всем привет! когда мы говорим об образах, героях и сюжете, очень часто нам на пути встречаются животные. но какая их роль, что в них вкладывает автор, когда вводит Буклю в "Гарри Поттере", или пишет от лица собаки все повествование, как в "белый Бим, черное ухо"? давайте разбираться.
начало
стоит упомянуть, что самым распространенным жанром в стихии упоминания животных является так называемый "животный эпос" - эпическое произведение, в котором главную роль повествования ведут звери. первыми в истории произведениями, которые сохранились до наших дней, является античный комичный эпос "война мышей и лягушек", или «Батрахомиома́хи́я» (5 век до н.э., про то, как король лягушек неумышленно утопил мышонка на своей спине), а также индийский эпос "Панчатантра" (от 3 до 4 века н.э., которая делится на пять книг со своими отдельными рассказами о жизни животных, показанных через призму общества). затем в средних веках у них начался настоящий расцвет из-за возможности метафоричности, олицетворения и общей ассоциативности, да и дальше, уже в новое время, многие басни (самый распространенный жанр с животными) обращались к античному строению и даже латинскому языку. использовались они как способ аллегорично показать человеческое общество через животных, либо в формате сатиры.
задачи
итак, ну появились животные в литературе и появились. а в чем смысл-то? а смыслов, на самом деле, достаточно.
- предоставить читателю "другой" мир. когда детям много раз сообщают о том, как живут собаки, лошади; как в сказках борются с волком поросята и так далее, они понимают, что существует не только их зрение и видение мира. призма "другого" с помощью показания жизни животных от их лица, прежде всего, несет образовательную направленность, т.е. рассказывает о том, как возможна коммуникация, но так же это и...
- глубокая эмоциональность. для того, чтобы показать привязанность, часто мы не то что используем образы животных, но составляем сравнительные конструкции, используя звериные качества - верность пса, искренность глаз лошади, буйство быка и так далее. также, мир глазами животного представляется лучше именно из-за определенных убеждений о мышлении животных. таким образом, мы, когда читаем о стремлении животного угодить хозяину из-за любви к нему, когда сами понимаем, что этот хозяин не очень, сильно проживаем написанные эмоции. потому что и мы сами иногда так себя ведем. конечно, поведение человека и животного имеет множество различий, но авторы используют то, что устоялось в мировой культуре как аксиома, чтобы передать эмоции глубже из-за этой принадлежности к "другому" миру.
- создание союзника. множество книг, в которых животных упоминаются как домашние, или как напарники в чем-то. устойчивая доверительная связь с животным - один из приемов того, как можно показать отношение персонажа к другим. в фильмах вроде "я - легенда" или том же "хатико" часто наличие животного оправдывается нелюдимостью главного героя, который, найдя друга (в этом случае образ животного совпадает с образом "я"-сознания), начинает социализироваться. либо же домашнее животное является аллегорией на самого персонажа, его характеристикой, например, чихуахуа главной героини "блондинки в законе" является одной из специфических особенностей стереотипов о блондинках. но, несмотря на это, домашний питомец героини Уизерспун все равно является ее лучшим другом и членом семьи.
- гиперболизация. дикий животный мир, допустим, в антиутопиях и похожей литературе о разделении на "высших" и "низших", представляется грязным, омерзительным в какой-то степени. с помощью сравнения с животными человека показывают, насколько он "опустился", и с этой стороны показываются примитивные характеристики, а не то духовное и величественное, что проявляется в литературе про дружбу между домашним животным и хозяином.
- также, как и цель гиперболизации, есть цель в создании мифического. чтобы показать нереальность происходящего, фантастику и выдумку, магию, животные начинают разговаривать. практически во всех фэнтези встречаются моменты, когда какой-то зверь оказывается говорящим - это также совместимо с пунктом три, в котором создается союзник. заимев голос, животное говорит свою точку зрения и мировоззрение, соприкасаясь с главным героем. но это не случай повествования от лица животного, поэтому... тут не такое глубокое погружение. но из-за способности коммуницировать такие говорящие животные, наверное, воспринимаются ближе к нам, очеловеченными образами, которым легче сочувствовать и сопереживать его истории.
последнее, о чем хочется сказать - образы животных создали так называемый "эзопов язык", когда с помощью иносказательных выражений автор утаивает в двойном дне свой смысл. часто в таких конструкциях присутствуют элементы сравнения с животными.
примеры (немного)
где показаны животные в литературе, что же почитать про братьев наших меньших и не очень? также тут представлены примеры сатиры через аллегорию с животными, антиутопии с участием зверей и так далее.
Чехов - "Каштанка", "циник", Куприн - "Сапсан", "в зверинце", "Барбос и Жулька", Андреев - "кусака", Троепольский - "белый Бим, черное ухо", Лондон - "белый клык", Зиновьева-Аннибал - "трагический зверинец" (цикл рассказов), Достоевский - "крокодил", Хлебников - "зверинец", Оруэлл - "скотный двор", Льюис - "хроники Нарнии", Тургенев - "записки охотника" (цикл рассказов), "собака", "муму", перепелка", "природа", Толстой - "заметки об охоте" (тоже цикл).
в поэзии Высоцкого и Маяковского, Есенина, прозе В.Белова, С. Залыгина, М. Алексеева, множество животных образов смешивается с темой крестьянского быта. также куча басен, фольклорных сказок, может быть отнесена к этой теме, с самого начала использования эзопова языка - примерно от древней Греции и Рима, плюс, пословицы и поговорки. анималистика во многом используется как образный прием во всей литературе в целом, и мы мало задумываемся о том, какой же это огромный пласт текстов.
что же, вот и конец статьи! было ли вам интересно читать на эту тему? я размышляю о том, чтобы написать похожий сюжет о растениях. у меня все крутилась в голове эта идея, и наконец-то пришла в визуализацию. ура!
подписывайтесь на канал, чтобы читать больше о литературе, кинематографе и психологии.
источники: "образ животного в текстах культуры", Е.П. Шапинская; "зверинцы и зоосады в русской литературе XIX-XXв.: между раем и адом", Валерий Мароши; выпускная квалификационная работа "художественные функции образов животных в поэзии В.С. Высоцкого", Е.Р. Колешникова.