Дома Валерия ждала любящая жена, для которой эта небольшая разлука показалась вечностью.
- Ко мне уже два раза приезжали с нашего телевидения, - сказала Надя, - хотят о тебе передачу сделать. Вот и корреспондент из газеты приходил. Он предложил статью написать.
- Гони их, всё равно правды не скажут, - обозлился муж.
- Зачем ты так? – удивилась Надежда.
- Что им Истомин в аэропорту рассказывал – половину взяли, а остальное своё вставили. Одним словом – нет, - пресёк разговор на данную тему Осколков.
Вечером к ним поднялась мама, приехали родители Нади. Повод был серьёзный – возвращение Валеры. Да и цель поездки, как и сама страна, вызывала много вопросов. Хорошо, что была пятница, и можно было вдоволь поговорить.
В понедельник Валера вышел на работу. Первый час, как он ни старался, работать никто не хотел. Всех интересовали результаты его поездки. Вот так и прошло это время в разговорах и уговорах. Тогда Валера предложил работать, а вопросы оставить до обеда. С его разумным предложением согласились.
Было часа три, когда Валера вышел покурить на любимую лавочку. Только расположился, как к СТО подъехала чёрная «Волга». Из неё вышел и направился к нему Сухарь.
- С возращением, Валерий Михайлович, - поприветствовал он парня.
- Здравствуйте, какими судьбами? – отозвался Валера.
- Заехал узнать, как ваше после поездки? – ответил вор, - Что – то невесело выглядите?
- Вот полчаса назад звонили из газеты – хотят статью о нашей поездке написать, - сказал Валера.
- Так дело полезное, пусть страна знает своих героев, - серьёзно отозвался Сухарь, - Не всё ж нам о новых нэпманах глаза портить.
- Да не верю я им, - начал заводиться Валера, - В Москве полковник им всё рассказал, а они не так написали.
Валера достал пачку своего любимого «Ростова», предложил Сухарю, тот взял сигарету. Закурили.
- Понимаете, они расписали, что мы Васю из плена освободили, - продолжил Валера, - Только это ведь не так. Оставили его там, пусть случайно, но забыли, посчитали погибшим. Ну, как это объяснить – морально, что ли похоронили. Да и сам случай уникальный – дух отдал его афганцу. Правда, Васёк упал без сознания. Может душман и подумал, что не жилец. Но всё равно я о таком никогда не слышал, чтоб пленного просто так отдавали. А сейчас он того душару встретил, да и мы его видели. Вот поворот на выходе из Афгана! Такого в их статьях не прочитаешь. Разве ж можно передать, что Вася чувствовал, когда был там. Ведь он с Родиной простился, понимаете? Можно сказать, часть от себя оторвал и похоронил.
Валера закурил новую сигарету.
- Я всю обратную дорогу пробовал понять, что Вася там тогда чувствовал. Тоже ведь в Афгане служил, немного ту жизнь видел. Знаете, такое чувство, что почти начинаю его понимать, а не ухвачу самую сущность. Будто бы подхожу к высокому забору, знаю, что там, слышу, а дверь найти не мог, чтобы убедиться, что не ошибся и поставить точку в поиске истины. Думаю, что самое сокровенное, что у Васька на сердце осталось, никому не понять, кто этого не пережил.
- Тем более надо интервью дать и на статью согласиться, - медленно ответил Сухарь.
- Это как так?! – немного возмущённо спросил Валера. Он тут душу открыл, а ему по ней …
- Вот вы сказали, что московские журналисты переврали наполовину события, - задумчиво отвечал вор, - Вот и пошла новость в другой масти. Возможно волнение, суета нервов в аэропорту сыграли свою роль в минус. Поэтому вам нужно всё взвесить, подробно оговорить с корреспондентом и вперёд! Парня вы вытащили? Да. Разве его судьба не стоит, чтобы о ней рассказали и узнали?
Только тут до Валеры дошёл замысел Сухаря – верный и аргументированный.
- Крыть нечем, - улыбнулся Осколков, - Вы всё точно рассчитали.
Вор с лёгкой улыбкой развёл руками – мол, а ты как думал.
- Скажите, почему вы меня по имени отчеству называете и на вы? – спросил он вдруг собеседника, - Я ведь младше вас.
Видно, что вопрос немного его удивил, даже левая бровь приподнялась.
- Умеете вы, уважаемый, разговор поддержать, - сказал он с улыбкой, которую тут же погасил и продолжил, - Вы мне не кум, не сват, не брат. На брудершафт мы с вами не пили, так почему я должен тыкать? Может быть вы думаете, что мне, как представителю воровского сообщества чужды понятия культуры? К тому же вы забываете старую истину – вор должен быть культурным, в работе помогает – поверьте.
Валера по тону понимал, что собеседник говорит немного в шутливом тоне, но всё равно ему стало неудобно за свой вопрос.
- Про поиск ответа так скажу – правы. Пока сам не пройдёшь – не поймёшь, - продолжил вор, - Давно это было, в мою первую ходку. Свела меня судьба с одним уважаемым человеком. Он прибыл в лагерь, когда ему расстрел на срок заменили. За его плечами были ещё те – сталинские лагеря, в разгар сучьей войны. Повидал, одним словом, достаточно. Вышла мутная тема по которой на него решили двух ментов списать, что с его биографией и труда не составляло. Вот и дал ему наш самый гуманный в мире суд вышака. Много он камер видел. В той, для смертников, всё такое же, а вот обстановка, или атмофэра - тягостная, когда знаешь, что будет, а времени исполнения приговора не знаешь. Неделя, месяц, второй, а нервы – струны до того натянуты, что готовы от слова лопнуть. Даже не верилось ему, что вообще могут в расход пустить. Был в таких же камерах и выходил, а сейчас? Меняются люди после этого, меняются. Повезло ему. Случайно нашли убийцу, свой же оказался – следы заметал. Часто потом в разных хатах его слова мне вспоминались. Пытался примерить, понять его, но не мог, а на практике фортануло и не пришлось. Так что правильно описали, вроде как у забора идёшь, а войти не получается.
