Распродажа века! Платья, пальто, именная печать возлюбленной фюрера Евы Браун, столовые приборы, сервизы и предметы обихода, принадлежавшие Гитлеру и нацистским бонзам… Все это было выставлено на аукционе Hermann Historica в ФРГ. Всего 842 лота. Грандиозная распродажа вещей, связанных с кровавой историей Третьего рейха, вызвала скандал в Европе. Предметы с нацистской символикой на пике популярности. Но кто и зачем скупает эти вещи?
Повышенный интерес к Третьему рейху связан с интересом к оккультизму, супергероям «Марвел» и так далее. Эти явления одного порядка. Еще одно объяснение: подобные вещи покупают люди, симпатизирующие нацистам. Удивительно, но сейчас спрос на эти предметы и одежду намного выше, чем двадцать лет назад.
Раритеты с молотка
600000 евро потратил швейцарский миллионер Абдалла Шатила на покупку вещей, принадлежавших Адольфу Гитлеру. Среди них цилиндр, портсигар, книга «Майн кампф» в переплете из серебра, пишущая машинка фюрера. Но зачем бизнесмену ливанского происхождения, чуждому идеям нацизма, понадобились эти предметы?
По словам самого миллионера, среди его партнеров по бизнесу много евреев. Предприниматель проникся трагической историей этого народа. Вещи, купленные на аукционе, Шатила планировал сжечь, но потом изменил свое решение. Мужчина передал артефакты в мемориальный комплекс Холокоста в Израиле «Яд Вашем».
Очевидно, он не хотел, чтобы вещи попали не в те руки, например, к неонацистам. Не хотел, чтобы эти предметы продавали, чтобы делали деньги на смерти и разрушениях, которые принесла Вторая мировая.
Евреи не хотят забывать то, что пережили жертвы Холокоста, поэтому приобретают и демонстрируют вещи, которые когда-то принадлежали их врагам. По одной из версий, Шатила – подставное лицо. Перед торгами он договорился с властями Израиля об участии в аукционе. Его выигрыш в этой истории – самореклама. Бизнесмен сколотил состояние на продаже алмазов и недвижимости и заинтересован в том, чтобы стать известным.
Действительно, упоминания в прессе бизнесмену гарантированы. Точно так же он может быть уверен, что купленные им вещи заинтересуют израильтян. Они уже много лет охотятся за нацистскими артефактами, а раньше преследовали их хозяев.
По словам директора одного из крупных аукционных домов Европы Билла Панагопулоса, мало кто знает, что крупнейшие дилеры и коллекционеры вещей с нацистской символикой – это евреи. Чтобы не привлекать внимание, они действуют через подставных лиц. Но с чем связан такой интерес?
Возможно, израильтяне верят, что предметы фашистов наделены магической силой, которая действует на любого, кто подержит их в руках. Поэтому артефакты стремятся изъять из обращения или выставляют в музеях за бронированным стеклом.
В символике нацистов преобладает два цвета: красный и черный. Первый означает величие и власть. Не зря в Византии императоры подписывали документы красными чернилами. Черный – это ночь, смерть и колдовство. Сочетание двух цветов символизирует власть смерти или величие колдовства.
Как говорят историки, создатели нацистской формы использовали древние оккультные символы. К фуражкам прикрепляли кокарды с изображением черепа и двух костей. Этот знак так и называли – «мертвая голова». Он символизировал отсутствие страха перед смертью и должен был наводить ужас на врагов. На пряжках был изображен герб Третьего рейха – свастика и орел. На нагрудных карманах и рукавах формы СС – две руны, которые назывались «совило».
В готическом руническом алфавите это был символ солнца, то есть первая буква в этом слове. В девятнадцатом веке правые мыслители утверждали, что это означает «зиг» – «победа», то есть они поменяли его значение.
В петлицах нацисты носили отличительные знаки, выполненные в форме дубовых листьев. Этот символ фашисты позаимствовали у древних римлян. Лавровые и дубовые листья считались знаком мужества, плодородия и силы.
Особое внимание нацисты уделяли внешнему виду солдат вермахта. Военную форму шили только из качественного сукна, а разрабатывали ее лучшие дизайнеры. Солдаты ходили в форме серо-пылевого цвета, представители штурмовых отрядов – коричневого. Войска СС носили черную форму. По слухам, этот цвет выбрал сам рейхсфюрер СС Гиммлер, взяв за образец одежду монахов из Ордена иезуитов. Они выполняли личные поручения Папы.
