и Пелагеи Григорьевны Тумашовых на фронт ушли сыновья Александр, Владимир (убит), Яков (убит), Михаил, Георгий. А всего в семье было 7 сыновей и дочь Евдокия.
В селе остались, в основном, женщины, старики и дети. Только несколько мужчин-механизаторов оставили «на брони». Среди них был Козлов Владимир Пигасимович, Черноскутов Максим Григорьевич. Бригадиром работал Степан Киприянович Кирпищиков.
В конце июля 1941 года в село приехали эвакуированные из Москвы семьи военнослужащих. В семье Сони Брылкиной было трое сыновей, отец которых, лётчик, погиб в начале войны. Семья Халдиных состояла из двух человек. Анна Никаноровна устроилась учителем в школу, вела четвёртый класс, дочери Тамаре было 6 лет. Именно она сохранила детские воспоминания о войне и эвакуации в село Верхние Ключи и позднее написала книгу «Детский голос в грохоте великой войны», изданную в Костроме в 2015 году. Семья Халдиных некоторое время проживала у Марины Екимовны Молочковой. Они сдружились и поддерживали отношения после войны, писали письма.
Тамара Алексеевна отметила, что в военное время появилось много волков. Они залезали в хлева, уносили овец. Она видела останки растерзанного бычка на улице недалеко от дома, а волчьи следы обнаружили даже на завалинке под окнами. После этого вечером они занавешивали окна одеялами и припирали их табуретками.
Осень 1941 года выдалась дождливая и грязная, уборочная шла тяжело. Даже школьники вносили свой посильный вклад, собирали колоски, помогали на току, пасли скот. В 12 лет начала работать Мария Сергеевна Кирпищикова (1930 года рождения, после замужества Ефимовских). Работала на лошадях, боронила, подвозила зерно.
Михаил Максимович Черноскутов родился 4 сентября 1930 года в селе Верхнеключевское в семье Черноскутовых Максима Григорьевича и Дарьи Даниловны. В семье было 5 детей (три сына и две дочери).
Старший брат Александр Максимович Черноскутов 1925 года рождения был призван в армию в 1943 г. Был артиллеристом, погиб в апреле 1945 года, похоронен во Львове на воинском кладбище.
Михаил Максимович начал работать с 10 лет, пас скот, помогал на покосе. Навсегда в памяти остались тяжёлые военные и послевоенные годы.
Все люди трудились с полной отдачей сил, чтобы приблизить победу. В те трудные годы зерно возили на коровах. Сеяли, убирали урожай, уставали неимоверно, спали прямо на поле. Трактора-колесянки часто ломались, чинили своими усилиями. Трактористов-мужчин заменили девушки и женщины. В Курганской области до войны трактористками работало 475 женщин, а в 1945 году – около 5 тысяч. В 1944 году женщины-механизаторы составляли 39 % к общему числу механизаторов области. За штурвалы тракторов и комбайнов сели Черноскутова Мария Кузьмовна, Вощикова Анастасия Анисимовна, Мыльникова Валентина Михайловна, Секерина Нина Васильевна, Мальцева Александра Андреевна, Чащина Мария Андрияновна, Чащина Екатерина Семёновна, Чащина Валентина Фёдоровна, Девяшина Клавдия Ивановна, Бетева Наталья Павловна, Медведева Таисья Степановна, Старостина Клавдия Ивановна, Козлова Евдокия Пигасимовна, Козлова Елизавета Пигасимовна, Козлова Мария Пигасимовна, Тагильцева Ольга Ивановна, Тарских Мария Илларионовна и другие.
