Отрывок из книги Энмеркара "Просветленные Матрицы"
Одной из ключевых и характернейших идей буддизма является концепция «пустотности» существования – «шуньяты» (от санскр. «шунья» – «пустой»).
При этом, несмотря на нередко вводящую в заблуждение коннотацию, шуньята не означает простого отрицания бытия, не означает нигилизма и не тождественна смежным индуистским концепциям «иллюзорности» («майи»): «Сказать, что всё есть, – одна крайность, сказать, что ничего нет, – другая крайность. Всё пусто – вот истина срединного пути» (Нагарджуна).
В буддистском контексте «пустотность» является «обратной стороной» взаимозависимости и означает не отсутствие объектов как таковых, но – отсутствие их самостоятельного существования, вне потока и контекста: «Во взаимообусловленном мире нет ни самостоятельных сущностей, ни первопричины, на которые можно было бы опереться; именно поэтому, мир пуст (шунья), и пустота также пуста» (Нагарджуна).
Другими словами, мир и представление о нем нераздельны, предметы возникают как продукт описания, а потому «объективная» реальность – плод «субъективного» восприятия.
В то же время, «пустотность» – это не само по себе «отсутствие» объектов, это – отсутствие «неоднородности», «возмущения» в «исходной» природе реальности. Другими словами, основа мироздания абсолютно равномерна, неподвижна, тотипотентна, неизменна и нерушима, а все видимости – это эпифеномены на ней, продукты произвольного выделения сознанием тех ее качеств и свойств, которые в ней самой не выделены (но и не противятся выделению).
Буддистские учения выделяют много видов пустотности (по Чандракирти – 20), а для Тибетского буддизма принципиальными являются два взгляда на шуньяту – как на «пустоту от себя» (санскр. свабхава-шуньята, тиб. рантонг) и «пустоту от другого» (санскр. парабхава-шуньята, тиб. шентонг).
Взгляд рантонг состоит в том, что все феномены пусты, они не обладают независимым существованием, самобытием (свабхава). Это означает полное отсутствие какой бы то ни было самосущей природы, наделяющей феномены характеристикой. В этом подходе акцент делается на пустотности объекта, воспринимаемого сознанием ясного света.
Взгляд шентонг состоит в акценте на пустотности самого сознания ясного света от всех более грубых уровней ума и загрязнений. Данный подход лежит в основе медитации на самом уме ясного света, изначальной чистоте. В свою очередь, это воззрение трактуется двояко:
◉ с одной точки зрения, на абсолютном уровне все-таки присутствует некое «самобытие», «свабхава», в сочетании с «парабхавой» – «пустым от иного» изначальным осознаванием. При этом пустота от самосущего существования или «рантонг» рассматривается исключительно как природа относительной реальности, тогда как абсолютная реальность понимается как пустая от всего, кроме себя самой;
◉ с другой точки зрения – пустотной является и сама основа, это пустотность собственной природы, тогда как истинное выражается как самовозникающее изначальное осознавание без двойственности воспринимаемого и воспринимающего.
При этом, согласно «Учению срединности», мадхьямаке, зависимое происхождение (пратитья самутпада) полностью совпадает с пустотой, и ничего третьего в остатке не остается.
Буддистское описание мира – это восприятие перцептивного потока, непрерывной, подвижной, изменчивой череды впечатлений, рождающих такую же последовательность описаний.
В самом деле, анализ процессов в сознании показывает, что мы непрерывно «синтезируем» мир из отдельных впечатлений – о цвете, звуках, тактильных и других свойствах, вне которых понятие «объекта» теряет всяческий смысл.
Для буддиста мир – не иллюзия, не «заблуждение» в классическом смысле, но и не реальность, не совокупность объектов «самих по себе», а – перцептивный поток, из которого сознания и выстраивает свою условную картину реальности. Другими словами, предметы реальны настолько, насколько сознание считает их реальными, выстраивает пути и способы взаимодействия с ними. Таким образом, говорить о существовании любого предмета или явления вне его взаимодействия с другими – совершенно бессмысленно: реальность – это не мир объектов, а пространство взаимодействий, фиксацию (описание) которых и осуществляет воспринимающее сознание.
Такая способность сознания «творить» реальность, «фиксировать» ее, выделяя в ней отдельные перцептивные элементы, воспринимаемые как качества объектов, называется «светоносностью» сознания, «прабхасвара-читта» (или «сиянием пустоты»). Это описание подразумевает, что сознание (которое также само по себе пустотно) – это качество шуньяты, обеспечивающее ее «виртуальное кипение» (читта-сантана) – рождение и (одновременное) растворение свойств, качеств и явлений. Отметим, что для буддизма важной концепцией является «анатма» – отсутствие какого-либо субстанционального ограниченного сознания («души», «духа» и тому подобного), а сознание является как бы «эпифеноменом» пустоты.
Таким образом, понятия «пустотности» и «светоносности» являются взаимодополняющими характеристиками «реальности» бытия/сознания, переживание которых является целью многих медитативных практик.
Книги Энмеркара - https://masters-heart.org/knigi-enmerkara
Подписывайтесь на наш телеграмм канал "Сердце Мастера", чтобы:
- следить за выходом новых статей Энмеркара;
- участвовать в обсуждении актуальных вопросов о Магии и Пути;
- найти попутчиков и единомышленников.
Мы хотим создать уютный "дом для идущих и ищущих".
Загляните к нам, и может Вам у нас понравится.
А возможно Вам удастся услышать Силу, стучащую в Вашу дверь...