В правовом поле могут появиться понятия «фермер» и «фермерская продукция», что поможет развитию малых форм хозяйствования и реализации их продукции в торговых сетях. Процветанию фермеров поспособствует и создание агроагрегаторов — организаций, которые станут закупать овощи и фрукты у мелких сельхозпроизводителей, перерабатывать, хранить и торговать ими. Такой законопроект внесен сенаторами и депутатами на рассмотрение Госдумы.
Несмотря на солидный объем производимой сельхозпродукции у малых форм хозяйствования сегодня есть трудности со сбытом, напомнил «Парламентской газете» соавтор законопроекта, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
«За понятием «фермер» стоит небольшое хозяйство, которое занимается выращиванием, или растениеводческой, или животноводческой продукции, или первичными перерабатывающими технологиями. Им некогда ездить по рынкам, базарам или сетевым магазинам, чтобы реализовывать свою продукцию. А существующие меры поддержки в виде сельскохозяйственных сбытовых кооперативов до сих пор долю приличную в общем рынке продукции не заняли. Те мере, которые оказывают региональные власти по созданию ярмарок и рынков, тоже не оказали серьезную поддержку», — отметил сенатор.
Следствием недосмотра, по мнению авторов законопроекта, стало сокращение сети розничных рынков: количество специализированных сельскохозяйственных рынков и универсальных рынков уменьшилось за последние восемь лет на 42 процента, сельскохозяйственных кооперативных рынков на 56 процентов. В то же время параллельно ширится в регионах представительства федеральных торговых сетей.
В помощь аграриям парламентарии и разработали законопроект, который дает определение, кто такой фермер, пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. До сих пор в законодательстве нет четкого определения, кто это такой. Соответственно, не ясен статус и фермерской продукции, чем пользуются разные предприимчивые люди и целые компании.
«Зачастую за фермерскую продукцию сегодня выдают продукцию крупных сельскохозяйственных предприятий, холдингов, или товары, которые импортируются из стран, которые субсидируют эту продукцию и являются нашими конкурентами. Поэтому мы обозначили в законопроекте, что фермерская — это продукция, произведенная микро и малыми сельхозпредприятиями, чей годовой оборот не превышает 800 миллионов рублей, а число сотрудников — не более ста», — поддержал коллегу Митин.
Закрепление статуса фермерской продукции поможет в том числе развивать индустрию лесных даров, уверен Владимир Кашин. «Имеем около семи миллионов только эксплуатационных и под 12 миллионов тонн запаса. Это огромный объем востребованной органической продукции», — подчеркнул депутат.
Авторы проекта предлагают разрешить размещать малым аграриям на производимой ими продукции обозначение, что продукция является по-настоящему фермерской. Для этого предлагается использовать надписи, содержащие слова «фермерская продукция», здесь же на этикетке можно присовокупить по желанию наименование субъекта, в котором она была произведена.
Полностью материал будет опубликован на сайте «Парламентской газеты» позднее.