Молодость Нины Васильевны Секериной (после замужества Черноскутовой) прошла в деревне Булыгино. Там она закончила шесть классов. Шла война. В то время ей было всего 14 лет. Тяжёлое это было время. Не хватало рабочих рук, не говоря уже о технике. Тогда Нину Васильевну и её подруг: Черноскутову Анну, Пастухову Марию, Вольхину Марию направляют на курсы трактористов. Пятнадцатилетние девушки приезжают в свою деревню и работают на тракторах. Бригада была полностью женская, а бригадиром у них работал Колмогорцев Никифор Ильич. В их бригаде насчитывалось восемь тракторов, некоторые ещё работали на лошадях. Работа была тяжёлая, работали много, почти без отдыха. Уходили на работу утром, а возвращались уже за полночь. Иногда даже не приходилось приезжать домой, спали прямо в поле. Часто не было запчастей. Урожаи собирали низкие. За работу платили немного денег и давали зерна. В тракторной бригаде в деревне Булыгино Нина Васильевна проработала семь лет и два года в селе Верх-Ключи тоже на тракторе.
Наталья Павловна (в первом замужестве Бетева) Ляхова родилась в 1912 году в Медведевой. В 17 лет пошла на курсы трактористов в Катайске. Работала 5 лет, потом выучилась на комбайнера в Шадринске и от Никитинской МТС была направлена на курсы механиков сельхозмашин в Касли. Когда началась война, брат, который был бригадиром тракторного отряда, ушел на фронт. Наталье Павловне пришлось заменить его. В поле рабочих почти не кормили. В памяти осталось, то они питались картофелем, который варили сами в радиаторе трактора. Было время, когда стало совсем плохо с одеждой. Директор МТС выдал кусок брезента, из которого Наталья Павловна сшила юбку. Муж у нее погиб на фронте. Осталась она с сыном. В 1964 году она вышла замуж за фронтовика Василия Наумовича Ляхова и переехала в Верх-Ключи.
С 1937 года начала работать агрономом Бердникова Зинаида Фёдоровна (1920 года рождения). Особенно тяжело дались военные годы. Целыми днями она была в поле, а надо ещё подготовить сводки, отчёты. Спрос был очень строгий.
Бригадиром в годы войны работал Тумашов Иван Филиппович. На фронт его не взяли из-за больного сердца. В Даньковой бригадиром был Никифор Колмогорцев.
Марфа Гавриловна Мальцева работала бригадиром полеводческой бригады в Даньковой. И даже в самые тяжёлые дни женщины не забывали о песнях. Они поддерживали, согревали душу. Пели и частушки.
Девушки, война, война
Идёт аж до Урала.
Девочки, весна, весна,
А молодость пропала.
Ой, война, война, война,
Война меня обидела.
Война заставила любить,
Кого я ненавидела.
На горе стоит больница,
У больницы ёлочка.
Распроклятые фашисты
Ранили милёночка.
За свою родную землю
Грудью встанем, как один.
Будь уверена, подруга,
Мы фашистов победим.
Дорогие девочки
Мы осиротели.
Военные пилоточки
Далёко улетели.
Мой милёночек воюет,
Тёмны ноченьки не спит.
У меня о сероглазеньком
Сердечушко болит.
Девочки, война, война,
Будет ли победа?
Девочки, кого любить?
Остались лишь два деда.
На мои ботиночки
Сели копотиночки.
Из-за Гитлера страдают
Наши ягодиночки.
Скоро кончится война,
Пойдут ребята ротами.
Я своего дорогого
Встречу за воротами.
Когда в 1942 году в Катайском районе надо было обучить военному делу 300 девушек комсомольского возраста, то в селах района были организованы отделения по 14 человек в каждом, а в Верх-Ключах, Петропавловке и Шутино – по два отделения. Занятия проходили по 3 часа дважды в неделю. Одним из отделений руководила Мария Пигасимовна Козлова. По отзывам родственников, она была отчаянная девушка, в дальнейшем была призвана в действующую армию. Анна Алексеевна Тумашова, призванная на фронт в 1943 году, прошла первоначальную военную подготовку дома. Она была старшей телефонисткой 710-го отдельного батальона связи, скончалась в госпитале города Свердловска в 1946 году от ранения. Анна Алексеевна была награждена медалью «За отвагу».
