Найти тему
Большой Киновски

«Аллея кошмаров» - неонуар от Гильермо дель Торо и самый мрачный претендент на «Оскар»

Гильермо дель Торо, главный «сказочник» современности, в этот раз обходится без мистики, призраков и монстров и при этом снимает, пожалуй, свой самый страшный фильм о мире, погрязшем в грехах, и полной потере человечности. Действие картины разворачивается в классических для нуара 1940-х: главный герой Стэн Карлайл (Брэдли Купер) с помощью психотерапевта Лилит Риттер (Кейт Бланшетт) выдаёт себя за медиума, способного общаться с мёртвыми, и обманывает богатых пациентов Лилит. Как нетрудно догадаться, заканчивается всё трагедией. Мрачная история была прохладно встречена критиками и провалилась в прокате, но тем не менее выдвинута на «Оскар». Невозможно было обойти стороной потрясающую визуальную составляющую и актуальность поднятых тем. Но обо всём по порядку.

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо - вторая экранизация одноименного романа Уильяма Грэшема. Первую снял Эдмунд Гулдинг через год после выхода книги, в 1947 году. В это время в Америке ещё активно действовал кодекс Хейса, запрещающий демонстрацию насилия и «разврата», но даже при этих ограничениях удавалось снимать интересные сложные по киноязыку и драматургии фильмы. Однако лента Гулдинга довольно безыскусная как с изобразительной точки зрения, так и со стороны повествования. Герои получились плоскими, их мотивации предельно просты, сюжет развивается благодаря роковому стечению обстоятельств. При этом прослеживается христианский мотив о покаянии – искреннее раскаяние поможет обрести счастье и душевный покой – что в итоге приводит практически к хэппи-энду (в отличие от финала романа, но даже это не помогло, и фильм провалился в прокате). Версия 2021 года придерживается первоисточника, поэтому корректнее говорить о реэкранизации романа, а не о ремейке фильма Гулдинга.

«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо

Гильермо дель Торо мастерски создаёт «нуарное» настроение и атмосферу. Он сочетает черты классического нуара – глубину кадра, светотеневой рисунок, низкую точку съёмки широким углом – с цветом, подвижной камерой, мягким светом, зловещестью бродячего цирка и роскошью интерьеров ар-деко. Даже дождь, характерный для всех нуаров, идёт не только на улице, но и внутри помещения (протекает крыша циркового шатра), а во второй половине фильма и вовсе превращается в снег, что неудивительно - красная кровь жутко красива на белом фоне.

При этом почти в каждом кадре присутствуют символы, напоминающие о неумолимости судьбы и обреченности главного героя: «всевидящие» глаза в декорациях цирка и трёхглазый заспиртованный мутант, убивший при рождении мать (параллель со Стэном, убившим своего отца), от которого не скрыться, карты Таро, зеркала, предлагающие грешникам заглянуть в душу и прочее в том же духе. Но судьба у дель Торо – это не «злой рок», как в фильме 1947 года, а последствия поступков героев и неизбежное наказание. Как бы Стэн ни пытался начать новую жизнь и убедить себя, что не обманывает людей, а помогает им справиться с горем, «тёмная» сторона его души всё время берёт верх. Что приводит к закономерному финалу.

«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо
«Аллея кошмаров», реж. Гильермо Дель Торо

Все герои дель Торо интереснее и сложнее, чем в фильме 1947 года, но, конечно, особого внимания заслуживают женские образы. Как и в других работах мексиканского режиссера, женщины продолжают страдать от насилия, мужского шовинизма и мизогинии, но при этом демонстрируют удивительную силу духа: Зина (Тони Коллетт) не бросает и поддерживает пьяницу-мужа, Молли (Руни Мара) находит силы противостоять Стэну, даже безвольная мисс Харингтон (Мэри Стинберджен), первая клиентка Стэна, в итоге берётся за пистолет. Образ «роковой красотки» также оказывается не совсем обычным. Лилит движет не меркантильность, а возмездие и желание наказать Стэна и ему подобных, в частности, Эзру Гриндла (Ричард Дженкинс), за токсичную маскулинность (возможно, она и сама была жертвой, не просто так нам показывают жуткий шрам на груди).

«Аллея кошмаров» - это не только подарок для всех любителей нуара, но и актуальная картина, поднимающая тему гендерных отношений, манипуляций, а также задающая главный вопрос: «на что я могу пойти ради достижения своей цели»? Что ж, остаётся только надеяться, что фильм оценят по достоинству.

Марина Шатохина

Больше всего интересного в телеграм-канале "Большой Киновски". Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить! https://t.me/bolshoy_kinovski