В 2010 году американский музыкант Ариэль Пинк записал микс для журнала FACT, который начинался с поразительного трека загадочной группы под названием «НИИ Косметики». Песню подогнала ему подруга, которой показалось, что эта запись по стилю напоминает работы самого Ариэля Пинка.
Слушатели сразу обратили внимание на музыку, словно зависшую во времени. «Счастлив» звучит как современная и ультрамодная стилизация под лохматые восьмидесятые, оставаясь при этом аутентичным продуктом на все сто.
Группу «НИИ Косметики» давно и прочно забыли на родине. Её появление в модном контексте психоделического лоу-фая вызвало приятный оживляж в стане отечественных ретроманов. С пыльных антресолей были извлечены другие песни «НИИ Косметики». Самой актуальной русской группой внезапно оказались подмосковные панки из 1980-х.
Команда под причудливым названием — детище эпохи рубежа 1980-х и 1990-х, времён творческих поисков и смелых экспериментов, разброда и шатания, когда на развалинах прежней эстетики порой вырастали странные и удивительные цветы. Панк, постпанк, новая волна, синти-поп...
Команда возникла где-то в недрах дома культуры под Москвой, которым заведовал Михаил «Доктор Мефодий» Евсеенков — депутат местного сельсовета и большой оригинал. Доктор Мефодий был лидером банды, участники которой творили на концертах тотальный беспредел, облачаясь в безумные костюмы. Настолько эпатажной, что режиссёр Сергей Соловьёв даже отказался снимать их в фильме «Асса».
Глубоко андеграундная группа выступала на квартирниках, в небольших ДК и в местах наподобие актового зала Московского геологоразведочного института, какое-то время числясь в списках нежелательных. По этой причине «НИИ Косметики» не попали на Подольский рок-фестиваль.
Впрочем, довольно быстро запретительные списки прекратили действовать. Группа заявила о себе на фестивале Московской рок-лаборатории «Первый панк-съезд» и прокатилась по стране. Доктор Мефодий в итоге снялся в фильме «Комитет Аркадия Фомича» (1990). А потом уехал в Нидерланды ставить откровенные шоу в ночных клубах Амстердама. Опыт выступлений «НИИ Косметики» наверняка ему пригодился.
В 1990-е были попытки возродить «НИИ Косметики» под тем или иным соусом, но успехом они закономерно не увенчались. Зато старые записи внезапно оказались востребованы в 2010-е, когда на них обратил внимание заокеанский музыкант.
Как ни странно, записанные в кустарных условиях панк-манифесты «НИИ Косметики» зазвучали в духе модного чиллвейва и гипнагоджика. А их наивное бунтарство сыграло на разительном контрасте со стерильной и безликой современной инди-продукцией, привлекая новых слушателей.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!