В чем феномен футбольной Медиалиги
Пока большой футбол на летней паузе, в самом разгаре турнир Медиалиги. В минувшее воскресенье на «Ак Барс Арене» прошло два полуфинальных матча. Встречались «Бей Беги» и «Родина Медиа», «Амкал» и 2DROTS. И, как выяснилось, матчи любителей могут собрать зрителей побольше, чем на играх «Рубина». В чем секрет, узнавала спортивная редакция «БИЗНЕС Online».
«Лучше бы эти деньги на СВО отправили»
Команды Медиалиги не в первый раз приезжают в Казань, но на «Ак Барс Арене» играют впервые. Кстати, у «Рубина» тоже был свой коллектив блогеров, но он занимал последние места в турнирной таблице. Единственное, чем МФК «Рубин» запомнился фанатам, так это пенальти с сальто Норика Авдаляна в одном из матчей.
В воскресенье в Казань приехали коллективы из Москвы и сыграли два полуфинальных матча. Первая игра, между «Родиной Медиа» и «Бей Беги», привлекла не так много зрителей, а вот чтобы попасть на игру «Амкала» с 2DROTS, пришлось отстоять в очередях, каких главный стадион Татарстана не видел как минимум год, с тех пор как «Рубин» бесплатно раздавал билеты на игру последнего тура РПЛ с «Уфой» — тогда собрались 25 тыс. зрителей.
Уместно ли сравнивать матч профессиональных команды и любителей, ведь формально билеты на матч Медиалиги продавались по 50 рублей? Да, поскольку наличие билетов никто на стадионе не проверял, и, как только этот лайфхак стал известен, на протяжении всей игры на трибуны подтягивались толпы болельщиков. Официально за встречей с трибун наблюдали 15 339 зрителей, но, по нашей информации, их было 20 тысяч.
Во время матча можно было свободно перемещаться по стадиону и занимать любые свободные места. Фанатские трибуны команд — открытые, а стадион разделился на две части согласно клубным пристрастиям. «Здесь дротсы, я рядом с ними сидеть не буду», — сказал молодой человек, который искал свободные места на центральной трибуне. Ощущалось, что бо́льшая часть стадиона поддерживала «Амкал».
Чем же вызван такой ажиотаж? «Игроки крутые: напишешь им в директ — могут ответить тебе, — объяснил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ 15-летний зритель по имени Артем. — Понимаешь, что эти ребята такие же, как и ты. Все на стиле, с прическами, татухами, знают, какой контент интересен. Если я захочу, могу тоже попасть в Медиалигу и для этого мне не нужно, чтобы были связи, как в профессиональном футболе».
С одной стороны, кажется, что Медилига — подростковая история, но на трибунах можно встретить и людей старше 50. Не все они положительно относятся к турниру. Например, еще один наш собеседник, Сергей, пришел из-за сына: «Меня мой младший на игру затащил, ему 10 лет и все разговоры: „Амкал“, „Амкал“. Думаю: какой еще „Амкал“? „Амкар“ знаю, а это кто? Решил сходить. Вообще не удивило, играют не лучше наших ребят из „Сокола“. Младший еще говорил, что кто на игру опаздывает, тому штраф в миллион. Лучше бы эти деньги на СВО отправили, а не на этот дворовый футбол».
А вот ровеснику Сергея Владимиру, наоборот, все нравится: «Разве можно встретить такое, чтобы в профессиональном футболе показывали, что говорит тренер, что происходит в раздевалке. Это то, за что я полюбил медиафутбол. Эмоции, сопереживание — самое главное. Как сериал. Вообще, я за „Спартак“ болею, и, когда „Рубин“ против него играет в Казани, всегда хожу».
Трансляция установила рекорд
Нельзя сказать, что уровень футбола медиакоманд потрясает воображение. Да, много нестандартных ходов, финтов, но нет тактической выучки, замысловатых комбинаций. Да и голов не так много. Тот же «Амкал» уступил 2DROTS с минимальным счетом — 0:1, а опасные моменты и удары можно было сосчитать на пальцах одной руки. Зато не подкачали болельщики. В сравнении с РПЛ, где после введения Fan ID можно услышать даже крики тренеров (настолько тихо), в Медиалиге настроение матча создают именно болельщики. Флаги, кричалки, перформансы — этого в РПЛ не хватает.
Чем еще может похвастаться медиафутбол, так это новаторскими идеями. Крайне необычно видеть, как перед стартовым свистком команда собирается в круг и слушает мотивационные речи, чаще всего подпитанные нецензурными словами и унижением соперника. История вполне обычная, но в профессиональном футболе — потаенная и скованная штрафами за ненормативную лексику. В медиафутболе это только приветствуется.
