Верцингеторикс, руководитель всей войны, надев самое красивое вооружение и богато украсив коня, выехал из ворот. Объехав вокруг возвышения, на котором сидел Цезарь, он соскочил с коня, сорвал с себя все доспехи и, сев у ног Цезаря, оставался там, пока его не заключили под стражу, чтобы сохранить для триумфа
— Плутарх. Цезарь, 27
Так описывает Плутарх момент завершения восстания объединённых галльских племён под предводительством Верцингеторикса против Юлия Цезаря в 52 году до н. э.
Вот ведь что интересно. Вряд ли бы много кто из наших современников вспомнил о событиях давней Галльской войны, а тем более о недолгом восстании галльских племен, если бы не сдача в плен Верцингеторикса, предводителя восстания.
Верцингеторикс не стал ждать, пока римские центурионы потащат его, связанного по рукам и ногам, к Цезарю. Надев свои лучшие доспехи, он сел на коня, оседланного, как для боя, пересек пространство галопом, пока не достиг места, где должен был находиться проконсул...
Согласитесь, смелый поступок, достойный доблестного воина. Проигрывать тоже надо уметь красиво. Открыто подойти к победителю, признавая своё поражение.
Я уже писала о Верцингеториксе в статье "История в картине. Верцингеторикс бросает оружие к ногам Юлия Цезаря".
Сейчас же вернулась к этой теме, чтобы показать, что и другие художники, помимо Лайонела-Ноэля Ройера, о картине которого шла речь в статье, обращались к этой теме.
На картине Анри-Поля Мотта "Верцингеторикс сдается Цезарю" (см. выше) изображен момент, когда предводитель восстания на коне только подъезжает к лагерю Цезаря.
Трон проконсула еще где-то вдали, а Верцингеториксу еще предстоит проехать путь через шеренги римских воинов. И можно не сомневаться, каких проклятий он наслушается от них.
На картине Эмиля Леви "Верцингеторикс бросает оружие к ногам Юлия Цезаря" изображен уже другой момент.
Леви изобразил гордо стоящего галла, снимающего шлем. Щит, меч и копье уже брошены к ногам восседающего на троне Цезаря в красном плаще, символе победителя.
Французский художник Франсуа Эмиль Эрманн тоже посвятил Верцингеториксу одну из своих картин.
Верцингеторикс на ней еще не испытал горечь поражения. Он лишь призывает своих подчиненных на бой с ненавистными римлянами.
На картине художник изобразил много деталей, которые помогают лучше узнать вождя галлов.
По некоторым данным Верцингеторикс некоторое время жил в Британии, где проходил обучение у друидов. Возможно, жрецы-друиды были в армии Верцингеторикса. Во всяком случае, художник изобразил жреца, вымаливающего победу, на картине.
На картине Эрманна видны матери с детьми. Их художник изобразил не случайно. Во время длительной осады римлянами Алезии, последнего оплота восставших галлов, наступил голод. Военачальники Верцингеторикса предлагали их съесть. Наш герой запретил это делать и приказал вывести женщин, детей и стариков из осажденного города.
Да, Верцингеторикс был среди прочих трофеев доставлен в Рим, где провёл пять лет в заключении в тюрьме, дожидаясь триумфа Цезаря, а после участия в триумфальной процессии в 46 году до н. э. был задушен (по другим источникам, умер от голода в тюрьме).
На картине французского художника Феликса Жозефа Барриа "Пленный галл и его дочь", возможно, изображен не Верцингеторикс.
Но очень уж она подходит к теме, что я решила её поместить в статью. Ведь именно в таких условиях и содержался Верцингеторикс, побежденный, но по-прежнему гордый и несломленный.