Зачастую Гражданскую войну в Испании называют «прологом ко Второй мировой». Характерно, что Испания избежала участия в Первой мировой войне. А в годы Второй мировой победитель в Гражданской Франсиско Франко отправил в СССР так называемую «синюю дивизию», но этим участие Испании во Второй мировой войне и ограничилось.
Испанцы «пропустили» обе Мировые войны, но зато испытали на себе одну из самых масштабных Гражданских войн, фактически с участием ряда иностранных держав и добровольцев со всего мира.
Испания к 1936 году находилась в состоянии глубокого кризиса. Парламентская система «барахлила», в стране происходили перевороты и столкновения между правыми и левыми. Не были решены ключевые общественные вопросы: крестьянский, рабочий, национальный и т.д. Велика была неприязнь и даже ненависть между разными слоями населения, проповедовавшими неодинаковые ценности.
Отдельно стоит упомянуть армию, как настоящее «государство в государстве», с собственным взглядом на происходящее. Фронтовые офицеры, прошедшие Рифскую войну в Марокко (крайне тяжелое колониальное противостояние для Испании), мечтали о «сильной руке».
С 1931 по 1936 годы в стране произошло более двадцати правительственных кризисов. На выборах 1936 года в Испании победу одержал Народный фронт, но с незначительным перевесом.
Власть в стране, либерально-демократическая, оказалась между правыми и левыми радикалами. Счеты друг с другом сводили монархисты, местные фашисты, коммунисты и анархисты. Одновременно крестьяне в ряде регионов Испании устроили «черный передел земли» по-испански, а рабочие — захват предприятий.
Мятежникам-военным в 1936 году казалось, что «быстрый военный переворот» — это единственный выход из ситуации. Лидерами путча стали как раз офицеры, отличившиеся в ходе колониальной Рифской войны — Хосе Санхурхо, Эмилио Мола, Мануэль Годед, упомянутый Франсиско Франко. Кстати, из упомянутых вдохновителей мятежа к 1938 году в живых останется только Франко...
План был «надежный, как швейцарские часы», казалось, что у генералов всё пойдет, как по маслу. Почти весь генералитет поддерживал заговор, к мятежникам примыкали и офицеры флота. Сторонники переворота договаривались с правыми политическими силами, намереваясь выступить синхронно.
«Как рассчитывал Мола, военный мятеж по условному сигналу должен был начаться сразу во всех концах страны от Пиренеев до Марокко. Выступление намечалось на 17 часов 17 июля. Основная роль отводилась марокканским войскам и Иностранному легиону, вспомогательная — гражданской гвардии, Фаланге и ополчению наваррских и кастильских монархистов.
Флоту надлежало перебросить находившиеся в Марокко войска в саму Испанию. Всем присоединившимся военным заговорщики обещали немедленное повышение в чине на одну ступень и прибавку к пенсии после отставки...» (с) С. Ю. Данилов. Гражданская война в Испании. М.: Вече, 2004.
Одновременно стоит отметить беспечность республиканских властей, которые скептически относились к возможностям мятежа (хотя их фактически открыто предупреждали).
Путч начался 17 июля, причем самыми надежными участниками мятежа стали туземные марокканские войска («регуларес») и так называемый Испанский легион, тогда во многом состоявший из наемников-иностранцев. Кроме того, генералов поддержала регулярная Африканская армия — элитная часть испанских вооруженных сил, имевшая боевой опыт.
Одна проблема: всё это великолепие было в Испанском Марокко, то бишь не в самой Испании. Мятежники быстро добились успеха в Марокко и на Канарских островах, причем повели себя очень жестоко даже с коллегами, не поддержавшими выступление.
Так, сам Франсиско Франко закрыл глаза на убийство собственного кузена. Особенно пострадали военные летчики, обладавшие более либеральными взглядами: многие из них были убиты путчистами. Массовые убийства пленных и несогласных стали «визитной карточкой» Гражданской войны в Испании и скоро подобные приемы использовались всеми сторонами конфликта повсеместно.
Ну а в метрополии всё с самого начала пошло для путчистов «по известному месту». Большая часть крупных городов осталась в руках правительства, причем последнее начало раздавать оружие своим сторонникам. Здесь большую роль сыграли анархистские дружины, местные ополчения, рабочие отряды.
За несколько дней оружие получили от 500 до 600 тысяч противников мятежа. Но подобная деятельность правительства означала, что оно попадает в зависимость уже от этих вооруженных отрядов. А последние были крайне разномастными по своему составу, более-менее скрепляло их только наличие общего врага.
Главные успехи путчистов в самой Испании — это победы в консервативных Наварре и Старой Кастилии, плюс, разумеется, плацдарм в Андалузии. А вот во всех остальных регионах Испании мятеж фактически провалился, а где-то — вообще просто не состоялся. Самое главное, что республиканцы сумели тогда удержать Мадрид.
Неудачи ждали сторонников «кружка генералов» в Каталонии, Астурии, Кантабрии, бакских территориях. Барселона также осталась за республиканцами. Здесь серьезно сыграла роль позиция басков и каталонцев, которые добились от Республики региональных послаблений. Генералы, монархисты и националисты-фалангисты воспринимались им как «неизбежный возврат к старому».
«...мятежникам нигде не удалось одержать победы над вооруженным гражданским обществом. Последующие три недели до 10 августа стали временем триумфа вооруженного испанского народа...» (с) С. Ю. Данилов. Гражданская война в Испании. М.: Вече, 2004.
Отдельно стоит отметить ситуацию на флоте: да, многие морские офицеры были лояльны мятежникам... но вот команды кораблей выступили против. На некоторых кораблях матросы вели бои с собственными офицерами. А в целом практически всь флот остался верен Республике.
Соответственно, марокканские туземные головорезы и наемники из местного «Иностранного легиона» столкнулись с проблемой: как им попасть в Испанию?
А в самой Испании мятежники контролировали из десяти крупнейших городов только Севилью и Сарагосу. Путч фактически провалился и перерос в полномасштабную Гражданскую войну, к которой скоро «присоединятся» внешние силы.
Путч 17-18 июля 1936 года не завершился успехом и встретил массовое сопротивление, причем сопротивление, прежде всего, низовое, народное.
Совсем скоро, в конце июля 1936 года, в испанские события открыто вмешаются фашистская Италия и нацистская Германия. Именно они сведут на нет преимущества республиканского правительства и помогут мятежникам перебросить марокканцев и наемников в Испанию.
Трехлетняя Гражданская война обойдется Испании в 450 тысяч погибших (о точных цифрах спорят до сих пор). Неудавшийся мятеж все-таки приведет к победе именно лагеря «генералов», скооперировавшихся с монархистами, фалангистами и внешними силами...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: