Найти в Дзене
Безопасное детство

Секреты эффективного обучения детей безопасному поведению

Все родители хотят легко и эффективно научить ребенка правилам безопасности, чтобы ребенок не только запомнил все правила и советы, но и хотел применять их на практике, обсуждать, задавать вопросы и с интересом продолжать обучение. Поделюсь тремя секретами занятий тренерской школы «Стоп Угроза»: 1.Делаем так, чтобы каждое занятие было максимально похоже на игру и совсем не похоже на урок или «серьезный разговор».  Выбираем время, когда у ребенка хорошее настроение, и предлагаем тему для обсуждения, задание или вопросы в легкой, веселой форме. Если ребенок отвлекается, устает, больше не хочет слушать, отвечать, рисовать или тренироваться, не настаиваем. Никаких «это важно», «почему ты не можешь сосредоточиться», «еще пять минут и разрешу идти играть». Не нужно противопоставлять занятия чем-то полезным и обучение - отдыху и игре. Большинство родителей способны начисто отбить интерес и желание чем-то заниматься, уговаривая, заставляя, настаивая и критикуя. Любопытно, но понаблюдайте сами,
Эксперт по безопасности Лия Шарова
Эксперт по безопасности Лия Шарова

Все родители хотят легко и эффективно научить ребенка правилам безопасности, чтобы ребенок не только запомнил все правила и советы, но и хотел применять их на практике, обсуждать, задавать вопросы и с интересом продолжать обучение.

Поделюсь тремя секретами занятий тренерской школы «Стоп Угроза»:

1.Делаем так, чтобы каждое занятие было максимально похоже на игру и совсем не похоже на урок или «серьезный разговор».

 Выбираем время, когда у ребенка хорошее настроение, и предлагаем тему для обсуждения, задание или вопросы в легкой, веселой форме. Если ребенок отвлекается, устает, больше не хочет слушать, отвечать, рисовать или тренироваться, не настаиваем. Никаких «это важно», «почему ты не можешь сосредоточиться», «еще пять минут и разрешу идти играть». Не нужно противопоставлять занятия чем-то полезным и обучение - отдыху и игре.

Большинство родителей способны начисто отбить интерес и желание чем-то заниматься, уговаривая, заставляя, настаивая и критикуя. Любопытно, но понаблюдайте сами, как в общении с ребенком появляется неестественная интонация, как у учителя или воспитателя. Убираем эту интонацию, болтаем расслабленно и свободно.

Ваша задача как профессионального супер-тренера – создать настроение, а не «вбить знания в голову». Ребенок должен хотеть читать дальше, ждать следующую главу, просить вас об этом. Поэтому каждое занятие строится на вопросах, практике, смехе и поощрении за интересные рассуждения, инициативу, смелость и внимательность.

2. Ничего не критикуем. 

Какой бы неправильный ответ вы ни услышали от ребенка, не возмущайтесь и не начинайте, как это часто происходит, объяснять «как надо» или «почему это неправильно». Кивните, скажите «интересно», «допустим», «любопытно», и задайте наводящий вопрос без «интонации училки».

Например, ребенок отвечает, что может отличить преступника от обычного человека по одежде и поведению. И вместо того, чтобы высмеивать или опровергать, задаем вопросы, которые я предлагаю в главе о стереотипном образе преступника. 

Помним, что наша задача – не выдрессировать ребенка отвечать так, как надо, а наоборот, создать доверительное пространство общения, в котором ребенок не будет опасаться сказать что-то не так, и начнет «убирать фильтры».

У каждого ребенка к 6-8 годам формируется целая система «фильтров». Они точно знают, чего от них ждут, и умело дают родителям «правильные» ответы и реакции. Мы же с вами учимся доверительному дружескому общению, которое станет главной основой безопасности ребенка в подростковом возрасте.

3. Хвалим и обнимаем. 

Пусть эта занудная тема безопасности превратится в минуты интересного и комфортного для ребенка общения.

Это не просто набор правил или навыков. Это и жизненно важная база картины мира, личных границ и общения с окружающими. Это и фундамент понимания собственных прав и обязанностей, правил общества и их соотношения с личными желаниями. Это и развитие уверенности в себе, независимости от чужого мнения, умение выявлять манипуляции друзей и недругов, важные базовые навыки конфликтоустойчивости.

Это – те самые темы для разговоров, которые во многом формируют личность. И важно, чтобы ребенок хотел слушать, говорить и тренироваться сам. А проще всего достичь этого эффекта, закрепив за этими занятиями настроение легкости, близости, нежности и восхищения умениями и мыслями ребенка.