И, наверное, главное, чего не хватает в большом футболе, — объяснения решений от арбитров. Во время матча «Амкала» и 2DROTS в одном из моментов главный арбитр встречи Илья Тришин объяснил через микрофон на весь стадион, почему не назначил пенальти. На экранах стадиона можно увидеть момент нарушения правил со взгляда арбитра — у него установлена камера GoPro, словно в рекламе Nike от Гая Ричи.
Все эти новшества так или иначе привлекают зрителей. Матч в Казани побил всевозможные рекорды лиги по просмотрам. Встречу в прямом эфире транслировали на федеральном канале и YouTube, где счетчик просмотров добрался до отметки 232 тыс. — новый рекорд лиги.
После победы над «Амкалом» 2DROTS под руководством бывшего тренера «Рубина» Дмитрия Кузнецова вышел в финал Медиалиги. «Самураи» (прозвище команды 2DROTS) — действующие победители турнира и за победу в прошлом сезоне получили 7,5 млн рублей. Призовой фонд этого розыгрыша пока неизвестен. Помимо финансовых привилегий, финалисты Медиалиги сыграют в розыгрыше Кубка России в Пути регионов в следующем сезоне, а осенью победитель проведет товарищеский матч против «Динамо». Финал Медиалиги состоится в Лужниках 1 июля, где «самураи» встретятся с «Родиной Медиа» Дмитрия Тарасова — бывшего игрока «Рубина», «Москвы» и «Локомотива». Тарасов — главный вдохновитель команды, который сам выходит в составе.
Игроки Медиалиги — профессионалы?
Можно сказать, что встреча «Амкала» и 2DROTS — дерби, сравнимое со встречей «Спартака» и ЦСКА. Сравнимое, конечно, только по накалу страстей, но никак не по уровню, мастерству, истории. Именно эти две команды можно назвать титульными представителя этой индустрии, ведь в прошлом сезоне «Амкал» и 2DROTS выступали в Кубке России в Пути регионов и даже обыгрывали профессиональные клубы.
Можно ли назвать эти клубы хоть в какой-то степени профессиональными? Да, у них есть контракты, тренеры и бывшие профи в составе, но есть множества примеров, когда игроки поступали вообще вразрез с понятием «профессионализм». Из последнего: игрок 2DROTS Крап опоздал на самолет до Казани. Бывает и у профессионалов, но для игрока это не первый рецидив. Главный тренер Кузнецов после одного из случаев поставил условие: либо игрока в команде не будет, либо при следующем нарушении владельцы клуба заплатят 1 млн рублей тренеру.
А весной игрок «Ростова» Артем Нтумба вообще наплевал на все контрактные обязательства и в пик сезона поехал играть за 2DROTS, хотя тогда находился в расположении «Велеса», клуба из Первой лиги. В итоге Нтумба порвал крестообразную связку колена и через некоторое время «Ростов» разорвал с ним контракт — никакие оправдания Артема не помогли.
На какие деньги существует Медиалига?
Чем же можно объяснить столь ошеломительный успех Медиалиги у аудитории? Команды максимально открыты. Множество челленджей, прямых включений из раздевалок, съемки тренерской скамейки во время матча, т. е. максимальное вовлечение в процесс. Это огромная разница с большим профессиональным футболом, когда из футболистов приходится вытягивать каждое слово, тренеры неохотно рассказывают о команде, а то, что происходит в раздевалке, закрыто для прессы и болельщиков за семью замками.
Просмотры — главный способ заработка команд. От их количества зависит размер контракта с букмекерами. Поэтому любой конфликт в Медиалиге не скрывается, а, наоборот, выносится на обсуждение. Футболисты-блогеры, умеющие работать на камеру, изъясняются так, что каждое предложение — цитата для заголовка. Букмекеры делают ставки, а кроме того, с этого сезона медиафутбол транслируется на «Кинопоиске».
Кроме того, в Медиалигу может попасть чуть ли не любой желающий. Чтобы стать игроком команды, можно отправить заявку на почту с нарезкой своих игр, игроки участвуют в драфте, плюс к этому могут вырасти в настоящего профессионального футболиста. Неоднократно игроки из Медиалиги вызываются на просмотры профессиональных клубов. Сегодня в ФК КАМАЗ на просмотре игрок 2DROTS Боря Фартуна, а игрок «Амкала» Прокоп несколько месяцев числился в команде из Болгарии «Ботева», но не смог там закрепиться и вернулся в Медиалигу.
Большой скачок популярности Медиалиги случился в тот момент, когда Россия лишилась еврокубков. Турниру стали уделять больше внимания СМИ, пришли спонсоры. Наверное, медиафутбол — это больше про исполнение, казалось бы, несбыточной мечты. Не стал футболистом — можно найти свою славу в медиафутболе. Многие бывшие игроки сборной России сейчас тоже в медиафутболе. Что говорить, если даже Александр Мостовой пытался начать тренерскую карьеру в одной из здешних команд. К тому же где еще можно увидеть Василия Уткина в образе Обеликса?
Фото: Сергей Елагин