Найти тему
МИР 24

Владимир Толоконников: детство без отца, долгий путь на сцену и главная роль в жизни

Оглавление

25 июня исполнилось 80 лет со дня рождения российского и казахстанского актера театра и кино Владимира Толоконникова. Несмотря на то, что он сыграл более 100 ролей, зрители всего постсоветского пространства запомнили его как Шарикова из «Собачьего сердца».

Современники отзывались о нем как о человеке огромного обаяния и настоящем волшебнике перевоплощения. Рассказываем о жизни Владимира Толоконникова и его попытках пробиться на большую сцену.

Вырос без отца и мечтал стать летчиком

Будущий актер родился 25 июня 1943 года в Алма-Ате, где жила его мама, коренная алмаатинка. Она происходила из старого казаческого рода. Предки ее перебрались в Казахстан давным-давно, еще в XVII веке – в то время их массово переселяли в эти земли для охраны юго-восточных границ Московского царства.

В годы Великой Отечественной войны Казахстан стал прибежищем для людей, эвакуированных из западных областей страны. Там же проходили лечение и раненые. Один из бойцов, которого после госпиталя определили на постой в семью Толоконниковых, как раз и стал будущим отцом актера. Но после выздоровления солдат уехал и больше не вернулся. Поэтому родившийся уже после его отъезда мальчик получил фамилию матери. От отца ему досталось только отчество – Алексеевич. Даже фотокарточки не осталось. Однако мама всегда говорила о нем только хорошее. Поэтому Владимир вырос с ощущением, что отец его – достойный человек.

Мама мальчика работала на биокомбинате, зарплата была мизерная. Но паренек помогал по дому как мог – на нем были и уборка, и огород. Он копал картошку, выращивал помидоры, ухаживал за птицей. Впрочем, убогого быта Володя почти не замечал. В те годы все школьники чем-то увлекались – времени не хватало, каждый день был наполнен новыми событиями. В школе и соседнем доме культуры шла бурная жизнь: работали кружки, секции, студии художественной самодеятельности, приезжали с гастролями театры, показывали кино – в том числе трофейное, зарубежное.

И пусть многие жили в старых деревянных домах и бараках, но вечером мальчишки и девчонки могли пойти в дом культуры и сидеть на бархатных креслах, смотреть на сцену, затаив дыхание. Или писать маслом картину, играть на скрипке – это давало силы и внушало уверенность, что все пути открыты. К тому же после эвакуации в городе навсегда осели многие представители интеллигенции: писатели, художники, артисты. Толоконников всегда шутил: «Москва – столица, а Алма-Ата – пуп земли».

Ничего не зная о судьбе отца, Володя выдумал ему героическую биографию, которую охотно рассказывал одноклассникам. Решил, что отец – летчик, который погиб за Родину. Он и сам мечтал стать летчиком и рисовал самолеты и воздушные бои. Рисовал очень хорошо – в школе считали, что у него настоящий талант. На каком-то этапе он даже передумал становиться летчиком и стал мечтать о профессии художника. Параллельно занимался боксом – ведь спортом в то время увлекались почти все. Но потом все изменилось. Учительница русского языка уговорила шустрого и озорного паренька, который так любил смешить одноклассников на уроке, попробовать себя на сцене самодеятельного театра. С этого момента судьба его была решена. Он мечтал только о сцене.

«Внешность у вас слишком уж специфическая»: долгий путь на сцену

-2

Владимир занимался сперва в школьной театральной студии, потом в алма-атинском драматическом кружке под руководством Михаила Азовского, участвовал в работе молодежной театральной студии Юрия Померанцева на республиканском телевидении. Однако все его попытки после окончания школы поступить в московские театральные училища потерпели неудачу одна за другой. Слишком необычной и далекой от канонов мужской красоты была внешность паренька. К тому же мешал невысокий рост – всего 163 см. «Вы, конечно, талантливы, это очевидно, но вот внешность у вас слишком уж специфическая, так что извините», – такие слова он слышал от членов приемных комиссий три года подряд.

После службы в армии и неудачных попыток покорить Москву Владимир Толоконников уехал в Куйбышев (сейчас Самара) и устроился там работать в массовку местного ТЮЗа. Проработав один сезон и сыграв более десяти эпизодических ролей, молодой человек решил не рваться больше в Москву. Он поступил в Ярославское театральное училище, которое окончил в 1972 году.

После этого все пути для него были открыты, но Толоконников принял решение вернуться в родную Алма-Ату. Там он проработал один сезон в местном ТЮЗе, а затем был приглашен в Республиканский Академический театр русской драмы им. Лермонтова, крупнейший театр Казахстана. Всю свою жизнь он связал с этим театром, в котором сыграл более 200 ролей. Начал с эпизодов, но никогда не сетовал на это. «Актером можно быть и в Москве, и в Алма-Ате, и в любом другом городе, – говорил Толоконников. – Главное знать, на своем ли ты месте, правильно ли ты выбрал свою судьбу. И мне кажется, что я свою определил правильно».

На сцене родного театра актер исполнял в разные годы роли Луки в пьесе Максима Горького «На дне», Фирса в «Вишневом саде», Городничего в «Ревизоре», Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери», кардинала Вулси в «Королевских играх» и множество других ярких драматических ролей.

«Чтобы зритель смеялся и плакал»: главная в жизни роль

Фото: ТАСС\Зинин Владимир (Спектакль «Собачье сердце». В роли Шарикова – артист В.Толоконников, 1988 год.)
Фото: ТАСС\Зинин Владимир (Спектакль «Собачье сердце». В роли Шарикова – артист В.Толоконников, 1988 год.)