Генрих Гиммлер сравнивал СС с иезуитами. Они были своего рода секретным обществом. Нацисты прекрасно понимали роль мистицизма, роль символов в большой политике. Они зачаровывали и завлекали, чтобы получить поддержку народа.
Нацисты верили в магию крови. Они считали, что кровь, пролитая на какой-либо предмет, усиливает его магические свойства. Во время путча 1923 года застрелили несколько нацистов. Их кровь пролилась на знамя. Этот флаг стал символом борьбы, его демонстрировали на собраниях и факельных шествиях. Нацисты верили в его силу. С этим знаменем в руках произносили речи на кладбищах.
Кровь и оккультные символы создают тяжелое энергетическое поле вокруг раритетов Третьего рейха. Его чувствуют особо эмоциональные и психически нестабильные люди. Нацистская символика может свести с ума или спровоцировать людей на преступления.
США, штат Колорадо, апрель 1999 года. Двое старшеклассников из школы «Колумбайн» устроили стрельбу, в результате которой погибло двенадцать школьников и учитель. Следствие выяснило, что молодые люди проявляли интерес к нацистской символике. При обыске в комнате одного из убийц полицейские обнаружили фашистское знамя и кофейник со свастикой.
США, штат Виргиния, Блэксберг, апрель 2007 года. Американец корейского происхождения Чо Сын Хи совершает массовое убийство в общежитии местного политехнического университета. Он застрелил 32 человека и покончил с собой. Известно, что он неоднократно покупал на интернет-аукционах агитационные плакаты нацистов с призывами очистить Землю от низших рас.
Британец Адам Томас никого не убивал, но под влиянием нацистской символики полностью поменял свое мировоззрение. Случайно ему в руки попал ремень с изображением свастики на пряжке. Адам заинтересовался идеологией нацизма и стал агрессивным последователем фюрера. Даже сына он назвал в честь кумира – Адольфом.
Огромным спросом пользуется одежда Гитлера и его любовницы Евы. В 2016-м неизвестный покупатель приобрел брюки Адольфа за $62000. Кроме того, фанаты охотятся за украшениями, платьями и даже исподним любимой женщины фюрера.
На британском аукционе продали исподнее Евы Браун. Ночнушка и шелковые трусы ушли с молотка за 6000 фунтов. На трусах сохранились инициалы любовницы Гитлера. На эту коллекцию сразу нашелся покупатель. Но зачем ему понадобились столь интимные вещи Браун? Можно предположить, что одежду покупают сумасшедшие коллекционеры. Они связывают предмет с конкретной личностью, перед которой поклоняются.
Взять, например, «Битлз». Люди их преследовали, стремясь получить кусочек одежды Ринго или его нижнее белье. Это никого не удивляет. Многих удивляет, почему вызывает такой ажиотаж белье Браун, но при этом людям не хочется получить нижнее белье Мао Цзэдуна или его второй либо третьей жены. Это интересный вопрос.
Если верить другой версии, нательное белье Гитлера и его спутницы заинтересовало биоинженеров. На белье могли сохраниться микроскопические частицы кожи и волос. Из них можно выделить ДНК и клонировать и фюрера, и фройляйн Еву. Подобные опыты уже успешно проводят на животных.
По другой версии, фюрера хотят не клонировать, а реинкарнировать. Для этого магического ритуала нужны вещи покойного. Они якобы привлекут душу фюрера, блуждающую в загробном мире, и переместят ее в новое тело.
Для современного человека такие эксперименты могут показаться дикостью. Однако бонзы Третьего рейха верили в переселение душ. Они считали реинкарнацию естественным процессом.
Оккультист и бригадефюрер SS Карл Вилигут считал себя реинкарнацией языческого бога бури и грома Тора. Гиммлер тоже верил в реинкарнацию, он считал себя перерожденным немецким королем десятого века Генрихом I Птицеловом. Гиммлер и Вилигут придумали кольцо SS «Мертвая голова». С его помощью они хотели притягивать души своих нордических предков и укреплять духовно-мистическую связь между высшими офицерами SS.
Некоторые неонацисты считают себя воплощением солдат, отдавших жизнь за фюрера и Великую Германию. С помощью оккультных предметов они надеются вернуть из мира мертвых своего вождя.
