Найти в Дзене
кладовка

животные в литературе

Оглавление

всем привет! когда мы говорим об образах, героях и сюжете, очень часто нам на пути встречаются животные. но какая их роль, что в них вкладывает автор, когда вводит Буклю в "Гарри Поттере", или пишет от лица собаки все повествование, как в "белый Бим, черное ухо"? давайте разбираться.

начало

стоит упомянуть, что самым распространенным жанром в стихии упоминания животных является так называемый "животный эпос" - эпическое произведение, в котором главную роль повествования ведут звери. первыми в истории произведениями, которые сохранились до наших дней, является античный комичный эпос "война мышей и лягушек", или «Батрахомиома́хи́я» (5 век до н.э., про то, как король лягушек неумышленно утопил мышонка на своей спине), а также индийский эпос "Панчатантра" (от 3 до 4 века н.э., которая делится на пять книг со своими отдельными рассказами о жизни животных, показанных через призму общества). затем в средних веках у них начался настоящий расцвет из-за возможности метафоричности, олицетворения и общей ассоциативности, да и дальше, уже в новое время, многие басни (самый распространенный жанр с животными) обращались к античному строению и даже латинскому языку. использовались они как способ аллегорично показать человеческое общество через животных, либо в формате сатиры.

-2

задачи

итак, ну появились животные в литературе и появились. а в чем смысл-то? а смыслов, на самом деле, достаточно.

  1. предоставить читателю "другой" мир. когда детям много раз сообщают о том, как живут собаки, лошади; как в сказках борются с волком поросята и так далее, они понимают, что существует не только их зрение и видение мира. призма "другого" с помощью показания жизни животных от их лица, прежде всего, несет образовательную направленность, т.е. рассказывает о том, как возможна коммуникация, но так же это и...
  2. глубокая эмоциональность. для того, чтобы показать привязанность, часто мы не то что используем образы животных, но составляем сравнительные конструкции, используя звериные качества - верность пса, искренность глаз лошади, буйство быка и так далее. также, мир глазами животного представляется лучше именно из-за определенных убеждений о мышлении животных. таким образом, мы, когда читаем о стремлении животного угодить хозяину из-за любви к нему, когда сами понимаем, что этот хозяин не очень, сильно проживаем написанные эмоции. потому что и мы сами иногда так себя ведем. конечно, поведение человека и животного имеет множество различий, но авторы используют то, что устоялось в мировой культуре как аксиома, чтобы передать эмоции глубже из-за этой принадлежности к "другому" миру.
  3. создание союзника. множество книг, в которых животных упоминаются как домашние, или как напарники в чем-то. устойчивая доверительная связь с животным - один из приемов того, как можно показать отношение персонажа к другим. в фильмах вроде "я - легенда" или том же "хатико" часто наличие животного оправдывается нелюдимостью главного героя, который, найдя друга (в этом случае образ животного совпадает с образом "я"-сознания), начинает социализироваться. либо же домашнее животное является аллегорией на самого персонажа, его характеристикой, например, чихуахуа главной героини "блондинки в законе" является одной из специфических особенностей стереотипов о блондинках. но, несмотря на это, домашний питомец героини Уизерспун все равно является ее лучшим другом и членом семьи.
  4. гиперболизация. дикий животный мир, допустим, в антиутопиях и похожей литературе о разделении на "высших" и "низших", представляется грязным, омерзительным в какой-то степени. с помощью сравнения с животными человека показывают, насколько он "опустился", и с этой стороны показываются примитивные характеристики, а не то духовное и величественное, что проявляется в литературе про дружбу между домашним животным и хозяином.
  5. также, как и цель гиперболизации, есть цель в создании мифического. чтобы показать нереальность происходящего, фантастику и выдумку, магию, животные начинают разговаривать. практически во всех фэнтези встречаются моменты, когда какой-то зверь оказывается говорящим - это также совместимо с пунктом три, в котором создается союзник. заимев голос, животное говорит свою точку зрения и мировоззрение, соприкасаясь с главным героем. но это не случай повествования от лица животного, поэтому... тут не такое глубокое погружение. но из-за способности коммуницировать такие говорящие животные, наверное, воспринимаются ближе к нам, очеловеченными образами, которым легче сочувствовать и сопереживать его истории.

последнее, о чем хочется сказать - образы животных создали так называемый "эзопов язык", когда с помощью иносказательных выражений автор утаивает в двойном дне свой смысл. часто в таких конструкциях присутствуют элементы сравнения с животными.

-3

примеры (немного)

где показаны животные в литературе, что же почитать про братьев наших меньших и не очень? также тут представлены примеры сатиры через аллегорию с животными, антиутопии с участием зверей и так далее.

Чехов - "Каштанка", "циник", Куприн - "Сапсан", "в зверинце", "Барбос и Жулька", Андреев - "кусака", Троепольский - "белый Бим, черное ухо", Лондон - "белый клык", Зиновьева-Аннибал - "трагический зверинец" (цикл рассказов), Достоевский - "крокодил", Хлебников - "зверинец", Оруэлл - "скотный двор", Льюис - "хроники Нарнии", Тургенев - "записки охотника" (цикл рассказов), "собака", "муму", перепелка", "природа", Толстой - "заметки об охоте" (тоже цикл).

в поэзии Высоцкого и Маяковского, Есенина, прозе В.Белова, С. Залыгина, М. Алексеева, множество животных образов смешивается с темой крестьянского быта. также куча басен, фольклорных сказок, может быть отнесена к этой теме, с самого начала использования эзопова языка - примерно от древней Греции и Рима, плюс, пословицы и поговорки. анималистика во многом используется как образный прием во всей литературе в целом, и мы мало задумываемся о том, какой же это огромный пласт текстов.

что же, вот и конец статьи! было ли вам интересно читать на эту тему? я размышляю о том, чтобы написать похожий сюжет о растениях. у меня все крутилась в голове эта идея, и наконец-то пришла в визуализацию. ура!
подписывайтесь на канал, чтобы читать больше о литературе, кинематографе и психологии.
источники: "образ животного в текстах культуры", Е.П. Шапинская; "зверинцы и зоосады в русской литературе XIX-XXв.: между раем и адом", Валерий Мароши; выпускная квалификационная работа "художественные функции образов животных в поэзии В.С. Высоцкого", Е.Р. Колешникова.