Найти тему
Есть повод

26 июня – День спиритизма.

Оглавление

Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/high-angle-hands-holding-crystal-ball_26471307.htm#query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&position=46&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/high-angle-hands-holding-crystal-ball_26471307.htm#query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&position=46&from_view=search&track=ais">Freepik</a>

26 июня отмечается международный день спиритизма, загадочный праздник, который всегда привлекал внимание людей. Человечество всегда верило в существование потустороннего мира и невидимых сущностей, которые его населяют. Через религиозные учения и верования люди старались осознать окружающий их мир и дать объяснение тем явлениям, которые им не подвластны. История мировых религий наглядно показывает, как развивался человеческий менталитет вместе с развитием цивилизации. Даже в наше технологическое время многие люди все еще прибегают к обрядам обращения к домовым, верят в пророческие сны и осторожно обходят черных кошек. Однако, даже с прогрессом научных знаний современные ученые все еще неспособны разрешить загадку смерти. Что происходит с нами после того, как мы уходим? Существует ли какая-то сущность, которую мы называем душой? Могут ли живые люди общаться с теми, кто ушел из этого мира? На эти вопросы пытается ответить спиритизм - религиозно-философская доктрина, достигшая пика популярности в начале прошлого века.

Тенденция к мистицизму. Спиритические сеансы в салонах российской элиты

Во второй половине XIX века салоны Санкт-Петербурга были на вершине своей популярности. В одних обсуждали литературные произведения и музыку, в других ожесточенно спорили о политике и теряли состояния за картами. В третьих же распространяли слухи и изображали любовь. Однако, все салоны одинаково захватила новая мания - спиритизм.

Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/skull-close-up-with-lighten-candles_5397570.htm#query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B&position=24&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/skull-close-up-with-lighten-candles_5397570.htm#query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B&position=24&from_view=search&track=ais">Freepik</a>

Истоки спиритизма в Америке и Европе

Спиритизм возник благодаря работам Франца Месмера - немецкого врача, который разработал теорию "животного магнетизма". По его представлениям, каждое человеческое тело является проводником энергии, пронизывающей все вещи. С помощью этой энергии можно передавать мысли на расстояние, то есть устанавливать телепатическую связь с другими людьми. Однако, месмеризм касался только общения между живыми людьми, а что насчет связи с мертвыми?

Впервые идея спиритизма появилась в 1760 году у британца Джорджа Литтлтона в его книге "Контакты с другим миром". Но именно в середине XIX века практика спиритических сеансов стала популярной в Соединенных Штатах и Великобритании. Процветание этого таинственного ритуала охватило и Белый дом. Президент Авраам Линкольн и его жена Мэри после смерти сына проводили спиритические сеансы.

Основоположником теории спиритизма стал француз Аллан Кардек. Он искренне верил в то, что у него есть важная миссия - преподнести человечеству знание о том, как устроен этот мир, отличное от общепринятых концепций. Именно его труды стали фундаментом спиритуализма. Кардек много готовился к своей работе, проводил спиритические сеансы с помощью медиумов. Он убежденно считал, что установил контакт с духами, задавая им вопросы и записывая их ответы. Таким образом, он старался сконструировать новую модель мира. Во время сеансов использовались специальные доски с буквами. Работы Кардека имели огромный успех. Он даже получил приглашение от Наполеона III для личных бесед. Известный писатель Артур Конан Дойл, автор персонажа Шерлока Холмса, стал одним из восторженных сторонников спиритуализма и организовал свои собственные спиритические сеансы. Основной идеей теории Кардека была концепция реинкарнации, то есть возможность души пережить несколько жизней. В отличие от индийского учения, по Кардеку душа не стремится избавиться от прошлого. Она сохраняет память о предыдущих жизнях и каждая последующая является попыткой просветления и освобождения. Это испытание, которое душа проходит, чтобы достичь заветной цели. Души, которые успешно прошли цикл реинкарнации, направляются в вечную жизнь, где испытывают высшее блаженство. Общение с духами возможно, но требует специальных людей - медиумов, которые могут связываться с астральным миром из физического мира.

Первыми медиумами были сестры Фокс из Нью-Йорка. Они слышали странные стуки в своем доме, и никто не мог объяснить их происхождение. Одна из сестер, Кэт, предложила, что с ними пытается связаться разумное существо без тела. Девочки разговаривали с этим "существом" с помощью простого метода, похожего на азбуку Морзе: один стук - "нет", два стука - "да". Из разговора с духом сестры узнали, что это была душа убитого купца. Скоро о сестрах заговорили во всем округе, а затем - по всей стране.
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/top-view-ouija-board-and-copy-space_28694005.htm#query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&position=49&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/top-view-ouija-board-and-copy-space_28694005.htm#query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&position=49&from_view=search&track=ais">Freepik</a>

Специалисты по контактам с духами стали появляться и в других частях Соединенных Штатов. Они вынуждены были покидать Америку в поисках поклонников и следователей. Спиритуализм без особых препятствий проник во Францию, Италию и, наконец, Россию. Семья Романовых стала одним из первых сторонников мистической концепции в России.