В 1960 году чемпионат НХЛ, как обычно, собирает полные стадионы. Во время одного из матчей знаменитому канадскому хоккеисту Бобби Халлу выбивают зуб. Разъяренный игрок (у Бобби было прозвище «Золотой реактивный двигатель») выбрасывает его на трибуну. На следующий день в Америке и Канаде было продано более 20000 зубов этого хоккеиста. Разумеется, все они были подделками.
За свою жизнь Гитлер написал больше сотни картин. Некоторые оценивают весьма высоко. Например, его акварель замка Нойшванштайн в 2014 году китайцы купили за $100000. А вот продажу живописных работ, выставленных на аукционе в Нюрнберге в 2019-м, пришлось отменить. Эксперты усомнились в подлинности полотен. Никто не знает, сколько еще таких подделок гуляет по миру.
В 1983 году солидный западногерманский журнал «Штерн» начинает публиковать сенсационные документы – тайные дневники Адольфа Гитлера. По словам репортера Герда Хайдемана, он выкупил эти материалы у предпринимателя и коллекционера, которому уникальные записи контрабандой привезли из ГДР.
За 62 тома дневников фюрера редакция «Штерна» заплатила огромную сумму в 9000000 марок. Перед публикацией документы отдали на проверку почерковедам. Удивительно, но эксперты подтвердили, что все записи сделаны рукой Гитлера. Несколько месяцев спустя независимые исследователи провели повторную экспертизу. Подделку выдала бумага. Создателем дневником оказался талантливый мошенник, художник и фальсификатор Конрад Куяу.
Кроме «дневников Гитлера», Куяу подделывал автографы политиков ГДР и продавал одежду и предметы быта, якобы принадлежавшие нацистам. Вполне возможно, что эти вещи и сегодня выставляют на аукционах.
Умельцы подделывают не только вещи известных людей, но и предметы искусства, в первую очередь картины. Аукционные дома стараются отследить историю лотов. Чем чище история, тем выше цена. Кроме того, покупатель может заказать дополнительные исследования раритета. Если картину или рукопись признают подделкой, деньги ему вернут.
Почему же фальшивки все же попадают на аукционы? В 2010 году в Германии разразился скандал вокруг так называемой «коллекции Вернера Егерса», бизнесмена из Кельна. Его наследницы – дочка и внучки – продали больше сотни картин, которые они выдавали за полотна известных мастеров. На самом деле автор всех работ – современный немецкий художник Вольфганг Бельтракки. Обвиняемые признали свою вину и получили сравнительно мягкий приговор. И подобные истории редкостью не являются.
В 2000-м две аукционные компании указали в каталогах одно и то же полотно – гогеновскую «Вазу с цветами». Обе организации считали, что у них подлинник. Картины забрали на экспертизу в Париж, где выяснилось, что одна из них в самом деле является не авторской копией, а подделкой.
Родная стихия для мошенника – интернет-аукцион. Здесь продают поддельные золотые слитки, монеты, украшения и даже вина времен Наполеона. В 2013 году в Калифорнии задержали уроженца Индонезии, который выставлял на аукционы обычное вино, выдавая его за редкие, дорогие сорта. При обыске полицейские обнаружили не только мини-завод по производству алкоголя, но и несколько автомобилей представительского класса.
Первые аукционы проводили в Вавилоне за пять веков до нашей эры. На продажу выставляли невест, среди которых были и красавицы, и дурнушки. Женихи платили только за красивых невест. Часть золотых монет, вырученных с торгов, отдавали мужчинам, которые соглашались взять в жены дурнушек. Чем уродливее была невеста, тем больше денег доставалось ее жениху.
Не вверх, а вниз. Удивительно, но первые аукционы проводили не с повышением, а с понижением ставок. Такой вид торгов называли «голландским». Кто первый соглашался на цену, тому и доставался лот.
Привычные нам аукционы появились в восемнадцатом веке. Именно они сформировали художественный вкус царственных особ. Как и три века назад, современные аукционы выступают посредниками между продавцом и покупателем. За свои услуги они берут комиссию от десяти до тридцати процентов от стоимости товара.
На продажу выставляют лот, за который начинают бороться участники аукциона. Побеждает тот, кто делает самую крупную ставку. Говорят, что торги пробуждают в людях охотничьи инстинкты. Ты платишь не только за саму вещь, но и за пережитый азарт. Если раньше на аукционе выставляли в основном произведения искусства, то в наши дни на этих площадках продают все подряд.
