Министр национальной и территориальной политики Хакасии Лев Сафьянов побывал в редакции 19rusinfo.ru, чтобы расставить некоторые точки над i в теме жизнедеятельности шорских общин в республике.
Вопросы вызваны активным интересом читателей к их деятельности. Время от времени, как стало известно информагентству, внутри общественных организаций возникают межличностные конфликты, переизбираются председатели. Особый вопрос порядочности - деньги спонсоров, которые могут стать яблоком раздора.
Выживание, борьба за власть и за финансовую помощь в Хакасии
- Лев Александрович, расскажите, сколько шорских общин зарегистрировано на территории республики, есть ли тенденция к увеличению, сколько человек объединяют?
- На сегодняшний день у нас в Хакасии насчитывается более 700 некоммерческих организаций, в число которых также входят и наши шорские общины. Их 29. Одна община всех объединяет. Примерно более 100 человек.
- За счет чего они живут? Какие средства, из каких источников и на какие цели им выделяются. Можете назвать объемы финансирования за прошлый год и за текущей?
- Это некоммерческие организации, они живут, конечно, за счет своих средств. В рамках наших полномочий мы оказываем поддержку нашим коренным малочисленным народам, шорцам. Они проживают на территории Таштыпского и Аскизского района, в частности Балыхтинский, Матурский и Анчульский сельсоветы.
У нас идет поддержка в рамках нашего соглашения с Федеральным агентством по делам национальностей ( ФАДН) между правительством России, где предусмотрены средства бюджета - это консолидированный бюджет, куда входят федеральные средства (основная часть) и республики.
Ежегодно в пределах чуть больше одного миллиона, закладываются средства. В прошлом году у нас было миллион 144 тысячи. В этом году миллион 142 тысячи. Они направляются на поддержку наших шорских общин по линии образования, здравоохранения, культуры и экономическая поддержка. В целях поддержки их хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования (ТТП).
- Кто и как контролирует вообще расходование этих бюджетных средств, как налажена система отчета?
- Это федеральные деньги, они очень строго контролируются, как я сказал, по четырем направлениям. По линии образования, например, компенсируем расходы студентов, которые обучаются вдалеке от нашего региона. В прошлом году и в этом мы обеспечили покупку авиабилетов для двух студентов в Петербург, они учатся в университете имени Герцена.
По линии культуры мы проводим различные фестивали: шорской культуры, детский фестиваль; фестиваль, посвященный международному дню коренных малочисленных народов, и другие мероприятия.
По линии здравоохранения - санаторно-курортное лечение семей из числа коренных малочисленных народов . В прошлом году две семьи отдохнули вместе с детьми. В этом году также планируется обеспечить, во втором полугодии выделить средства на санаторно-курортное лечение.
Экономическая поддержка - проводим конкурс среди всех этих общин для улучшения материально-технической базы, ведения хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования.
Насколько помню, в прошлом году 14 общин получили сертификаты, чтобы приобрести оборудование: деревообрабатывающие, токарные станки, что необходимо как раз для хозяйственной деятельности. В этом году мы буквально недавно ездили в Таштыпский и Аскизский районы, вручили наши сертификаты.
Эти отчеты формируются согласно законодательству, которое используется при государственной информационной системе "Электронный бюджет". Это и Министерство финансов Республики Хакасия, федеральное казначейство и ФАДН. Все эти мероприятия согласовываются с нашими шорскими общинами. Они обсуждают перед началом нового бюджетного календарного года, на какие мероприятия сколько денег направить. И выпиской из протокола нас извещают. А мы, соответственно, с Федеральным агентством по делам национальности. Заключается соглашение. Отчетность ведется - все строго.
- Допускается ли возможность получения денег шорскими общинами или их руководителями от недропользователей, лесозаготовителей, арендаторов земельных участков, предпринимателей, промышленников - одним словом спонсоров?
- Допускается, потому что это некоммерческие организации. Мы не ограничиваем их обращения и взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, в том числе и с хозяйствующими субъектами. У нас есть свой Порядок, который мы разработали на сегодняшний день касаемо взаимодействия с недропользователями, лесозаготовителями, которые ведут свою хозяйственную деятельностью на территории ТПП шорцев.
Есть проект постановления, проект соглашения между хозяйствующим субъектом и шорскими общинами. Идет процедура согласования по оценке регулирующего воздействия с хозяйствующими субъектом. В пределах месяца это процедура пройдет. После этого мы выставим постановление на согласование правительства. А когда уже примут, начнется практика.
- Вот это касается той поддержки, которые хозяйствующие субъекты должны возместить убытки за нанесенный ущерб на территории ТПП? Это главная цель, на что они могут давать деньги как возмещение ущерба, либо есть еще какие-то другие цели?