Впоследствии Толоконников говорил, что не стремился к славе, а хотел, чтобы зритель смеялся и плакал, когда он на сцене.

Но слава все же пришла к актеру. Сперва – в виде признания театральных зрителей и больших, значимых ролей в родном театре. А затем и громкая всесоюзная – после выхода на экраны фильма «Собачье сердце».

До этого Владимир Толоконников успел сыграть в кино лишь две эпизодических роли, в том числе – в боевике казахских кинематографистов «Последний переход». Режиссер Владимир Бортко в поисках актера на роль Шарикова в «Собачьем сердце» дал задание найти актера, максимально похожего на собаку. Ему принесли множество фотографий артистов, среди которых были Валерий Носик, Алексей Жарков и Николай Караченцов.

Именно к кандидатуре Караченцова и склонялся режиссер, но ему нужен был типаж алкоголика, а не героя-любовника. И тут ему подвернулась фотография Владимира Толоконникова. Впоследствии Владимир Бортко вспоминал, что на пробах этот совершенно неизвестный ему приезжий парень настолько сочно и убедительно выпил рюмку водки, глотнул и хмыкнул, что у него не осталось сомнений, кто именно будет играть роль Полиграфа Полиграфовича.

Шариков в исполнении Толоконникова получился одновременно и отвратительным, и очень чистым, наивным, с детским взглядом на жизнь. Любовь страны к этому персонажу была удивительной. Люди, как и в истории с Фаиной Раневской и ее «Мулей», искренне были уверены, что фамилия актера – Шариков!

Сейчас уже невозможно представить фильм «Собачье сердце» с кем-то иным в образе булгаковского персонажа. Он вошел в сотню лучших фильмов ХХ века, а сам актер попал в «Булгаковскую энциклопедию» и был удостоен Государственной премии России.

Интересно, что параллельно с работой над «Собачьим сердцем» Толоконникова утвердили на роль Шарикова в его родном театре в Алма-Ате. Но на театральной сцене актер представил совершенного другого Шарикова, по его словам, более глубокого и интересного. Впоследствии он признавался, как сильно жалел, что спектакль не сняли на камеру. Было бы интересно сравнить эти две трактовки образа Шарикова.

«Женская юбка – как знамя»: личное счастье и секреты успеха Толоконникова
«Женская юбка – как знамя»: личное счастье и секреты успеха Толоконникова

Актер со столь специфической внешностью был невероятно обаятельным, мягким и очень интеллигентным. Он обладал редкой внутренней красотой и был счастлив в личной жизни. Всю жизнь он прожил в браке с единственной женщиной. Его избранницей стала учительница физики Надежда Толоконникова. Тем не менее сам актер говорил, что очень влюбчив. В интервью накануне своего 70-летия он признавался: «Я на женщин очень даже неравнодушно смотрю. И долго еще, думаю, буду смотреть в их сторону. Женская юбка – как знамя, за которой мужики готовы бежать сколько угодно и куда угодно. И чем юбка выше, тем дальше. Я не ловелас, я просто люблю женский пол. А самая-самая любимая – это моя супруга».

С юмором рассказывал актер и историю своих влюбленностей. «Я был влюблен всего три раза, – говорил Владимир Толоконников. – В первом классе сходил с ума от одной артистки. Уже не помню, как ее зовут. Но тогда я так страдал, что есть не мог. Мама не могла понять, что с сыном случилось. Потом у меня была чистая платоническая любовь к восьмикласснице Гале. Я тогда только школу закончил. Буквально боготворил ее, мне даже в голову не приходило хотя бы поцеловать ее. Для счастья мне достаточно было просто видеть мою восьмиклассницу. А она, видимо, захотела большего. Поэтому нам пришлось расстаться. Ну и последняя моя любовь – это жена».

После успеха «Собачьего сердца» актер вернулся в родную Алма-Ату, работал в любимом театре, построил большой и красивый дом с камином, посадил вокруг него розовые кусты, за которыми сам ухаживал, вырастил двух сыновей – Иннокентия и Родиона.

Он вел на местном телевидении свою авторскую программу и снимался в кино, как у российских, так и казахстанских режиссеров. Несмотря на то, что от многих ролей актер отказывался, на его счету все равно оказалось более 50 фильмов, среди которых «Мечты идиота», «Небо в алмазах», «Шанхай», «Тот, кто нежнее», «Хоттабыч», «Смех и грех». В 1990 году он талантливо воплотил колоритный образ Филомеева в трагикомедии Николая Досталя «Облако-рай».

«Возможно, я вообще буду жить вечно», – говорит актер. На телевидении он создал собственный проект «На кухне с Толоконниковым». Актер встречался в эфире со многими знаменитостями, с которыми разговаривал о жизни по душам – как дома, у камина. Еще один телепроект актера – юмористическая программа «Толобайки», которая имела успех многие годы.

Владимир Толоконников считал, что его жизнь сложилась удачно. В одном из интервью он сказал: «Я – счастливый человек: познал труд, нужду, материнскую и товарищескую любовь, и кино знаковое в моей жизни случилось. Успех «Собачьего сердца» – это Бог, мама, папа, и Булгаков, а я только слова выучил. Это была моя первая большая работа. Дважды я разговаривал с Булгаковым на его могиле, мне казалось, что он меня слышит. Такая работа бывает, наверное, раз в сто лет, и мне невероятно повезло, что я оказался в этой картине».