В 1941 году, когда немцы подошли к Москве, в Даньково привезли около 40 ребят, родители которых работали на фабрике «Трехгорной мануфактуры». В Верх-Ключах открыли начальную школу, а в здании Даньковской школы сделали интернат. М. М. Ужгина работала в интернате и учила москвичей
Мужчины – учителя в 1942 г. ушли на фронт. Иван Петрович Таушканов был ранен, вернулся домой после окончания войны, а его сын Александр Иванович погиб в 1943 г. и похоронен в Ленинградской области.
Вместе с Марией Максимовной Ужгиной в этот период работала Елизавета Алексеевна Тумашова (сестра Анны Алексеевны Тумашовой). Уходили на фронт отцы ребят, которых они учили. Дома оставались старики, женщины да дети. Летом с ребятами работали на прополке хлебов, вырывали осот. Осенью собирали колоски. Хлебные полосы проверяли тщательно, чтобы подобрать всё до зёрнышка. По полосе ходила бричка, куда ссыпали собранные колосья. Некоторые ребята собирали по 5 – 8 килограммов зерна. Помогали также убирать картошку. Все жили одной мыслью: помочь фронту. А сами голодали, ходили разутые и раздетые.
Писем с фронта ждали во многих семьях. До сих пор эти весточки хранятся как бесценные реликвии в семейных архивах. Вот что писал Илья Тимофеевич Тумашов (стиль и орфография сохранены): «Письмо на родину от известного мужа. Во-первых я шлю вам сердечный привет. Жене Ланпие Евлампиевне низкий поклон и дочери Шуре низкий поклон и Мише и Вале и Зине всем по низкому поклону и желаю всего хорошего в вашей жизни. Я вам сообщаю то, что я жив здоров, нахожусь за Черным морем, пока не на фронте, но фронт недалеко. Я получил Ланпия от вас письмо, за которое очень вас благодарю. Узнал, как вы живете, живете пока ничего, ну только одна причина у нас с вами. Вам без меня тоскливо. Дети с ума не сходят, прямо не знаю, как и укрепиться. Стоим в деревне, так я смотрю на детишек, так прямо плачу, что у меня едакие же дети дома остались. Но я узнал из вашего письма как вы живете, паек дают видно на двух, узнал то, что Шура работает в Совете. Этим я очень доволен… Она маленько тебе, Ланпия, поможет кормить детей. Узнал то, что братьев дома тоже нет. Шура, вы пишите насчет писем, чтобы я вам писал чаще. Я пишу Шура очень часто, писем 5 в месяц. Вы, наверное, не получаете полностью. Мы все вместе, сколько было нас в Камышловских лагерях». Письмо датировано 25 февраля 1942 года. А потом пришла похоронка, в которой сообщалось, что И. Т. Тумашов погиб в бою 28 апреля 1942 года. Четверо детей остались сиротами.
Матрена Владимировна Липина осталась с 5 детьми, когда ушел на фронт в 1941 г. муж Петр Алексеевич. Степанида Кузьмовна Тумашова с 4 детьми не дождались с фронта мужа и отца Валентина Тимофеевича, который, по последним данным, умер в концлагере. С тремя детьми на руках осталась Анна Семеновна Черноскутова, муж которой Михаил Яковлевич ушел на фронт в 1942 г. С двумя детьми осталась Федосья Мироновна Кирпищикова. С Тимофеем Максимовичем они прожили до войны 5 счастливых лет.
Из письма Федора Павловича Кирпищикова узнали о судьбе односельчанина-десантника Н. М. Тумашова, с которым он был вместе заброшен в тыл к немцам: «Хотел похоронить Николая Максимовича по-человечески, но немцы подходили, пришлось его оставить». С фронта вместе с письмами приходили и фотографии солдат. А родственники желали только одного, лишь бы остался живым.
Женщины вязали варежки, носки, шили кисеты, рубашки. Сбором вещей и оформлением посылок занимался сельсовет. Председателем сельсовета был Андрей Иосифович Агеев, которого не взяли на фронт, поскольку у него отсутствовал глаз. Секретарем сельсовета работала Тумашова Александра Ильинична (после замужества Черноскутова). Было отправлено на фронт из нашего села около 80 посылок.
Воспоминания труженика тыла Молочкова Александра Егоровича
А. Е. Молочков родился в 1911 году. В годы Великой Отечественной войны работал трактористом на «Сталинце – 60». Весной сеяли, летом по неделям находились в поле. Спали всего по 4 часа в сутки. Было очень трудно, тракторов не хватало, пахали на коровах. Норма вспашки на корову была один гектар. За выполнение нормы давали по 200 граммов хлеба. За перевыполнение ежедневной нормы в течение нескольких месяцев награждали грамотами, подарками. Награждение проходило прямо на поле. Александру Егоровичу вручали грамоты и награждали шалью и тёлкой 8-ми месяцев. Он награждён также медалями «За отвагу» и «За освоение целинных и залежных земель».
Люди работали в любую погоду, невзирая на дождь, холод, слякоть. Зимой Александр Егорович возил дрова с Иваном Зенковым, который в то время жил в селе Ушаково. Ездили с ним в Шадринск с машинами и сдавали их в военкомат. Как и все односельчане, А. Е. Молочков со своей женой оказывали помощь фронту. Они относили на почту посылки, в которых высылали носки, варежки, бобы, всё, что могли, отсылали на фронт.
В селе Верх-Ключи в годы Великой Отечественной войны продолжали действовать партийные, комсомольские и профсоюзные организации. Профсоюзные собрания проходили 1 -2 раза в месяц.
Всё население входило в какую-либо организацию. Несмотря на тяжёлое положение, регулярно платили взносы. Выбирали из этих организаций уполномоченных, которые ходили и разъясняли обстановку в стране. М. И. Гилёва – секретарь комсомольской организации и заведующая клубом, ходила в бригады, на поля, рассказывала о новостях с фронта, объясняла международную обстановку, читала лекции, проводила беседы. Из воспоминаний М. И. Гилёвой;
Каждому секретарю комсомольской организации было дано задание:
- собирать тёплые вещи для фронтовиков;
- помогать многодетным семьям;
- оказывать помощь семьям фронтовиков;
- помогать старикам рубить дрова;
- обеспечивать людей хлебом.
За хлебом приходилось ездить на быках за 26 километров. В то время в деревнях редко можно было увидеть лошадь, не то, что трактор. Всё было отправлено на фронт.
Комсомольцы создавали агитационные бригады, ездили с концертами по селам, распространяли военный займ, собирали деньги на нужды фронта. А где было взять деньги? Ходили пешком продавать «излишки» в Каменск-Уральский, носили всё на своих плечах.
Продолжал работать медпункт, который располагался в доме напротив конторы МТС. С 9 сентября 1941 года по 28 февраля 1942 года в медпункте работала врач Н. П. Игнатьева, прибывшая в эвакуацию. В 1945 г. в медпункте открылся акушерский прием (Л. Я. Шипицына).
Почта в годы войны находилась в доме, где проживал Анатолий Иванович Колмогорцев. Начальником почты был Иван Степанович Чистяков.
Воспоминания труженика тыла
Молочкова Александра Артемьевича
Александр Артемьевич Молочков родился 12 декабря 1928 года в селе Верх-Ключи Катайского района. В годы Великой Отечественной войны работал на заводе в Катайске. Летом 1941 года сюда был эвакуирован насосно-компрессорный завод из города Мелитополя. Оборудование разместили в складских помещениях, силовую установку в бывшей церкви. На смену кадровым рабочим пришли женщины и молодёжь, было много подростков, а мужчины ушли на фронт. Работали по 18 часов, спали часто у станков. Норма была 700 мин за смену, а Александр Артемьевич за смену делал 1200 штук. На день выдавали по 650 граммов чёрного, чёрствого хлеба. На таком пайке надо было выстоять 18 часов у станка, и не только выстоять, но и выполнить норму, и даже перевыполнить её. Несмотря на большие трудности, завод работал и с каждым днём отсылал на фронт всё больше продукции.