Проданная история
Со времен распада СССР западные коллекционеры проявляют интерес к вещам с коммунистической символикой. Но есть и другая группа собирателей. Значки, вымпелы, плакаты, пионерские знамена, гипсовые бюсты основоположников марксизма-ленинизма – как правило, все это покупают китайцы.
Например, специалист по антикварному рынку, аукционист Алексей Зайцев рассказывает, что в 2019 году ему довелось продавать с молотка паспорт Василия Сталина, сына Иосифа Виссарионовича. Это было на Сочинском антикварном аукционе. Раритет ушел примерно за миллион рублей.
Сотрудники бюро находок Франкфуртского аэропорта проводят аукционы по продаже забытых вещей. Если в течение оговоренного законом времени багаж не забирают хозяева, его выставляют на торги. С молотка идут хоккейные клюшки, лыжи, компьютеры, велосипеды и целые чемоданы. Что внутри – покупатели не знают. Стоит этот сюрприз от пятидесяти евро и больше. По такой же схеме в Америке продают заброшенные гаражи.
Особой популярностью на аукционах пользуются вещи, чья ценность заключается не в них самих, а в истории человека, которому они принадлежали. За $24000 ушел с молотка зубной протез Уинстона Черчилля. Прядь волос Элвиса Пресли оценили в $115000. Рисунок Дональда Трампа продали на аукционе за $29000, а использованную жвачку Бритни Спирс – за $14000. Кому и зачем все это понадобилось?
По мнению психологов, люди покупают вещи знаменитостей, чтобы приобщиться к их успеху. Это талисманы, которые обещают богатство, славу и власть. Накладной ноготь поп-звезды Леди Гаги ушел с аукциона за $12000, рентгеновский снимок Мэрилин Монро – за $45000, разбитая гитара Курта Кобейна – за $100000.
Есть люди, которые просят расписаться на своем теле, чтобы потом набить поверх этого татуировку, ведь тогда автограф никогда не сотрется. Некоторые приносят собственное белье, чтобы на нем расписались рок-звезды. Это часть культа личности знаменитостей, который очень силен в Америке и Британии.
Италия, Рим, март 2004 года. На торги выставлены личные вещи аргентинского президента Хуана Перона и его жены Эвы. Самый дорогой лот – €130000 – саван для погребения Эвиты, как называли супругу президента простые люди. Показательно, что военный мундир ее мужа оценили значительно дешевле – всего в €75000.
Другое дело, когда покупают вещи, окропленные кровью. Мрачные легенды прошлого оживают в настоящем. В 2012 году на торги выставили гроб Ли Харви Освальда, предполагаемого убийцы Джона Кеннеди. После эксгумации тела в 1981 году Освальда перезахоронили в новом гробу, а этот со временем выставили на продажу. Невероятно, но сосновый ящик, в котором почти двадцать лет пролежал покойник, купили за $87000. Начальная цена гроба на торгах составляла всего тысячу.
На аукционы выставляют вещи политиков, которых называют диктаторами: Саддама Хусейна, Николае Чаушеску, Бенито Муссолини… На различных торгах было продано огромное количество вещей главного злодея двадцатого века – Гитлера. За миллион долларов ушел с молотка его письменный набор. В $45000 аукционеры оценили телефонную книжку фюрера. В ней двести номеров, среди абонентов Геббельс, Борман, Риббентроп. За $20000 продали глобус, стоявший в кабинете Гитлера.
Возможно, в скором времени на торги выставят самый невероятный лот. В марте 2019-го в Германии нашли дневник эсэсовца Эгона Олленхауэра. В своих записях он якобы зафиксировал те места, куда фашисты вывезли награбленное золото, картины, ювелирные украшения и другие ценности.
Владельцы дневника поставили странное условие аукционерам. Бумаги нельзя обнародовать, пока не умрет последний участник Второй мировой. Получается, что дневник можно купить, но нельзя о нем рассказывать. Что это, очередная подделка или реальный след, ведущий к сокровищам Третьего рейха?
Есть легенда, что окружение Гитлера, поняв, что война проиграна, решила позаботиться о будущем. 260 грузовиков вывезли из Берлина золотые слитки, произведения искусства, старинные книги и рукописи. По некоторым сведениям, ценности погрузили на поезд и отправили в Польшу.
Каждый год на аукционах выставляют все больше вещей, так или иначе связанных с эпохой, когда у власти в Германии был Гитлер. Откуда берутся эти раритеты? Нацистская символика буквально наводнила рынок в последние лет двенадцать. И это объяснимо.
