Первая четверть ХХI века отмечена всплеском интереса к античной философии как образу жизни — в первую очередь к стоицизму, но также и другим направлениям. В этой подборке мы пройдемся от популярных работ к более научным, но не теряющим связи с практической этикой (коей и является стоицизм) а далее обратимся и к самим древним авторам, которые учили искусству жизни.
На этой неделе Станислав Наранович — философ, книжный редактор, организатор лектория Stoicon-X, а также автор канала о классической филологии и античной философии, — делится с нами книгами об античной философии, и стоицизме в частности.
Одна из первых книжек по практической античной философии (которая последние 20 лет переживает подъем преимущественно в англоязычной среде), переведенных на русский язык в 2018 году и задавших моду на современный стоицизм в России. Пильюччи — один из ключевых «современных стоиков» (хотя сегодня он уже открещивается от такого наименования и сам называет себя стоическим скептиком), на протяжении последних десять лет сделавший очень много для распространения учения античной Стои среди публики, не занимающейся философией профессионально. Впоследствии были переведены и другие его работы (или сборники статей с его участием), но знакомство начать лучше с этой. В книге хорошо показан опыт погружения взрослого человека с уже состоявшейся жизнью и карьерой (по первому образованию Массимо эволюционный биолог) в стоическую философию, его мотивы и цели. Следить за развитием мысли Пильюччи можно в нескольких философских блогах, один из которых носит такое же название, как и книга.
Уильям Ирвин «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века» (пер. В. Горохов), МИФ, 2021
Тоже книга по практическому измерению стоической философии, на мой взгляд, одна из лучших в этой области. Как и предыдущая, написана неофитом, но с другого ракурса. Если Пильюччи пришел в стоицизм из науки, то Ирвин большую часть жизни преподавал аналитическую философию в университете (его диссертация посвящена Бертрану Расселу). Тогда Ирвин мало задумывался о том, что философия также может быть повседневной практикой, предпочитая оставаться умеренным гедонистом и искать каких-то разумных приятных вещей, как и большинство из нас. Знакомство с античными стоиками кардинально изменило его подход к жизни и образ мысли, результатом чего и стала эта книга — очень искренняя и доступная. Некоторые образы из нее вошли в фонд золотых цитат современного стоицизма: пессимист считает, что стакан наполовину пуст, оптимист — что наполовину полон, стоик же вертит стакан в руках и думает: вот это да, класс! У меня есть стакан!!
Джон Селларс «Философия безмятежности: Тетрафармакос Эпикура» (пер. Т. Лисицына), Альпина нон-фикшн, 2022
Джон Селларс «Как жить: Уроки стоицизма от Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия» (пер. Т. Лисицына), Альпина нон-фикшн, 2022
Сам автор в предисловии к одной из этих книг говорит, что они идут в паре и дополняют друг друга, так что мы не погрешим против истины, если рассмотрим их вместе. Если с книги Пильюччи в России пять лет назад началась мода на практико-ориентированную античную философию, то эти две книжечки, вышедшие в 2022 году, — на данный момент основные переведенные новинки по этой теме. В отличие от двух предыдущих авторов, Селларс — профессиональный историк философии, автор множества научных публикаций. Тем удивительнее, что ему удалось написать книги, которые с точки зрения стиля, подачи и организации материала могут дать фору большинству других популяризаторских работ по античной философии. Будучи академическим ученым, Селларс не просто не брезгует заниматься практической философией, но стоит у истоков самого движения современного стоицизма и ассоциированной с ним конференции Stoicon. Появление Эпикура в списке нас не должно удивлять: нынешний «ренессанс» античной философии со стоицизма только начался и быстро перекинулся на другие эллинистические школы (уже выходили книги в формате «Как быть аристотеликом», «Как быть эпикурейцем» и так далее). Селларс излагает оба учения крайне сжато и насыщенно, без лишних деталей, расставляя акценты на основополагающих принципах — для первого знакомства с античной философией это отличный формат (оценила даже моя мама, философией особо не интересующаяся). Книжки полезно читать друг за другом, чтобы увидеть, сколь много общего на самом деле у этих двух школ, которые не без оснований со времен античности считались соперничающими. Отдельно отмечу прекрасные заключительные слова книги про стоицизм, который сегодня часто низводят до селф-хелпа, однако, как пишет Селларс, это социально-ориентированная философия, которая «поощряет нас действовать в соответствии с самыми высокими стандартами политической жизни». Недавно, кстати, у него вышла книжка в той же серии про Аристотеля — будем надеяться, у нас ее переведут тоже.
Сергей Жебелев «Сократ», Рипол классик, 2022
Не стоит ограничиваться новыми западными популярными работами — в России тоже была богатая традиция изучения античной философии. Этот очерк историка-классика, эпиграфиста, переводчика Аристотеля Сергея Жебелева, вышедший ровно сто лет назад, стоит на порядок выше большинства сегодняшних популяризаторских книжек. Мне он попался в каком-то букинистическом, после чего я написал для «Горького» небольшой отзыв о нем, который, видимо, заметили в издательстве, потому что в аннотации использованы практически дословные цитаты из моей статьи. В таком случае я рад, что простимулировал переиздание. Для любого интересующегося античной этикой фигура Сократа должна служить своего рода точкой сборки, из которой расходятся многие другие, зачастую соперничающие направления мысли (тот же стоицизм без Сократа немыслим). Учитывая, что сам он ничего не написал, подступиться к «проблеме Сократа», как ее называют ученые, пытающиеся определить, каким на самом деле было учение философа, нелегко. Книга Жебелева может послужить отличным введением в эту проблематику для широкой аудитории.
Эпиктет «Беседы» (пер. Г. Таронян, В. Алексеев), АСТ, 2022
Ну и, наконец, давайте не будем ограничиваться только современными западными книгами и современными вообще — в конечном счете читаем мы все это исключительно ради предварительного знакомства и лучшего понимания древних авторов, и с ними должны иметь дело в первую очередь, ибо именно в них весь ум и вся красота философии как образа жизни. Я выбрал это издание, потому что недавно купил его сам, обрадовавшись, что наконец-то переиздали (пусть и в мягкой обложке) полностью «Беседы» Эпиктета, а не выдержки из них вперемешку с другими авторами (письма Сенеки и «Размышления» Марка Аврелия, два других основных сочинения поздних стоиков в последние годы, кажется, переиздавали чаще). Все эти три стоика обладают уникальным авторским голосом, свойственной только им интонацией. Возможно, Сенеку читать приятнее всего, потому что он единственный из этой троицы был настоящим писателем и понимал в писательском ремесле, но зато текстам Эпиктета (фактически это лекции, записанные одним из его слушателей) свойственна особенная живость речи и напор, создающие у читателя ощущение прямого контакта с философом, который без устали обличает, подзадоривает и троллит свою публику.
«Беседы» Эпиктета бодро раскрывают терапевтический потенциал античной философии, хотя их текст гораздо сложнее, чем может показаться при первом беглом прочтении. «Школа философа, люди, это лечебница. Выходить оттуда должны не удовольствие испытав, но боль».
Все книги из этой подборки вы можете приобрести со скидкой 25%, просто зарегистрировавшись на нашем сайте.