Найти тему
Большой Киновски

Юрий Яковлев

25 апреля народному артисту СССР Юрия Яковлеву исполнилось бы 95 лет. Вспоминаем любимые роли актёра, который одинаково достоверно играл и царя, и чиновника, и маленького человека, а самого рядового персонажа делал привлекательнее и глубже.

Князь Мышкин — «Идиот», 1958 (реж. Иван Пырьев)
В начале кинокарьеры Яковлев пришёл пробоваться для военной драмы «Сорок первый». Работу не получил, зато его фотографии попались на глаза Ивану Пырьеву, который сразу разглядел в молодом театральном актёре князя Мышкина. А затем хвастался, что люди говорят, мол, настоящего сумасшедшего для роли выписал.

Поручик Ржевский — «Гусарская баллада», 1962 (реж. Эльдар Рязанов)
Впервые этот персонаж появился в пьесе Александра Гладкова «Давным-давно» в 1940-м, но именно благодаря залихватской игре Яковлева получил широкую известность в СССР. Это ему мы обязаны тысячам анекдотов о бравом поручике.

Стива Облонский — «Анна Каренина», 1967 (реж. Александр Зархи)
«Я-то знаю точно, что попал не в свое время, – рассуждал Яковлев. – Должен был жить во второй половине XIX века. И я все время играл не тех, кого мне нужно было играть. Но попадания случались. Абсолютно точное, стопроцентное — Стива Облонский».

Иван Васильевич Бунша / Иван Грозный — «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 (реж. Леонид Гайдай)
После успеха «Бриллиантовой руки» режиссёр видел в главных ролях Юрия Никулина и Андрея Миронова. Но Никулин внезапно отказался, так как не верил, что фильм в обозримом будущем выпустят в прокат. На пробах Яковлев сразу убедил режиссёра в том, что двойная роль царя /управдома должна достаться ему. Да так, что Миронова в итоге заменили на Леонида Куравлёва: с первым у Яковлева выходил слишком интеллигентский дуэт.

Ипполит Матвеевич — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», 1975 (реж. Эльдар Рязанов)
Новогодняя сказка для взрослых в одночасье разлетелась на цитаты, к чему лично приложил руку Яковлев. Фразы: «Ой, тёпленькая пошла» и «Какая гадость… какая гадость эта ваша заливная рыба» – удачные импровизации актёра.

Би, пацак — «Кин-дза-дза», 1986 (реж. Георгий Данелия)
Яковлев называл эту роль одной из самых необычных и однозначно трудных в плане съёмок: «Это было ужасающим. Четыре часа лёту до Алма-Аты. Потом ещё полтора часа от Алма-Аты до Небит-Даге на машине, где была база съёмочной группы. Пески, пески, бесконечные перелеты - на три дня прилетали, улетали, потом опять на три дня… И ещё около часа на машине вглубь пустыни непосредственно на съёмки, где до 11 часов ещё вполне терпимо (ночью около нуля, если не минус). А вот после 11 – уже под 60».

Больше всего интересного в телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! https://t.me/bolshoy_kinovski