Неонацисты стремятся прикоснуться к темной стороне истории. Долгое время местом их поклонения был дом, где родился Гитлер, в городке Браунау-ам-Инн, на границе Австрии и Германии. Чтобы избавиться от напоминаний о национал-социализме, австрийские власти решили разместить в здании полицейский участок.
В феврале 2006 года группа британских подводных археологов поднимает на поверхность двухметрового бронзового орла, держащего в лапах свастику. Он украшал знаменитый немецкий корабль «Адмирал граф Шпее», затонувший в декабре 1939 года у берегов Уругвая. Всего за несколько месяцев линкор успел отправить на дно одиннадцать кораблей союзников, но получил серьезные повреждения и был затоплен самими немцами.
В наши дни встал вопрос: что делать с огромным орлом, эскиз которого нарисовал лично фюрер? Сейчас артефакт хранится на складе под охраной уругвайских военных. Решено продать его с аукциона. Эксперты считают, что за эту уникальную скульптуру можно получить до пятидесяти миллионов евро. Несмотря на такую огромную цену, заинтересованность в покупке уже высказали многие музеи и частные коллекционеры. Появилась информация, что орла могут выставить во время матчей ЧМ по футболу, который пройдет в Катаре в 2022-м.
В Европе запрещена пропаганда нацизма. Если вещь выставляют на аукционе, изображенную на ней свастику, как правило, заклеивают скотчем. Коллекционеры могут покупать раритеты, но любоваться ими в одиночку или с друзьями. Символику Третьего рейха запрещено выставлять на всеобщее обозрение.
Другое дело – Америка. Здесь можно демонстрировать нацистское приветствие, носить значки с фашистской символикой, изображать свастику на футболках и рюкзаках. Американцы оправдываются: первая поправка к американской конституции очень четко говорит о свободе слова и печати, поэтому они не могут ничего запрещать. Даже в Великобритании действуют более строгие законы. Там могут осудить человека за клевету или неуместное политическое высказывание.
Нацистская символика пользуется огромным спросом на американских аукционах. У этого товара есть свои покупатели и свои продавцы. После войны американские солдаты увозили разного рода вещи к себе на родину. Войска США долго находились в Германии. Многие тысячи солдат проходили там службу в пятидесятые и шестидесятые годы. У американцев было больше возможностей, чем, к примеру, у французов, чтобы конфисковать имущество нацистов.
До недавнего времени на аукционах выставляли все подряд, однако под давлением общественности аукционерам пришлось ужесточить требования к лотам. На торги запретили выставлять фотографии с изображением трупов людей, письма военнопленных и объекты с нацистской символикой, выпущенные после 1945-го. То есть теперь на аукционе нельзя купить футболку со свастикой, а вот монеты или книги с таким же символом по-прежнему можно. Вещи времен Рейха причислили к военно-историческим раритетам.
На аукционах продают монеты, форму, патроны. Иногда это ценные вещи, иногда нет. Документ с подлинной подписью Гитлера или Гиммлера стоит несколько тысяч долларов. На первый взгляд все выглядит так, как будто люди просто стремятся заработать. Эксперты советуют вкладывать деньги в монеты, посуду, сувениры времен Рейха. Сегодня нагрудный значок солдата СС стоит лишь $20, а лет через десять его можно будет продать за пятьсот. Вряд ли это тот случай, когда можно сказать: «Бизнес – ничего личного». Людям незаметно внушают, что в истории нацизма не одни только преступления.
Профессор Эрик Кёрлендер преподает современную историю в Стетсонском университете во Флориде. Он замечает, как у студентов меняется отношение к национал-социализму и его вождю.
Он рассказывает:
«У меня есть студент, который посещал антикварный военный магазин. Парень показывал мне марки и монеты Третьего рейха с изображением Гитлера. Он спрашивал: «Это круто?»
Что же случилось с людьми, если нацистские атрибуты превращают в забавные сувениры? Интернет-продавцы снабжают такие лоты нейтральными комментариями, за которыми теряется истинная суть предмета. К примеру, про монеты со свастикой пишут, что это недорогие и оригинальные сувениры, которые можно подарить родственникам и знакомым. Вот так мало-помалу американцам прививают идеологию нацизма. И этот процесс набирает силу.