Путешествие Александра II в мир духов

Первой представительницей спиритизма в императорском дворе стала Александра Иосифовна, жена великого князя Константина Николаевича. В 1853 году фрейлина Мария Александровна в своем дневнике с недоумением писала о спиритических сеансах, которые были проведены "после чая": каждый вечер перед сном семья цесаревича "разговаривала" со столами и шляпами.

После коронации в 1856 году Александру II пришла идея о большой реформе - отмена крепостного права. Он чувствовал, что нуждается в разговоре с духом своего умершего отца. Именно тогда в Россию был приглашен известный европейский медиум Дэвид Юм.

Всего медиум провел три сеанса. На них были присутствующие члены императорской семьи и приближенные высшего света. И на первом и на втором сеансе появились духи императора Николая I и его маленькой дочери Александры. Они отвечали на вопросы Александра II, стуча по буквам перед ним. Государь записывал ответы, но они оказались бессмысленными.

Духи не смогли передать императору никаких полезных сведений, и его интерес к медиуму рассеялся. Но слухи о том, что сам Александр II обращается к духам, разлетелись по стране. Возвращаться назад было нельзя - спиритизм был принят народом. Через несколько лет развлечение, которое сначала считалось просто игрой для дворян, стало национальной истерией.

Спиритические сеансы как альтернатива балам и опере

Общество России в отношении модного спиритизма было поделено на три лагеря: одни видели в нем просто развлечение, другие относились к нему всерьез, третьи осуждали. Но те, кто думал, что спиритизм - это временное явление, ошибались. Модифицирование столов было актуально в России почти 60 лет, точно так же, как политические собрания и гала-ужины. Но организаторы спиритических вечеров старались не рекламировать их проведение. С одной стороны, это практика была осуждена православной церковью, а с другой стороны, спиритические сеансы рассматривались как низкопробная забава.

Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/high-angle-people-using-old-ouija-board_26411695.htm#page=2&query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&position=3&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/high-angle-people-using-old-ouija-board_26411695.htm#page=2&query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC&position=3&from_view=search&track=ais">Freepik</a>
Для спиритуалистов важна была мистическая атмосфера. Они готовились к контакту с духами так же серьезно, как и к салонному вечеру. Сеансы проводились ночью в салоне, иконы убирались. Несколько человек участвовали в сеансе, один из них был медиумом - человеком с высокой чувствительностью, который выступал в качестве посредника между мирами. Дамы и господа садились за стол, брали друг друга за руки и взывали к духам. Больший интерес публики вызывало вызывание демонов. Даже ученые признавали, что злые духи могут явиться при спиритических сеансах - хотя, конечно, такие ученые были сторонниками спиритизма. Среди них были Густав Фехнер и Александр Бутлеров.

Одними из главных сторонников спиритизма в России стали российский помещик Александр Аксаков и профессор Егор Вагнер. Они организовали свой спиритический кружок в Петербурге, где изучали медиумические явления и проводили "сеансы". В 1871 году они пригласили Дэвида Юма в Россию, который ранее работал с Александром II. Шотландский специалист по духам завоевал как известность, так и­ сердца русской интеллигенции.

Кампания против медиумов

В 1874 году члены спиритического кружка Александра Аксакова пригласили американского медиума Бредифа в Петербург на гастроли. Его выступления вызвали яростные дебаты в обществе и в прессе. Например, в темноте за занавеской появлялись в контуре светящиеся женские руки. Его называли шарлатаном, обманщиком и человеком, который играет на чувствах людей, потерявших своих близких. Это вызвало кампанию против медиумов.

Против воспаленного интереса к спиритическим явлениям в России выступил ученый Дмитрий Менделеев. В 1875 году была создана комиссия "медиумических явлений" при Петербургском университете, куда вошли известные физики и химики. Начались шумные разоблачения медиумов - известных и не очень.

К тому времени "дар видеть" притязал практически каждый второй авантюрист. Среди них были горничные, акушерки, молочники, продавцы продуктов и женщины легкого поведения. Раскрытие мошенничества псевдомедиумов помогли не только члены комиссии Дмитрия Менделеева. Один из возмущенных наглостью шарлатанов был Гарри Гудини - американский профессиональный фокусник, известный во всем мире. Он прилетел в Петербург и в доме редактора журнала "Природа и Люди" Вильгельма Казимира Биттнера один за другим разоблачал трюки и поражал собравшихся своей простотой объяснений. Гарри Гудини продемонстрировал 17 незаметных приемов, которые помогали ему производить "медиумические звуки".

В начале XX века Россию накрыла последняя волна спиритического увлечения. В 1906 году в Москве прошел большой съезд спиритуалистов, в котором участвовали 97 делегатов. В это время тираж журнала "Спиритуалист" достиг рекордной на то время цифры в 30 000 экземпляров, количество спиритических кружков - 160. Со временем многие последователи спиритизма разочаровались в медиумах, и увлечение столоверчением постепенно ослабло и исчезло.