- Это внутренние дела самих шорцев при взаимодействии с хозяйствующими субъектами.
- Это не регулируется?
- Да, конечно, это их право, мы туда не лезем.
- То есть здесь никакого коррупциогенного фактора быть не может? Если это некоммерческая организация (спонсор) решила выделить деньги.
- Это взаимоотношения между хозяйствующим субъектом и определенными шорскими общинами. Если нужна какая-то отчетность, они отчитываются перед спонсорами, на какие цели они выделили.
- А если недпользователи хотят начать работу на той или иной территории, учитывается мнение Миннацполитики? Министерство в курсе ли, какие недропользователи и на какие территории заходят в республике, если это затрагивает интересы шорцев?
- При правительстве республики действует Совет коренных малочисленных народов, куда входят практически все лидеры общин. Если будут заключены между общинами и хозяйствующими субъектами детализированное соглашения плюс к этому - соглашения между хозяйствующим субъектом и администрацией сельского совета, который представляет интересы местного населения... При предоставлении тех документов, в том числе и публичного обсуждения на сходе граждан на этой территории, то наш Совет уже принимает рамочное такое соглашение с хозяйствующим субъектом.
На сегодня 7 субъектов уже заключили такие соглашениям, по еще одному идет договоренность.
- Немало вопросов поступает в нашу редакцию относительно Хакасской республиканской общественной организации "Шория". Расскажите, при каких обстоятельствах была переизбрана председатель общества Наталья Федотова? Была ли действительно в отношении нее проведена проверка использования денежных средств организации. Есть информация, что накопились долги за время ее руководства. Даже счета были заблокированы.
- Федотова Наталья Николаевна действительность вела деятельность "Шории", могу ошибиться, с 2010-го по 21-й или 20-й годы. Это внутренние дела, их кухня. Насколько помню, они же тоже предоставляют какие-то отчеты в Минюст России, где они зарегистрированы. Видимо, какой-то отчет они вовремя не предоставили и получили штраф. Насколько помню, 5000 рублей. Не могу сказать насколько долг погашен, либо еще висит до сих пор. У нас нет полномочий контрольных, надзорных. Мы обеспечиваем поддержку шорцам.
- Конечно, вы в курсе событий, происходящих в общинах, вы рядом, помогаете им.
- Да, но они нас могут не извещать о внутренних проблемах Это их право обратиться к нам за помощью, содействием.
- У нас есть информация, что сейчас общество "Шория" возглавляет Айра Николаевна Кызласова. Наши читатели сообщают такую не совсем приятную информацию, что якобы она стала участницей ДТП со смертельным исходом. Вам известно что-либо об этом?
- Опять же, поскольку это некоммерческая организация, это их внутреннее дело. Они переизбрали руководители, мы не в курсе. Возможно, она все равно ходит, участвует где-то. Но не имеет права занимать государственные и муниципальные должности. Но в остальных случаях, она имеет право, не запрещает закон.
- Как происходит вообще процедура избрания руководителя, это голосование?
- Да, это на общем собрании, есть регламент, сколько голосов должно быть. Сейчас все документы переданы в Минюст России. После внесения изменений в учредительные документы этой организации, официально будет установлено, что есть новый руководитель. Тогда мы сможем публично об этом говорить.
- Мы также много писали про Этнический центр шорской культуры в деревне Тлачек. Люди жаловались, что центр не ведет работу должным образом. Что там происходит сейчас, как отлажено эта работа?
Избушка на клюшку: в Хакасии не работает важный объект
- Об этом уже многое говорилось и многое писалось, в том числе в ваших публикациях. Это учреждение появилось в прошлом году с нуля. Было принято решение о создании на базе этого объекта казенного учреждения, которые будет подведомственно Миннацполитики. В штатном расписании было 4 человека. Недавно мы провели работу по увеличению штатной численности до 8 человек. Добавили технический персонал. Теперь там сторожа, истопники и уборщицы, водитель. Москва тоже не строилась сразу.
Постепенно мы идем по нарастающей. Рядом предусмотрены еще другие хозяйственный постройки. В перспективе видим, что это учреждение должно развиваться. Возможно, поменяем статус этого учреждения, перейдем на автономность, чтобы оно могло оказывать какие-то услуги, могли зарабатывать. Потому что это территория тайги, очень много перспектив там имеется, есть условия. Можно предоставлять услуги охотникам, рыбакам.
Может быть, даже перспектива объединения или сосуществование с коммерческим центром. Создать перевалочный пункт по сбору дикоросов, мастерские, предоставлять услуги. Ну и вести этнокультурное развитие. Это и трудоустройство людей. В таких территориях особо нет работы. А работа там ведется.