Лозунг нашего времени: «Америка превыше всего». Его готовы подхватить миллионы граждан Соединенных Штатов. Историки знают, что в 1930-е на волне таких же настроений к власти пришел Гитлер. Современное Украинское государство стало нацистским под аналогичным лозунгом – «Україна понад усе».
На аукционах не только зарабатывают деньги, но и переписывают историю. В 2017 году на торги выставили дневник Джона Кеннеди, который он вел в юности. Будущий президент США написал, что не уверен, будто бы из бункера действительно извлекли тело Гитлера. В 2019-м уже на другом аукционе продали предсмертную записку фюрера. Что же с ним стало на самом деле? Устроители аукционов как будто специально пытаются запутать покупателей.
Так что же такое аукционы – бизнес или политика? Вещи, выставленные на торги, создают определенный образ эпохи и тех или иных исторических персонажей. В 2016 году в Париже продавали личные вещи князя Феликса Юсупова и его супруги. Это исторические документы, иконы, ювелирные украшения, одежда.
Широко разрекламированная распродажа сопровождалась множеством публикаций, которые напомнили публике, чем же знаменит князь. Ведь он был участником одного из самых громких событий начала двадцатого века – убийства друга царской семьи Григория Распутина. О Юсупове говорили и писали с восхищением, как будто он был героем, а не преступником. Зато его жертву обвиняли во всех смертных грехах.
На Западе сибирского крестьянина представляют буквально исчадием ада, развратником и пьяницей, который был наделен сверхъестественной силой. Совсем другой образ Распутина возникает при чтении его писем. Их, кстати, тоже продают с аукционов, только без особого шума. Богобоязненный и мудрый человек из народа, каким был старец, западным исследователям не интересен.
На небольших частных аукционах выставляют вещи власовцев. Информация о торгах разлетается быстро, и вот уже генерала Власова пытаются представить не как предателя, а как героя. Более того, ему собираются установить памятник в Праге. Жителей столицы Чехии пытаются убедить, что Андрей Власов и его армия сыграли решающую роль в освобождении их города от нацистов.
Нацистская символика, которую свободно можно купить на аукционах, нивелирует понятие абсолютного зла. Еще немного, и фашистов будут представлять, как славных ребят, которые просто хотели навести порядок в Европе.
Люди увлечены Третьим рейхом, считают, что нужно брать пример с нацистской Германии. Ведь там было классно, им нравится форма солдатов СС. Они не знают, почему про Гитлера пишут такие плохие вещи, ведь он же построил прекрасные дороги.
Положительный образ Гитлера создают на просторах Интернета. Это даже проще, чем изготавливать фальшивки или выставлять поддельные дневники на аукционах. Блогер может просто высказывать свое мнение, не предоставляя доказательств.
Можно просто сделать запись в блоге. Вот неизвестная статья Гитлера, которую он якобы написал в 1924 году. И в ней он утверждает, что любит евреев. Можно не сомневаться, что такую фальшивую запись начнут распространять все американцы. Они будут говорить друг другу: «Вот видите, Адольф на самом деле уважал евреев. Может, стоить пересмотреть отношение к нему?» Историки обеспокоены этим, потому что настоящим ученым нужны факты. Но для большинства людей это не имеет никакого значения.
По мнению экспертов, образу Гитлера пытаются придать привлекательность, чтобы пересмотреть итоги Второй мировой. Уже сегодня Советский Союз на Западе начинают приравнивать к фашистской Германии. Все закончится тем, что на нашу страну возложат всю ответственность за то, что была развязана самая кровавая война всех времен.
В этой ситуации выигрывает Америка. Она становится единственным победителем, который достойно выполнил свою миссию. Кстати, многие американцы уверены, что Вторая мировая завершилась совсем не так, как написано в школьных учебниках истории. Мол, их страна воевала не только против Германии, но и против СССР.
Ставшая модной нацистская символика, смена героев, переписывание истории – все это вещи одного порядка. Искаженное прошлое влияет на будущее, в котором многие люди на Западе не хотели бы видеть Россию мировой державой. Чтобы добиться этого, в ход пойдет все – от лживых книг до продажи с аукциона раритетов Третьего рейха.
История знает примеры, когда продавали целые страны. В 193 году солдаты преторианской гвардии выставили на торги Римскую империю и титул императора. За 6250 драхм государство купил сенатор Дидий Юлиан. Через три месяца монарха убили, впрочем, как и предыдущего. Новых желающих покупать с аукциона императорский венец уже не нашлось.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы: