Прославленный советский режиссёр, заслуженный фронтовик, кинореформатор, продюсер-первопроходец.
Дебютный самостоятельный фильм Григория Наумовича «Сорок первый» (1956), экранизация повести Бориса Лавренёва, рассказывал спонтанную историю любви революционерки и белогвардейца, был показан в Каннах, где имел успех и получил специальный приз.
Сценарий следующей работы «Баллада о солдате» (1959) написан в соавторстве с другим участником Второй мировой войны Валентином Ежовым. Фильм появился на свет с большим трудом, вопреки проблемам режиссёра со здоровьем, цензурному комитету и неповоротливой бюрократической машине. У Чухрая сначала отняли, а затем вернули партбилет.
Изначально «Баллада о солдате», повествующая не о ходе боевых действий, а о глубинных мотивах героизма, переживаниях обычного юноши, вышла в ограниченный прокат. Картина так понравилась публике, что всё-таки пошла повсеместно (понравилась Никите Хрущёву): только в СССР кинотеатры посетили более 30 млн зрителей.
В не меньшей степени «Баллада» прогремела и за рубежом. Чарли Чаплин рыдал после просмотра, Марлен Дитрих шла на сеансы снова и снова. В 1960 главный приз в Каннах взяла «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, фильм Чухрая наградили двумя специальными премиями, а Британская киноакадемия (BAFTA) признала его лучшим.
Всесоюзный и мировой успех в эпоху Оттепели побудили Чухрая решиться на рискованный шаг — реформу советского кинопроизводства. Об этом мы расскажем в другой раз.
Больше всего интересного в телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! https://t.me/bolshoy_kinovski