Многие женщины села вязали носки, варежки и посылали тёплые вещи на фронт. Родные Александра Артемьевича, не смотря на то, что самим нечего было есть, сушили картофель, морковь и отсылали на фронт. Мама Александра Артемьевича Молочкова Марина Екимовна (1904 года рождения) награждена медалью за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Отец Артемий Степанович Молочков – ветеран войны. Он воевал под Старой Руссой, в 1942 году вернулся по ранению домой.
С сентября 1941 года воевал в составе 160-й отдельной стрелковой бригады Иван Филиппович Моисеенко. В боях под Пулково он был тяжело ранен. В 1942 году Иван Филиппович демобилизовался по ранению. Он работал военруком в школах Верх-Ключей, Даньковой, Марая, затем трудился счетоводом.
В Зырянской школе с января 1943 года приступил к обязанностям военрука Иван Сергеевич Балин, воевавший на Волховском фронте. В 1942 г. он был тяжело ранен, после лечения в госпитале комиссован. В 1954 г. семья Балиных переехала в Верх-Ключи. Иван Сергеевич работал агентом по заготовкам, председателем сельпо. После организации совхоза «Красные Орлы» в 1961 году был назначен заведующим В-Ключевской молочно-товарной фермой.
В 1942 году вернулся домой из госпиталя Максим Прокопьевич Парамонов. В 1943 г. был комиссован по ранению Николай Алексеевич Парамонов и начал работать помощником бригадира полеводства.
В 1944 году вернулся в Верх-Ключи после тяжелейшего ранения и ампутации ноги Иван Адамович Старостин. Он работал бригадиром полеводческой бригады, возил почту, затем работал сторожем на зерноскладе.
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» были награждены многие труженики тыла.
Фамилии верхнеключевцев находятся среди 66097 тружеников Зауралья, награжденных медалью за трудовой героизм.
С полей сражений не вернулись многие. По последним, уточненным данным, 70 (72) человек, которые раньше проживали на территории Верхнеключевского сельского совета, погибли, 126 – пропали без вести. Великая Отечественная война и Вторая мировая война закончились победой. Остались в селе вдовы и матери, потерявшие своих близких и любимых людей. Выросли дети, не знавшие отцовской любви. Горькая судьба вдов и матерей, чьи дети погибли на фронте, досталась Агеевой Матрёне Григорьевне, Бердниковой Зинаиде Фёдоровне, Бураковой Анне Артамоновне, Михайловой Татьяне Алексеевне, Кирпищиковой Федосье Мироновне, Кирпищиковой Клавдии Сидоровне, Палтусовой Зинаиде Петровне, Пастуховой Марии Прокопьевне, Тагильцевой Елизавете Васильевне, Черноскутовой Агрипине Тимофеевне, Черноскутовой Дарье Даниловне и многим другим.
В память о погибших односельчанах 9 мая 1967 года был воздвигнут скромный обелиск, увенчанный красной звездой, с именами героев-воинов, навсегда оставшихся на местах сражений. На открытии памятника выступил Иван Павлович Журавлёв. В президиум были избраны С. К. Кирпищиков, Е. Г. Хмыльнина, И. А. Старостин, А. Н. Трефилов, С. В. Фролов, К. Г. Полтарацкий. На торжественный траурный митинг пришли многие жители села.
Памятник находился рядом со старой школой в центре села, был обнесен оградой из штакетника. За обелиском ухаживали школьники.
В честь 30-летия Победы было решено построить новый памятник. Его сооружение осуществили работники строительного цеха совхоза «Красные Орлы». Памятник павшим в Великой Отечественной войне был поставлен на новом месте, рядом со средней школой, построенной в 1970 году. Старый обелиск демонтировали. В 1975 г. был проведен траурный митинг, посвященный Дню Победы, около нового памятника.
Потомки ветеранов войны и тружеников тыла, жители села хранят память о тех героических событиях.
В 2014 году была открыта памятная плита, на которую занесли фамилии участников Великой Отечественной войны, которые вернулись с фронта и умерли в наши дни.
Традицией стало проведение мероприятий «Свеча памяти» накануне 9 мая и 22 июня.