Снова закурили. Вечер выдался спокойный, без наплыва посетителей.
- Не зря вы мне, Валерий Михалыч, в первый раз показались, - посмотрел на него в упор вор, - И Шатун рассказывал, как вы с ними разговор вели. Вы как и я - не меняете веры. Плохо, что она у вас не наша.
- А может быть и хорошо? – спокойно взглянув на Сухаря после паузы задал Валера вопрос.
- Вполне возможно, - ответил, не отводя взгляда вор, - Теперь к делу. Со следующего месяца будете платить половину от прежнего. Николаевич в курсе, так что при расчёте не ошибитесь.
- С чего вдруг? – удивился Валера.
- Решил я так, что с вас всего пятак, - ответил вор, поднялся, кивнул на прощание и пошёл к машине.
Вначале к нему на работу приехала женщина – корреспондент местного телевидения. Она внимательно выслушала и записала все пожелания Валерия, а затем задала несколько уточняющих вопросов.
- Для фона нам нужны будут фотографии, у вас нет со службы? – спросила она.
Со службы раз – два обчёлся, - ответил Осколков, - Только я там фотографировал и даже на камеру снимал.
- Вот это – класс! – обрадовалась женщина, - Тогда нас с фоном и заставками ничего выдумывать и не нужно. Тогда мы сможем немного подкорректировать нашу встречу и дать пару небольших кусков, которые вы
прокомментируете.
Они вновь начали обсуждать предстоящую передачу с учётом снятого в Афгане видеоматериала. Акцент решили сделать на том, финальном фото в Бадахаре. Фотография получилась хорошо.
В Афганистане, когда они возвращались к границе, то заехали вновь в Тадархейль. Там Валера случайно познакомился с начинающим местным фотографом, у которого проявил плёнку и сделал несколько фото для Васи. Одну общую фотографию при прощании у дувала кишлака, они отправили через местных в Бадахар для Джамала.
Пересматривая вечером фото, Валера думал: Маленький кусочек бумаги, а сколько в одном запечатлённом моменте собрано событий, людей, размышлений, переживаний, эмоций.
Передача получилась отличной. Чёткие факты, содержательный диалог, интересный рассказ Валерия. Осколкову она тоже понравилась. Они – это Валера и съёмочная группа, сумели рассказать о цели поездки, показать Афган в настоящее время.
Через месяц в газете вышла большая статья. Журналист нашёл свой вариант подачи материала, сделав акцент на солдате, который прожил среди афганцев 4 года. Материалы были вроде как об одном, но освещали их поездку по – разному. Даже ситуации, описанные в газете, не повторяли телепередачу.
Осенью у Валеры произошло радостное событие – родился сын. Семья, работа, учёба наполнили его жизнь. Реже беспокоил Афган. Нет, он не забылся, просто в душе стало меньше беспокойства. Именно – меньше беспокойства, но не воспоминаний.
Через два года у Осколковых родился второй сын.
Прошло ещё немного времени.
На заставу, которая находилась на таджико – афганской границе, въехал УАЗик. Из него вышел молодой подтянутый человек в форме, посмотрел по сторонам и улыбнулся.
У контрактника Осколкова начинался новый период жизни – служба на границе. Вот он Афганистан, казалось, руку протяни и до горы на той стороне достанешь. На деле всё совершенно по - другому.
- Не можешь, ты без меня, не можешь, - шутливо думал Валера, идя по дорожке заставы.
Его отъезд был новостью для всех. Прежде всё решили на семейном совете с Надей, которая поняла любимого человека и не стала отговаривать, хотя и не скрывала своего беспокойства. Родители с обеих сторон, естественно, были против. На работе тоже его не поняли мужики – зачем из дома, да с хорошего места уезжать? Начальник – владелец СТО Анатолий Николаевич долго смотрел ему в глаза, а затем сказал: Видно тебе это необходимо, счастливо, Валера. Сухарь и тот сказал при встрече: Даже не знаю, чего от каждой нашей встречи с вами ждать, Валерий Михайлович. Вроде бы повидал в своей жизни немало, а вы, как фокусник, всё равно чем – то удивите – удачи вам.
Осколков знал, что его в родном городе ждут, потому что он его часть – простая, неотделимая и родная. Также Валера был уверен, что нужен он со своим опытом и желанием там, на границе с далёким Афганистаном, загадочным, непредсказуемым и запавшим в его душу навсегда.
Благодарю всех, кто прошёл вместе с героем по дорогам его жизни, уделив время, поделившись с друзьями ссылками.
На канале представлен ещё ряд материалов по афганской теме:
Вспоминая Афган - стихи https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/vspominaia-afgan-60264c9c331cb763522a8700
Вспоминая Афган. Далёкие звёзды - рассказ https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/vspominaia-afgan-dalekie-zvezdy-istorii-afganskoi-voiny-602799bfb498705a816d010a
Афганцу Павлу Павлову посвящается – статья и стихи https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/afgancu-pavlu-pavlovu-posviascaetsia-620a8e7122136d02aad596c3
Второй подвиг афганца – статья и стихи https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/vtoroi-podvig-afganca-620a92fc22136d02aad98732
Афганские дали - стихи https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/afganskie-dali-620ac2b290cabf1834cc4212
Бородинская вахта афганца Алексея - стихи https://dzen.ru/media/id/5ff5caee4b7e4d35ed1bf0f5/borodinskaia-vahta-afganca-alekseia-6224bf998e10b21e79157dfd